Виссарион Белинский
Сочинения Александра Пушкина
Санктпетербург. Одиннадцать томов MDCCCXXXVIII-MDCCCXLI
СТАТЬЯ ШЕСТАЯ
Поэмы: "Руслан и Людмила", "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан",
"Братья-разбойники".
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах
Под общей редакцией Ф. М. Головенченко
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Том III. Статьи и рецензии 1843-1848
Редакция В. И. Кулешова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Нельзя
ни с чем сравнить восторга и негодования, возбужденных первою
поэмою Пушкина - "Руслан и Людмила". Слишком немногим гениальным творениям
удавалось производить столько шума, сколько произвела эта детская и
нисколько не гениальная поэма. {355} Поборники нового увидели в ней
колоссальное произведение, и долго после того величали они Пушкина забавным
титлом _певца Руслана и Людмилы_. Представители другой крайности, слепые
поклонники старины, почтенные колпаки, были оскорблены и приведены в ярость
появлением "Руслана и Людмилы". Они увидели в ней все, чего в ней нет - чуть
не безбожие, и не увидели в ней ничего из того, что именно есть в ней, то
есть хороших, звучных стихов, ума, эстетического вкуса и,
местами,
проблесков поэзии. Перелистуйте от скуки журналы 1820 года, - и вы с трудом
поверите, что все это писалось и читалось не более как каких-нибудь двадцать
четыре года назад... И это относится не к одним порицательным, но и к
хвалительным статьям, которыми наводнились журналы того времени вследствие
появления "Руслана и Людмилы". Впрочем, подобное явление столько же понятно,
сколько естественно и обыкновенно. Люди, которым не дано способности
углубляться в сущность вещей, разделяются на староверов и на верхоглядов.
Первые стоят за старое и следуют мудрому правилу: _все старое хорошо, потому
что оно - старое, а все новое дурно, потому что оно - новое_; вторые стоят
за новое и следуют мудрому правилу: _все новое хорошо, потому что оно -
новое, а все старое дурно, потому что
оно - старое_. Несмотря на всю
противоположность этих двух партий, они очень похожи одна на другую, потому
что источник их воззрения, при всем своем различии, один и тот же: это -
нравственная слепота, препятствующая видеть сущность предмета. Староверы,
как люди всегда дряхлые, если не годами, то душою, управляются привычкою,
которая заменяет им размышление и избавляет их от всякой умственной работы.
Привыкнув с молодости слышать, что такой-то писатель велик, они не заботятся
узнать, почему он велик и точно ли он велик, и готовы считать безбожником
всякого, кто осмелился бы усомниться в
образом, до появления Пушкина, у наших словесников слыли за великих
писателей Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Державин, Петров,
величии этого писателя. Таким-то
Херасков,
Богданович, - и в их глазах Державин по тому же самому был велик, почему и
Сумароков с Херасковым, то есть по неоспоримому праву давности, а совсем не
потому, чтоб они умели чувствовать и постигать красоты его поэзии. У кого
есть эстетический вкус и кто способен находить красоты в Державине, тот уже
не может восхищаться Сумароковым, Херасковым или Петровым, - а словесники, о
которых мы говорим, равно благоговели перед Сумароковым и Херасковым, как и
перед Державиным; Ломоносова же считали одни наравне с Державиным, другие
ставили выше Державина, а третьи оставались в недоумении, кому из них отдать
пальму первенства. Ясный знак, что всеми этими мнениями управляла привычка,
одна привычка, и больше ничего... Каково же было дожить этим старым детям
привычки до такого страшного поругания, когда общий голос публики нарек
_знаменитым_ поэтом какого-то _Александра Пушкина_, который, по метрическим
книгам, жил на свете не более двадцати
одного года! К вящему соблазну,
реченный Пушкин осмелился писать так, как до него никто не писал на Руси,
возымел неслыханную дерзость, или паче отъявленное буйство - итти своим
собственным путем, не взяв себе за образец ни одного из законодателей
парнасских, великих поэтов иностранных и российских, каковы: Гомер, Пиндар,
Стр.1