Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Спортивное плавание: путь к успеху. В 2 кн. Кн. 2 (1210,00 руб.)

1   0
АвторыПлатонов В. Н.
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц544
ID225208
АннотацияВ данном издании, состоящем из двух книг, представлена система знаний, относящаяся к технике спортивного плавания и методике подготовки пловцов на всех этапах многолетней спортивной карьеры. Преимущественной особенностью этой работы является объединение богатого исторического наследия с передовыми научными знаниями и обобщением достижений мировой практики последних десятилетий.
Кому рекомендованоДля тренеров и других специалистов в области спортивного плавания, студентов и преподавателей вузов физического воспитания и спорта, спортсменов высокой квалификации, научных работников, спортивных врачей.
ISBN978-5-9718-0562-5 (кн. 2)
УДК797.2
ББК75.717.5
Спортивное плавание: путь к успеху. В 2 кн. Кн. 2 / ред. В.Н. Платонов .— Москва : Советский спорт, 2012 .— 544 с. : ил. — Библиогр.: с. 526–543 .— ISBN 978-5-9718-0562-5 (кн. 2) .— ISBN 978-5-9718-0560-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/225208 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пловец в условиях нарушения циркадных ритмов ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ Суточные изменения состояния организма спортсмена ‚ Тренировка и соревнования в различное время суток ‚ ‚ Десинхронизация циркадных ритмов организма спортсмена после дальних перелетов ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ 464 Ресинхронизация циркадных ритмов организма спортсмена после дальних перелетов ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ 467 Перелеты к местам подготовки и соревнований и «дорожная усталость» ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ 470 Diana 37. <...> «Чтобы воспитать пловца высокого класса, необходимо упорно работать над техникой с раннего возраста, еще до начала выполнения длинных серий и аэробной тренировки, Если этого не делать, ТО В ДЗЛЬНЕЙШЕМ С ТЕХНИКОЙ НЕИЗбЕЖНО ВОЗНИКНУТ СЕРЬЕЗНЫЕ проблемы Совершенствование техники должно быть неотъемлемой частью занятий при работе с пловцами старшей возрастной ГРУППЫ, а также И С ПЛОВЦЗМИ НЗЦИОНЗЛЬНОТО УРОВНЯ, МЫ СВОИХ ПЛОВЦОВ переводим В СЛЕДУЮЩУЮ Группу Ha основании ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДТОТОВЛЕННОСТИ, а НЕ В зависимости ОТ скорости И ВЫНОСЛИВОСТИ, Я ПОСТОЯННО подчеркиваю, Обращаясь K nnosuaM, ЧТО МЫ ЯВЛЯЕМСЯ партнерами В совершенствовании ТЕХНИКИ, а ПЛОВЕЦ ведущий партнер, Если пловец берет на себя ответственность, он становится бОЛЕЕ заинтересованным И быстро ИЗМЕНЯЕТСЯ В ЛУЧШУЮ сторону», Стив Матир, главный тренер плавательного клуба г Плано (штат Техас) В структуре технической оснащенности пловцов следует выделять базовые и дополнительные двигательные действия. <...> Известно, что подавляющее большинство пловцов выполняют пронос с высоким положением локтя и свободно свисающими предплечьем и кистью, а преимущества такой техники выполнения этого элемента многократно описаны B литературе. <...> Способность пловца к эффективным двигательным действиям B условиях острой конкуренции и высокой ответственности за конечный результат, B состоянии прогрессирующего и тяжелого утомления и при действии ДРУГИХ сбивающих факторов, является основным показателем <...>
Спортивное_плавание._Путь_к_успеху._Книга_2..pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Спортивное_плавание._Путь_к_успеху._Книга_2..pdf
ПЛАВАНИЕ СПОРТИВНОЕ ПУТЬ К УСПЕХУ
Стр.1
СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ ПУТЬ К УСПЕХУ В ДВУХ КНИГАХ Под общей редакцией В. Н. Платонова
Стр.2
СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ ПУТЬ К УСПЕХУ КНИГА 2 МОСКВА 2012
Стр.3
ББК 75.717.5 C73 C73 Спортивное ïëàâàíèå: путь к успеху : в 2 êí. / под îáù. ðåä. Â. Í. Платонова. – Ì. : Советский ñïîðò, 2012. Êí. 2.– 544 ñ. : èë., òàáë. – Áèáëèîãð. : ñ. 526–543. ISBN 978-5-9718-0562-5 В данном издании, состоящем из двух книг, представлена система знаний, относящаяся к технике спортивного плавания и методике подготовки пловцов на всех этапах многолетней спортивной карьеры. Преимущественной особенностью этой работы является объединение богатого исторического наследия с передовыми научными знаниями и обобщением достижений мировой практики последних десятилетий. Для тренеров и других специалистов в области спортивного плавания, студентов и преподавателей вузов физического воспитания и спорта, спортсменов высокой квалификации, научных работников, спортивных врачей. ББК 75.717.5 © Â. Í. Ïëàòîíîâ, 2012 ISBN 978-5-9718-0562-5 (Êí. 2) ISBN 978-5-9718-0560-1 © Оформление. ОАО «Издательство “Советский ñïîðò”», 2012
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ Часть VI. асть VI. ТЕХНИЧЕСКАЯ, ТАКТИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Глава 20. Техническая подготовленность и техническая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 ТЕХНИЧЕСКАЯ, ТАКТИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ Глава 20. Техническая подготовленность и техническая подготовка Техническая подготовленность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Передовая спортивная практика — основной источник прогресса в технике плавания . . . . . . 12 Техническая подготовка пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Техническая подготовка пловцов в деятельности тренеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Взаимосвязь между темпом äâèæåíèé, шагом гребка и скоростью плавания . . . . . . . . . . . . . 25 Глава 21. Тактическая подготовленность и тактическая подготовка Глава 21. Тактическая подготовленность и тактическая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Варианты тактики преодоления дистанций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Технико-тактические схемы проплывания дистанций различной длины . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Тактика выступлений в предварительных, полуфинальных и финальных çàïëûâàõ. . . . . . . . . 