М А Й К Л ТО М АС Е Л ЛО
ИСТОКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
РА З У М Н О Е П О В Е Д Е Н И Е И Я З Ы К
LANGUAGE AND REASONING
М А Й К Л ТО М АС Е Л ЛО
СТОКИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ОБЩЕНИЯ
РАЗУМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЯЗЫК
LANGUAGE AND REASONING
MICHAEL TOMASELLO
ORIGINS OF HUMAN
COMMUNICATION
A B R A DF O R D B O O K
THE MIT PRESS
C A M B R I D GE , M A S S AC H USET TS
L O N D O N, E N GL A N D
МАЙКЛ ТОМАСЕЛЛО
ИСТОКИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ОБЩЕНИЯ
Перевод с английского <...> Т. В. Ахутина
Я ЗЫ К И С Л А В Я Н С К И Х К УЛ ЬТ У Р
МОСКВА 2011
ɍȾɄ 811.161.1
ȻȻɄ 81
Ɍ 56
Origins of Human Communication
Michael Tomasello
ɉɭɛɥɢɤɭɟɬɫɹ ɫ ɪɚɡɪɟɲɟɧɢɹ The MIT Press <...> Томаселло «Истоки человеческого
общения» мы начинаем программу издания на русском языке некоторых наиболее известных зарубежных исследований, посвященных человеку и его основным видовым качествам, таким как язык, мышление, разумное поведение, использование орудий и др. <...> Сейчас теоретический фокус работ
Томаселло — совместная интенциональность (shared intentionality), <...> Заглавия его книг красноречиво говорят о научном пути ученого:
1997 — Tomasello M., Call J. <...> По его словам, основная идея
лекций заключается в следующем: «чтобы понять, как люди общаются между собой при помощи языка, и как эта способность могла возникнуть в ходе эволюции, сначала мы должны разобраться, как люди
общаются при помощи естественных жестов». <...> Шимпанзе не могут так помочь друг
другу. <...> Но для установления намерения необходимо и совместное внимание и наработанный в предыдущем опыте взаимодействия
общий смысловой контекст 1. <...> Отметим на полях, что прослеживать взор
другого человеческим детенышам легче, чем обезьянам, поскольку в
1
Совместное (разделенное) внимание (shared attention) — «способность <...>
Истоки_человеческого_общения_.pdf
МАЙКЛ ТОМАСЕЛЛО
ИСТОКИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ОБЩЕНИЯ
Перевод с анг лийског о
М. В. Фаликман (гл. 1),
Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной (гл. 2—5),
Анны А. Кибрик (гл. 6—7), А. И. Карпухиной (гл. 7)
Научный ре дактор
Т. В. Ахутина
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
МОСКВА 2011
Стр.4
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
811.161.1
81
56
Origins of Human Communication
Michael Tomasello
The MIT Press
© 2008 Massachusetts Institute of Technology
()
09-06-07112
. .
,
56
. . , . . , . , . . .
— .: , 2011. — 328 .
/ . . . . ,
ISB N 985-5-9551-0471-3
— ,
,
.
« » (2008) ,
«
», . .
. , , ,
.
.
, ,
, ,
.
81
«»
ISBN 978-5-9551-0471-3
© . . , , 2011
© « »,
, , , 2011
Стр.5
Оглавление
От составителя программы переводов (А. Д. Кошелев) . . . . . . . . . .
Вступительная статья (Т. В. Ахутина) ........................
7
9
Предисловие и благодарности ................................ 23
Предисловие к русскому изданию ............................. 25
1. Начнем с фундамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2. Целенаправленная коммуникация приматов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.1. Голосовые демонстрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
2.2. Жестовые сигналы ................................... 40
2.3. Коммуникация с людьми .............................. 50
2.4. Целенаправленность в коммуникации
человекообразных обезьян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
2.5. Заключение ......................................... 64
3. Кооперативная коммуникация человека ...................... 67
3.1. Указательный жест и пантомимическая коммуникация ..... 69
3.2. Кооперативная модель коммуникации ................... 77
3.3. Коммуникативные конвенции .......................... 98
3.4. Заключение ......................................... 103
4. Происхождение в онтогенезе ............................... 105
4.1. Указательные жесты младенцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
4.2. Происхождение указательного жеста у младенцев ......... 124
4.3. Ранняя пантомимическая коммуникация ................. 132
4.4. Совместные намерения и первые слова .................. 139
4.5. Заключение ......................................... 147
5. Филогенетические корни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
5.1. Возникновение сотрудничества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
5.2. Появление кооперативной коммуникации ................ 165
5.3. Появление конвенциональной коммуникации . . . . . . . . . . . . 186
5.4. Заключение ......................................... 201
6. Грамматика .............................................. 205
6.1. Грамматика просьбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Стр.6
6
Оглавление
6.2. Грамматика информирования .......................... 226
6.3. Грамматика приобщения и нарратива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
6.4. Конвенционализация языковых конструкций ............. 245
6.5. Заключение ......................................... 259
7. От жестов высших приматов к человеческому языку . . . . . . . . . . . 261
7.1. Подведем итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
7.2. Гипотезы и проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
7.3. Язык как совместная интенциональность ................ 279
Литература ................................................ 281
Именной указатель (сост. О. Куракова) ........................ 301
Предметный указатель (сост. О. Куракова) .................... 305
Стр.7