Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Прагматика грамматики (258,50 руб.)

0   0
Первый авторЗельдович Г. М.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц647
ID225311
АннотацияЕсли семантику интересует собственная "сущность" языковых единиц, то прагматика занимается вопросом, как же мы эти единицы реально используем. Использование намного богаче и непредсказуемее, нежели семантический инвариант, и особенно хорошо это видно в грамматике, чьи единицы на первый взгляд необыкновенно многозначны и капризны в своем поведении, однако при более глубоком анализе их семантическое устройство оказывается сравнительно несложным - а реально наблюдаемые капризы их поведения объясняются общими, не специфически грамматическими принципами функционирования языка. Эта книга - о том, как в грамматике взаимодействуют семантика и прагматика, о том, почему грамматика устроена просто, и о том, почему для нас это не всегда очевидно.
ISBN978-5-9551-0589-5
УДК80/81
ББК81
Зельдович, Г. М. Прагматика грамматики / Г. М. Зельдович .— Москва : Языки славянской культуры, 2012 .— 647 с. — (Studia philologica) .— На тит. листе указ. изд-во: Языки славянских культур .— ISBN 978-5-9551-0589-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/225311 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор работ о коммуникативной структуре высказывания, квантификации, семантике частиц, глагольном виде, предикативных именах, залоге и диатезе, о суггестивной роли морфосинтаксических явлений в лирической поэзии, в том числе книг: Русские временные квантификаторы (Вена, 1998); Русский вид (Торунь, 2002); Русское предикативное имя (Торунь, 2005). <...> Русское предикативное имя: согласованная форма VS творительный падеж. <...> Во-вторых, импликатура всегда вычислима, то есть возникает закономерным путем, благодаря действию вполне определенных и — особенно важно — универсальных механизмов. <...> Особенно выразительным кажется пример русского творительного падежа, частными случаями которого считаются (см. особенно [Мразек 1964; Wierzbicka 1980]) творительный инструмента или средства (самый прототипический; например, Иван убил Петра топором; Я вылечил его аспирином), творительный субъекта в страдательном залоге (близкий к прототипу, ибо здесь субъект как правило является каузатором и в этом подобен инструменту), творительный места (Иду полем), два творительных времени (Пришел темной ночью; Месяцами сидит в командировках), творительный сравнения (морда кирпичиком), творительный «аспекта» (Мешки различаются весом), творительный транспортного средства (Ехать поездом) и т. д. <...> Можно принять, что творительный падеж имеет всегда одно и то же значение, в первом приближении ‘что-то, что происходит с денотатом соответствующего существительного, каузирует те или иные события, о которых сказано в предложении’, а все видимое разнообразие его употреблений связано с контекстом и с конкретизацией этого тривиального по сути смысла. <...> 6 От автора 13 Напоследок мы хотим вернуться к вопросу, какие же именно правила прагматики будут для нас важны, и добавить, что в поле наших интересов окажется не только прагматика грайсовского типа, но и теория релевантности. <...> Не входя в дискуссию о том, как вообще соотносятся грайсовская прагматика и теория релевантности <...>
Прагматика_грамматики.pdf
Стр.4
Стр.5
Стр.8
Стр.9
Прагматика_грамматики.pdf
Г. М. Зельдович ПРАГМАТИКА ГРАММАТИКИ ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР МОСКВА 2012
Стр.4
 80/81  81  48 «Publikacja sfinansowana przez Wydzia Lingwistyki Stosowanej Uniwersytetu Warszawskiego» «         »  . .  48  . — .:   , 2012. — 648 c. ISBN 978-5-9551-0589-5     «»  ,    ,       .     ,   ,       ,            ,            —        ,      .   —  ,       ,  ,    ,   ,       .  81      .  « », 1919 . Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0589-5 © . . , 2012 ©  «  », 2012
Стр.5
Оглавление От автора Часть I. Русский вид: семантика и пРагматика Предисловие Глава 1. Семантика и прагматика совершенного вида Глава 2 Семантика и прагматика несовершенного вида Глава 3. Вид и отрицание, вид и модальность Глава 4. Почему русские глаголы бывают двувидовыми? Заключение Часть II. ЗалОг и диатеЗа Глава 1 Синтетический пассив совершенного вида на -ся Почему его образование так затруднено? Глава 2. Возвратные дативные конструкции типа Не пишется Случайность или композиционность? Глава 3 русские активно-безобъектные глаголы Непродуктивная продуктивность Глава 4. Конструкции с генитивным подлежащим Прагматический подход Часть III. РусскОе пРедикативнОе имя Предисловие Глава 1 Краткая форма прилагательного Глава 2 Семантика и прагматика творительного падежа Глава 3. русское предикативное имя: согласованная форма VS творительный падеж Заключение 443 446 472 543 596 245 296 355 366 21 34 72 154 195 243 7
Стр.8
6 Оглавление Часть IV. гРамматика в пОэтике Глава 1 Грамматика поэзии: грамматическая литота бориса Пастернака Глава 2 Марина Цветаева: эллипсис как средство организации текста Литература 599 621 631
Стр.9