ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
чГРИГОРЬЕВ Сергей Георгиевич
ородского педагогического
д университета, профессор
епартамента информатики,
управления и технологий
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
чВАСИЛЬЕВ Владимир Николаевич
дл.-корр. раН, чл.-корр. рао,
соктор тех. наук, профессор,
исследовательский университет
информационных технологий,
механики и оптики, ректор
анкт-Петербургский национальный
ГРИНШКУН Вадим Валерьевич
академик рао, доктор пед. наук,
профессор, институт цифрового
образования московского городского
педагогического университета,
начальник департамента
информатизации образования
акКУЗНЕЦОВ Александр Андреевич
адемик рао, доктор пед. наук,
профессор
ЛАПТЕВ Владимир Валентинович
к академик рао, доктор пед. наук,
ранд. физ.-мат. наук, профессор,
педагогический университет
им. а. и. герцена, санкт-Петербург,
первый проректор
оссийский государственный
ЛАПЧИК Михаил Павлович
академик рао, доктор пед. наук,
профессор, омский государственный
педагогический университет,
и зав. кафедрой информатики
методики обучения информатике
НОВИКОВ Дмитрий Александрович
профес чл.-корр. раН, доктор тех. наук,
управления раН, директор
сор, институт проблем
СЕМЕНОВ Алексей Львович
д академик раН, академик рао,
иоктор физ.-мат. наук, профессор,
институт кибернетики
управление» раН, директор
Токтошов Г. Ы. об организации учебного процесса в условиях чрезвычайных
ситуаций ...................................................................................................................................................................... 21
Сас К. П. роль визуализации учебного материала при дистанционном обучении ................. 28
ф образовательной информатики
ц едерального исследовательского
иентра «информатика
СМОЛЯНИНОВА Ольга Георгиевна
академик рао, доктор пед. наук,
профессор, институт педагогики,
психологии и социологии сибирского
федерального университета,
директор
чХЕННЕР Евгений Карлович
л.-корр. рао, доктор
физ.-мат. наук, профессор,
Пермский государственный
национальный исследовательский
университет, зав. кафедрой
информационных технологий
PБОНК Кёртис Джей
иh.D., Педагогическая школа
в ндианского университета
блумингтоне (сШа), профессор
дДАГЕНЕ Валентина Антановна
PСЕНДОВА Евгения
иh.D., институт математики
ак информатики болгарской
( ниверситет калабрии
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аникьева М. А. разработка модуля расчета индивидуального графика освоения
материалов учебной дисциплины .................................................................................................................. 35
Филипов А. В. методика автоматического составления списка терминов на основе
готовых конспектов уроков ................................................................................................................................ 46
Королёв М. Е. компьютерная симуляция на уроках информатики как фактор
преемственности школьного образования при обучении математическому
моделированию ....................................................................................................................................................... 52
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
октор наук, факультет математики
и информатики вильнюсского
университета (Литва), профессор
д адемии наук (софия, болгария),
уоктор физ.-мат. наук, профессор,
оцент, ст. научный сотрудник
дСЕРГЕЕВ Ярослав Дмитриевич
козенца, италия), профессор
PФОМИН Сергей Анатольевич
PФОРКОШ БАРУХ Алона
h.D., университет штата калифорния
в Чико (сШа), профессор
с им. Левински (тель-авив, израиль),
h.D., Педагогический колледж
т. преподаватель
Журнал входит в Перечень российских рецензируемых научных изданий ВАК,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
1
Скафа Е. И. организация проектно-эвристической деятельности будущих учителей
математики по созданию мультимедийных средств обучения ......................................................... 59
На учно-ме т
л.-корр. рао, доктор тех. наук,
профессор, институт цифрового
г образования московского
о ди ческий
издается с августа 1986 года
ж урна л
иНформатика и образоваНие
№ 5 (324) июнь 2021
учредители:
российская академия образования
издательство «образование и информатика»
Содержание
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Мариносян А. Х., Андрюшкова О. В. многокритериальная методика оценки качества
LMS в рамках эмергентной системы обучения ............................................................................................4
Алябышева Ю. А., Веряев А. А. вопрошающая активность учителей информатики
и авторов школьных учебников ....................................................................................................................... 12
Стр.3
EDITOR-IN-CHIEF
CSergey G. GRIGORIEV,
S cien tific -methodical jour nal
orresponding Member of RAE,
