Михаил ПОЗДНЯЕВ Облачение архиерея Из «Заметок паршивой овцы» То, что он сам выбирал, мы готовили с вечера, после отпуста, раскладывая на подносах. <...> Саккос оттенка пера пеликана или фламинго, нежный румянец Востока, пунцовый — с испода — сафьян, крытый розовым, поверху густо затканный ветхой, а и до сих пор не осыпавшейся канителью: виноградные гроздья, полный поднос винограда (все-таки был один раз, когда наш владыка велел приготовить во т эт о . потом передумал, однако мне повезло прикоснуться к нему, подержать на подносе) — прямо живой виноград, только схваченный русским морозом, чуть розовеющий из-под серебряной, снежной, зябкой на ощупь густой кисеи. <...> Живым в таком именно смысле был и тот саккос: похоже, и он в нашем веке преобразился в пышущей стужей купели. <...> Обыкновенно владыка решал: золотое, царственное — их всего у него было три — или прочерченное ажурными алыми сферами с алыми ж е крестами внутри, или еще в херувимах с шафрановым опереньем, либо (и чаще) — легчайшее, не достающее до колен, точно как у святителей на иконах: в крестах, врубленных друг в друга, подобно кирпичной кладке. <...> 301 ПОДРИЗНИК Владыка стоит среди храма на кафедре, мы с Володей по правую и левую руку. <...> Вообще облачение архиерея должно выносить духовенство, но у нас это делают иподьяконы: рук не хватает. <...> Значит, вот так: одесную владыки — отец Владимир, отец Павел (он чаще всего служит раннюю и сразу после облаченья уходит крестить) и третьим дряхлый отец Мануил, заштатник, уж е на покое, вдовцом, принявший постриг, Напротив него, ему чета — батюшка Серафим (до монашества Сергий), живущий в коммуналке, неподалеку от нашего храма, один в семи комнатах, все давно выехали, он упирается, дом не сносят из-за него, ключи от шести свободных комнат на кожаном поясе, так что в квартире обычно всегда еще кто-то живет, чаще — из сельских попов, приезжающих в Первопрестольную по хозяйственным нуждам. <...> Герман лишился прихода в Ленинградской епархии <...>