Виссарион Белинский
Сочинения Александра Пушкина
Санктпетербург. Одиннадцать томов MDCCCXXXVIII-MDCCCXLI
СТАТЬЯ ОДИННАДЦАТАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ
"Домик в Коломне". - "Родословная моего героя" (Отрывок из сатирической
поэмы). - "Медный Всадник". - "Голуб". - "Египетские ночи". - "Анджело". -
"Сцена из Фауста". - "Пир во время чумы". - "Моцарт и Сальери". - "Скупой
рыцарь". - "Русалка". - "Каменный гость". - "Сцена из рыцарских времен". -
Сказки: "О царе Салтане"; "О мертвой царевне и о семи богатырях"; "О золотом
петушке"; "О рыбаке и рыбке"; "О купце Кузьме Остолопе и о работнике его
Балде". - Повести: "Арап Петра Великого"; "Повести Белкина"; "Пиковая дама";
"Капитанская дочка"; "Дубровский". - "Летопись села Горохина". - "Кирджали".
- "История Пугачевского бунта". - Журнальные статьи. - Заключение. {407}
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах
Под общей редакцией Ф. М. Головенченко
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Том III. Статьи и рецензии 1843-1848
Редакция В. И. Кулешова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------При
разборе остальных сочинений Пушкина, о которых нами не было еще
говорено, мы несколько отступим от того хронологического порядка, в каком
появлялись в свет эти сочинения, чтобы, окончив с поэмами, драматические
произведения обозреть вместе.
"Домик в Коломне" - игрушка, сделанная рукою великого мастера. {408}
Несмотря на видимую незначительность ее со стороны содержания, эта шуточная
повесть тем не менее отличается большими достоинствами со стороны формы.
Остроты, шутки, рассказ, в одно время и легкий и занимательный, местами
проблески чувства, на всем какой-то
превосходный стих - все это тотчас же
особенный колорит и,
наконец,
обличает великого мастера. Когда
нечаянно попадается вам под руку эта, теперь уже столь старая пьеса, и взор
ваш небрежно падает на первую попавшуюся строфу или стих, - все равно, с
начала это или с середины, но только вы, незаметно для самого себя,
непременно прочтете до конца, и на душе
вашей от этого чтения останется
впечатление легкое, но невыразимо сладостное, хотя бы вы уже сто раз читали
и перечитывали эту пьесу прежде. Многих удивит подобное мнение, но "Домик в
Коломне" мы считаем одним из замечательных произведений, в котором, под
легкою, небрежною формою и при видимой незначительности содержания, скрыто
много искусства. Эта пьеса доказывает ту простую истину, что жизнь, лишь бы
искусство верно воспроизводило ее, всегда высоко для нас занимательна и что
люди, ищущие в произведениях искусства только эффектных сюжетов, не понимают
ни жизни, ни искусства. Поэтические произведения так же имеют свой колорит,
как и произведения живописи, и если колорит в картинах ценится так высоко,
что иногда только он один и составляет все их достоинство, то так же точно
колорит должен цениться и в поэтических
произведениях. Правда, он меньше
всего доступен большинству читателей, которые, по обыкновению, прежде всего
хватаются за содержание, за мысль, мимо формы, и потому часто дюжинные
произведения принимаются ими за великие, а великие - за дюжинные. Мы
уверены, что есть много читателей, которым "Домик в Коломне" очень нравится,
но которые тем не менее считают его только миленькою, но очень ничтожною
вещью. Так всегда судит большинство!
"Родословная моего героя", названная отрывком из сатирической повести,
вместе с "Графом Нулиным" и "Домиком в Коломне", составляет тип особенного
рода поэм, которые так любит новая "натуральная" школа нашей литературы,
пошедшая, как известно, не от Карамзина и Дмитриева, а от Пушкина и Гоголя.
Это по преимуществу поэмы нашего времени, потому что их больше других любят
в наше время. И немудрено: в них поэт не прячется за своими героями или за
событием, но прямо от своего лица обращается к читателю с теми вопросами,
которые равно интересны и для самого поэта, и для читателя. В поэмах этого
рода даже важное и патетическое само по себе выказывается с оттенком иронии,
юмористически, и иногда тем сильнее действует на читателя, чем небрежнее
Стр.1