P Dr. Sci. (Eng.), Professor,
EDITORIAL BOARD
CVladimir N. VASILIEV,
Mrofessor at the Department of IT,
C Institute of Digital Education, Moscow
anagement, and Technology,
ity University (Moscow, Russia)
Corresponding Member of RAS,
(St. Petersburg, Russia)
AVadim V. GRINSHKUN,
(Moscow City University
oscow, Russia)
orresponding Member of RAE,
S Dr. Sci. (Eng.), Professor, Rector of
echnologies, Mechanics and Optics
aint Petersburg National Research
T University of Information
Pcademician of RAE, Dr. Sci. (Edu.),
ofrofessor, head of the Department
Education Informatization,
M Institute of Digital Education,
AAlexander A. KUZNETSOV,
rofessor (Moscow, Russia)
Pcademician of RAE, Dr. Sci. (Edu.),
A Vladimir V. LAPTEV,
t. Petersburg, Russia)
AMichail P. LAPCHIK,
Table of Contents
Ccademician of RAE, Dr. Sci. (Edu.),
Fand. Sci. (Phys.-Math.), Professor,
Pirst Vice Rector of the herzen State
(Sedagogical University of Russia
Pcademician of RAE, Dr. Sci. (Edu.),
ofrofessor, head of the Department
Informatics and Informatics
P Teaching Methods, Omsk State
edagogical University (Omsk, Russia)
CDmitry A. NOVIKOV,
Dr. Sci. (Eng.), Professor, Director
of the Institute of Control Sciences
of RAS (Moscow, Russia)
orresponding Member of RAS,
AAlexei L. SEMENOV,
Rcademician of RAS, Academician of
inybernetics and Informatics
AE, Dr. Sci. (Phys.-Math.), Professor,
C Director of the Institute for
ontrol” of RAS (Moscow, Russia)
AOlga G. SMOLYANINOVA,
(Krasnoyarsk, Russia)
CEvgeniy K. KHENNER,
(Perm, Russia)
PCurtis Jay BONK,
Pcademician of RAE, Dr. Sci. (Edu.),
Erofessor, Director of Institute of
Sducation Science, Psychology and
Dr. Sci. (Phys.-Math.), Professor, head
T of the Department of Information
orresponding Member of RAE,
echnologies, Perm State University
of Education of Indiana University
in bloomington (bloomington, USA)
h.D., Professor of the School
Dr Valentina DAGIENĖ,
PEvgenia SENDOVA,
ofia, bulgaria)
. (hP), Professor at the Department
I of Didactics of Mathematics and
Vilnius, Lithuania)
nformatics, Faculty of Mathematics
( and Informatics, Vilnius University
Mh.D., Associate Professor, Institute of
b athematics and Informatics of
(Sulgarian Academy of Sciences
PYaroslav D. SERGEYEV,
Calabria (Cosenza, Italy)
PSergei A. FOMIN,
Ph.D., D.Sc., D.h.C., Distinguished
ofrofessor, Professor, University
h.D., Professor, California State
University in Chico (Chico, USA)
P Alona FORKOSH BARUCH,
Ch.D., Senior Teacher, Pedagogical
ollege Levinsky (Tel Aviv, Israel)
2
The journal is included in the List of Russian peer-reviewed scientific publications
of the Higher Attestation Commission, in which the main scientific results of dissertations
should be published for the degrees of Doctor of Sciences and Candidate of Sciences
PEDAGOGICAL EXPERIENCE
A. Kh. Marinosyan, O. V. Andryushkova. Multi-criteria methodology for LMS quality
assessment within the framework of emergent learning system ..............................................................4
Yu. A. Alyabysheva, A. A. Veryaev. Questioning activity of informatics teachers
and authors of school textbooks ......................................................................................................................... 12
G. Y. Toktoshov. On the organization of the educational process in the conditions of
emergency situations .............................................................................................................................................. 21
K. P. Sas. The role of visualization of educational material in distance learning ............................... 28
C Education of the Federal Research
Center “Computer Science and
INFORMATIZATION OF EDUCATION
M. A. Anikieva. Development of a module for calculating an individual schedule for
mastering the materials of an academic discipline ...................................................................................... 35
ociology, Siberian Federal University
A. V. Filipov. A technique for automatically creating a list of terms based on ready-made
lesson articles ............................................................................................................................................................. 46
M. E. Korolev. Computer simulation in informatics lessons as a factor of the continuity of
school education in teaching mathematical modeling .............................................................................. 52
PEDAGOGICAL PERSONNEL
E. I. Skafa. Organization of project-heuristic activity of future mathematics teachers in
creating multimedia teaching tools ................................................................................................................... 59
INFORMATICS AND EDUCATION
№ 5 (324) June 2021
PUbLIShED SINCE AUgUST 1986
Founders:
The Russian Academy of Education
The Publishing house "Education and Informatics"
Стр.4