Виссарион Белинский
Петербургский сборник,
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах
Под общей редакцией Ф. М. Головенченко
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Том III. Статьи и рецензии 1843-1848
Редакция В. И. Кулешова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------изданный
Н. Некрасовым. Некоторые статьи иллюстрированы. - В. Г. Белинский.
Ф. М. Достоевский. Искандер. А. И. Кронеберг. А. Н. Майков, Н. А. Некрасов.
А. В. Никитенко. И. И. Панаев. Гр. В. А. Соллогуб. И. С. Тургенев. -
Санктпетербург, 1846.
"Бедные люди", роман г. Достоевского, в этом альманахе - первая статья
и по месту и по достоинству. Начинаем с нее.
Появление всякого необыкновенного таланта рождает в читающем и пишущем
мире противоречия и раздоры. Если такой талант является в раннюю эпоху еще
неустановившейся литературы, - он встречает, с одной стороны, восторженные
клики, неумеренные хвалы, с другой - безусловное осуждение, безусловное
отрицание. Так было с Пушкиным. Одни увидели в нем "северного Байрона" (как
будто где-нибудь был южный Байрон!), "представителя современного
человечества", и все это - по первым его произведениям, особенно по тем,
которые были слабее других и теперь совершенно потеряли безотносительную
ценность; {51} другие упорно смотрели на его произведения, как на унижение,
профанацию поэзии, во имя дебелых торжественных од, к которым привыкли с
детства. Понять Пушкина предоставлено было уже другому поколению, и едва ли
уже не после его смерти. Несколько иначе было с Гоголем. Много встретил себе
врагов талант Пушкина, но несравненно более явилось преданных ему друзей,
восторженных его почитателей. Против него были старцы летами и духом; за
него - и молодые поколения, и сохранившие свежесть чувства старики. Как
всякий великий талант, Гоголь скоро нашел себе восторженных поклонников, но
число их было уже далеко не так велико, как у Пушкина. Можно сказать, что
как на стороне Пушкина было большинство, так на стороне Гоголя
-
меньшинство: большинство же было сначала решительно против Гоголя. И это
очень естественно: мир поэзии Гоголя
принадлежит исключительно его таланту, что даже и между людьми,
так оригинален и самобытен, так
не
омраченными пристрастием и не лишенными эстетического смысла, нашлись такие,
которые не знали, как им о нем думать. В недоумении, им казалось, что это
или уж слишком хорошо, или уж слишком дурно, - и они помирились на половине
с творениями самого национального и, может быть, самого великого из русских
поэтов, то есть решили, что у него есть талант, даже большой, только идущий
по ложной дороге. Естественность поэзии Гоголя, ее страшная верность
действительности, изумила их уже не как смелость, но как дерзость. Если и
теперь еще не совсем исчезла из русской литературы та чопорность, которая
так прекрасно выражается французским словом
pruderie {Показная,
преувеличенная стыдливость, щепетильность. - Ред.} и в которой так верно
отразились нравы полубоярской и полумещанской части нашего общества; если и
теперь еще существуют литераторы, которые естественность считают великим
недостатком в поэзии, а неестественность великим ее достоинством и новую
школу поэзии думают унизить эпитетом "натуральной", - то понятно, как должно
было большинство публики встретить основателя новой школы. И потому
естественно, что еще и теперь в нем упорствуют признавать великий талант
часто те самые люди, которые с жадностию читают и перечитывают каждое его
новое произведение; а кто теперь не читает с жадностию его новых и не
перечитывает с наслаждением его старых произведений? Нет нужды говорить, что
беспощадная истина его созданий - одна из причин этого нерасположения
большинства публики признать _на словах_ великим поэтом того, кого оно же,
это же большинство, признало великим поэтом _на деле_, читая и раскупая его
творения и даже самыми своими нападками
на них давая им больше, нежели
только литературное значение. Но, при всем том, первая и главная причина
этого непризнания заключается в беспримерной в нашей литературе
оригинальности и самобытности произведений Гоголя. Говорим: _беспримерной_,
потому что с этой стороны ни один русский поэт не может итти в сравнение с
Стр.1