41 Основы тактической подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Глава 22. Психологическая подготовленность и психологическая подготовка Глава 22. Психологическая подготовленность и психологическая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Качества психики и направления психологической подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Формирование мотивации занятий спортом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Волевая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Формирование уверенности в своих силах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Идеомоторная тренировка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 Регулирование психической напряженности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Совершенствование толерантности к эмоциональному стрессу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 Управление стартовыми состояниями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 Часть VII. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ПЛОВЦОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 Глава 23. Сила и силовая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 асть VII. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ПЛОВЦОВ Глава 23. Сила и силовая подготовка Виды силовых качеств и направления силовой подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 Режимы работы мышц и методы силовой подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Эффективность различных методов силовой подготовки и особенности их использования . . 74 Методика силовой подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Силовая подготовка на суше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 Повышение способностей к реализации силового потенциала при плавании и силовая подготовка в воде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Контроль силовых качеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 Упражнения для развития силовых качеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Упражнения для развития силы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Глава 24. Скоростные качества и скоростная подготовка Глава 24. Скоростные качества и скоростная подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 Виды скоростных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 Средства скоростной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 Методика скоростной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Продолжительность упражнений и количество повторений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Интенсивность работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Продолжительность пауз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Стимуляция скоростных способностей в процессе тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Контроль скоростных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Стр.5
6 Глава 25. Выносливость и методика ее совершенствования ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 25. Выносливость и методика ее совершенствования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 Виды выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 Развитие общей выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 Развитие специальной выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Подход специалистов США и Австралии к развитию выносливости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 Целостное развитие специальной выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Повышение мощности и емкости анаэробной алактатной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Повышение ìîùíîñòè, емкости и подвижности анаэробной лактатной системы . . . . . . . . . 140 Повышение ìîùíîñòè, емкости и подвижности аэробной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 Повышение способности к реализации энергетического потенциала . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Тренировка с задержкой дыхания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 Контроль выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Глава 26. Гибкость и методика ее совершенствования Глава 26. Гибкость и методика ее совершенствования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 Виды и значение гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 Ôàêòîðû, определяющие уровень гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 Методика развития гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 Упражнения, направленные на развитие гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 Контроль гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 Глава 27. Глава 27. Координация Координация и методика ее совершенствования методика ее совершенствования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 Структура и виды координационных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 Способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 Способность к сохранению устойчивости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 Чувство ритма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Способность к ориентированию в пространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 Способность к произвольному расслаблению мышц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 Развитие координационных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 Контроль координационных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 Часть VIII. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 Глава 28. Построение процесса многолетнего совершенствования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 Часть VIII. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ Глава 28. Построение процесса многолетнего совершенствования Формирование теоретико-методических основ многолетнего совершенствования . . . . . . . . 198 Продолжительность и особенности многолетней тренировочной и соревновательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 Возрастные ориентиры и общая структура многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 Оптимальный возраст для начала занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 Периодизация многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 Общая структура многолетней подготовки пловцов, специализирующихся в разных способах плавания и на различных дистанциях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 Общая характеристика этапов многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Предрасположенность пловцов разного возраста к выполнению тренировочных программ различной направленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 Выбор спортивной специализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 Варианты восхождения пловцов к вершинам спортивного мастерства . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 Соревнования возрастных групп и построение многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . . . 236 Динамика нагрузок и соотношение работы различной преимущественной направленности . 240 Основные направления интенсификации подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 Объем и соотношение работы различной направленности в воде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 Объем и соотношение работы различной направленности на суше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248 Периодизация годичной подготовки на этапах многолетнего совершенствования . . . . . . . . 249 Олимпийские (÷åòûðåõëåòíèå) циклы подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 Глава 29. Отбор и ориентация в системе подготовки Глава 29. Отбор и ориентация в системе подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253 Связь отбора и ориентации с этапами многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253 Организационные особенности спортивного отбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256 Направления исследований в процессе отбора и ориентации пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 Генетическая предрасположенность к достижениям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 Особенности телосложения (êîíñòèòóöèè) пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263 Предрасположенность юных пловцов к достижениям на различных дистанциях . . . . . . . . . 266
Стр.6
7 Первичный отбор и ориентация на первом этапе многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . 269 Предварительный отбор и ориентация на втором этапе многолетней подготовки . . . . . . . . . 272 Промежуточный отбор и ориентация на третьем этапе многолетней подготовки . . . . . . . . . 273 Основной отбор и ориентация на четвертом и пятом этапах многолетней подготовки . . . . 274 Заключительный отбор и ориентация на шестом и седьмом этапах многолетней подготовки 276 Глава 30. Построение подготовки в течение года Глава 30. Построение подготовки в течение года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 Общая структура годичной подготовки и макроциклов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 Теория периодизации годичной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 Развитие теории периодизации в соответствии с современным календарем соревнований . . 285 Периодизация годичной подготовки в системе многолетнего совершенствования . . . . . . . . 288 Объем и соотношение средств различной преимущественной направленности . . . . . . . . . . . 296 Периодизация и соревновательная деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 Периодизация подготовки в течение года (восточноевропейский îïûò) . . . . . . . . . . . . . . . . 301 Периодизация подготовки в течение года (американский îïûò) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314 Периодизация подготовки в течение года (австралийский îïûò) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 Современные òðåõ-, ÷åòûðåõ- и пятицикловые модели периодизации . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 Øåñòè- и семицикловые модели периодизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 Особенности подготовки пловцов различной специализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 Контроль за протеканием реакций адаптации и коррекция тренировочного процесса . . . . . 345 Глава 31. Тренировочные занятия и построение их программ Глава 31. Тренировочные занятия и построение их программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 Общая структура занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 Типы и организация занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350 Нагрузка занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352 Направленность занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353 Занятия избирательной и комплексной направленности в системе подготовки . . . . . . . . . . 357 Построение программ занятий на различных этапах многолетней подготовки . . . . . . . . . . . 357 Типовые программы тренировочных занятий в воде на различных этапах многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360 Особенности построения программ тренировочных занятий пловцов, специализирующихся на средних и длинных дистанциях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365 Особенности построения программ тренировочных занятий пловцов-спринтеров . . . . . . . . 369 Расширение программ тренировочных занятий при подготовке пловцов высшего класса . . . 371 Глава 32. Микроциклы и построение их программ Глава 32. Микроциклы и построение их программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 Типы микроциклов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 Объем работы и величина суммарной нагрузки в микроциклах различных типов . . . . . . . . . 376 Основы чередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками . . . 377 Особенности построения микроциклов в течение многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . 382 Втягивающие микроциклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383 Ударные микроциклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 Подводящие микроциклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388 Соревновательные микроциклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392 Восстановительные микроциклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 Особенности построения микроциклов при нескольких занятиях в течение дня . . . . . . . . . 394 Из опыта работы известных тренеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 Глава 33. Мезоциклы и построение их программ Глава 33. Мезоциклы и построение их программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401 Типы мезоциклов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402 Величина и динамика нагрузки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404 Сочетание микроциклов в мезоцикле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405 Особенности построения мезоциклов при тренировке женщин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408 Глава 34. Непосредственная подготовка к соревнованиям Глава 34. Непосредственная подготовка к соревнованиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409 Термины «ñóæåíèå» и «непосредственная подготовка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411 Структура этапа непосредственной подготовки пловцов (разработки специалистов СССР и ÃÄÐ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412 Участие в соревнованиях и особенности непосредственной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . 420 Дифференциация подготовки в предсоревновательном мезоцикле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421 Продолжительность предсоревновательного мезоцикла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
Стр.7
8 ОГЛАВЛЕНИЕ Суммарный объем работы в предсоревновательном мезоцикле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424 Динамика объема работы в предсоревновательном мезоцикле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425 Содержание тренировки в предсоревновательном мезоцикле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427 Непосредственная подготовка к серии соревнований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428 Предстартовая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429 Часть IX. Часть IX. ВНЕТРЕНИРОВОЧНЫЕ И ВНЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435 Глава 35. Среднегорье, высокогорье и искусственная гипоксия в системе подготовки ВНЕТРЕНИРОВОЧНЫЕ И ВНЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ Глава 35. Среднегорье, высокогорье и искусственная гипоксия в системе подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . 436 Горный климат и его особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437 Адаптация человека к высотной гипоксии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438 Формы гипоксической тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444 Оптимальная высота для горной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446 Проживание в условиях искусственной ãèïîêñèè, тренировка на уровне моря . . . . . . . . . . 448 Cðî÷íàÿ акклиматизация спортсменов к горному климату . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450 Реакклиматизация, отставленный эффект и деадаптация после возвращения с гор . . . . . . . 451 Оптимальная продолжительность и структура цикла горной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . 453 Тренировка в горах в системе годичной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456 Тренировка в горах в системе непосредственной подготовки к главным соревнованиям . . . 459 Глава 36. Пловец в условиях нарушения циркадных ритмов Глава 36. Пловец в условиях нарушения циркадных ритмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462 Суточные изменения состояния организма спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462 Тренировка и соревнования в различное время суток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463 Десинхронизация циркадных ритмов организма спортсмена после дальних перелетов . . . . . 464 Ресинхронизация циркадных ритмов организма спортсмена после дальних перелетов . . . . . 467 Перелеты к местам подготовки и соревнований и «äîðîæíàÿ усталость» . . . . . . . . . . . . . . . 470 Глава 37. Средства восстановления и стимуляции работоспособности Глава 37. Средства восстановления и стимуляции работоспособности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472 Характеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности . . . . . . . . . . . . . 474 Основные направления использования средств управления работоспособностью и восстановительными процессами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 480 Планирование средств восстановления и стимуляции работоспособности в процессе подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483 Глава 38. Диетологическое и фармакологическое обеспечение Глава 38. Диетологическое и фармакологическое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485 Общие основы рационального питания спортсменов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485 Питьевой режим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488 Потребление углеводов, áåëêîâ, жиров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488 Потребление углеводов и содержание гликогена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 490 Особенности питание юных пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495 Особенности питания женщин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497 Питание и масса тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 498 Âèòàìèíû, ìèíåðàëû, стимуляторы растительного происхождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500 Использование продуктов повышенной биологической ценности в процессе подготовки пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503 Основные принципы фармакологического обеспечения спортивной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 504 Место диетических добавок в системе фармакологического обеспечения спортивной деятельности пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505 Применение диетических добавок в системе подготовки пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506 Использование фармакологических препаратов в зависимости от направленности тренировочного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 509 Глава 39. Травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата Глава 39. Травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 512 Функциональная анатомия и кинезиология плечевого пояса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 512 Патогенез заболевания вращательной манжеты плеча . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515 Повреждения и заболевания плечевого сустава . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 516 Лечение повреждений и заболеваний плечевого сустава . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 519 Анатомия и биомеханика коленного сустава . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523 ЛИТЕРАТУРА ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 526
Стр.8