Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Латинский язык (290,00 руб.)

0   0
Первый авторРабочева Наталья Владимировна
АвторыСырескина Светлана Валентиновна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц277
ID224887
АннотацияПособие содержит краткие сведения из истории латинского языка; теоретическую часть, включающую грамматический материал; практическую часть, включающую систему упражнений на закрепление навыков терминообразования; терминологический минимум, подлежащий усвоению; правила оформления рецепта. Пособие снабжено таблицами латинских и греческих терминоэлементов, латинско-русским и русско-латинским словарями. Программный материал изложен в 20 занятиях, каждое из которых содержит дополнительный страноведческий материал, позволяющий повысить общую и языковую культуру студентов.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области зоотехнии и ветеринарии
Кому рекомендованоПредназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Зоотехния» и «Ветеринария».
УДК811.124(075)
ББК81.2я7
Рабочева, Н.В. Латинский язык : учебное пособие / С.В. Сырескина; Н.В. Рабочева .— Самара : РИЦ СГСХА, 2009 .— 277 с. — URL: https://rucont.ru/efd/224887 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.В. Рабочева, С.В. Сырескина ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области зоотехнии и ветеринарии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 110401 – «Зоотехния» и 111201 – «Ветеринария». <...> Пособие содержит краткие сведения из истории латинского языка; теоретическую часть, включающую грамматический материал; практическую часть, включающую систему упражнений на закрепление навыков терминообразования; терминологический минимум, подлежащий усвоению; правила оформления рецепта. <...> Пособие открывается «Введением в латинский язык», которое содержит краткие сведения об истории развития латинского языка и его влиянии на современную научную терминологию. <...> Каждое занятие включает: теоретическую часть; тренировочно-закрепительные упражнения; терминологический минимум, подлежащий усвоению; страноведческий материал и вопросы для самоконтроля студентов. <...> Примечание: в словах греческого происхождения буква i сохраняет свое звучание во всех позициях: iodum /иодум/. <...> Буква Y y встречается только в словах греческого происхождения и читается как русское /и/: systema /систэма/, anonymus /анонимус/. <...> Ae читается как русское /э/: gangraena /гангрэна/, aegrotus /эгротус/. <...> Примечание: сочетания ae, oe читаются раздельно, если над ними указан разделительный знак в виде двух точек: aloë /алоэ/, aër /аэр/. <...> C c в классической латыни всегда читалось как /к/, но в Средние века сложилось двоякое чтение: /к/ перед a, o, u , перед согласной буквой и в конце слова: ductus /дуктус/, caput /капут/, hoc /хок/; /ц/ перед e, i, y, ae, oe: caecum /цэкум/, acer /ацэр/, cito /цито/, coena /цëна/. <...> Примечание: сочетание sch в клинической терминологии читается как /ш/ по аналогии с немецким языком: ischaemia /ишэмия/. <...> Все эти буквосочетания выдают греческое происхождение слова. <...> Какие буквы и буквосочетания латинских слов выдают их греческое происхождение? <...> Ceacum, caesura, coena, coërceo, laedo <...>
Латинский_язык.pdf
Стр.2
Стр.270
Стр.271
Стр.272
Стр.273
Стр.274
Стр.275
Стр.276
Латинский_язык.pdf
УДК 807.1(075) ББК 81.2я7 Р – 13 Рецензенты: кафедра ВСЭ, фармакологии и зоогигиены ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет» (доктор биологических наук, доцент Л.Ю. Топурия); кафедра эпизоотологии ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» (заведующий кафедрой доктор биологических наук, профессор В.Г. Григорьев). Рабочева Н.В., Сырескина С.В. Учебное пособие по латинскому языку для сельскохозяйственных вузов/ Рабочева Н.В., Сырескина С.В. – Самара: СГСХА, 2009. – 276с. латинского языка; Пособие содержит краткие сведения из истории теоретическую часть, включающую грамматический материал; практическую часть, включающую систему упражнений на закрепление навыков терминообразования; терминологический минимум, подлежащий усвоению; правила оформления рецепта. Пособие cнабжено таблицами латинских и греческих терминоэлементов, латинскорусским и русско-латинским словарями. Программный материал изложен в 20 занятиях, каждое из которых содержит дополнительный страноведческий материал, позволяющий повысить общую и языковую культуру студентов. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Зоотехния» и «Ветеринария». © Самарская ГСХА, 2009 © Рабочева Н.В., Сырескина С.В., 2009 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие……………………………………………………... Введение в латинский язык……………………………………... Фонетика Занятие 1. Алфавит, правила чтения букв и буквосочетаний ……………. §1.Латинский алфавит…………………………………………... §2. Правила чтения гласных……………………………………. §3. Чтение дифтонгов…………………………………………… §4.Чтение согласных……………………………………………. §5.Чтение буквосочетаний……………………………………... §6. Греческий алфавит. Упражнения. Вопросы для самоконтроля.................................................................................. §7.История письма………………………………………………. Занятие 2. Ударение, долгота и краткость гласных……………………….. §8. Ударение…………………………………………………....... §9. Долгота и краткость гласных……………………………...... §10. Особенности ударения в греческих терминах. Упражнения. Вопросы для самоконтроля…………………....... §11.Что такое «античность»…………………………………...... Морфология Занятие 3. Имя существительное (Nomen substantivum). Первое склонение........................................................................................ §12. Категория рода……………………………………………... §13. Категория числа…………………………………………..... §14. Падежи…………………………………………………….... §15. Склонение. Упражнения………………………………....... §16. Первое склонение существительных и прилагательных. Упражнения……………………………………………………… §17. Греческие корни, соответствующие латинским существтльным I склонения. Терминологический минимум. Вопросы для самоконтроля…………………………………....... §18. Римские имена…………………………………………….... 270 3 5 10 10 10 11 11 12 12 14 16 16 17 18 19 22 22 22 23 23 24 26 27
Стр.270
Занятие 4. Второе склонение существительных и прилагательных……… §19. Второе склонение существительных……………………... §20. Прилагательные II склонения…………………………....... §21. Греческие корни, соответствующие латинским существительным II склонения. Упражнения. Терминологический минимум………………………………….. §22. Наиболее важные суффиксы существительных I-II склонений. Вопросы для самоконтроля………………………... §23. Об античных богах…………………………………………. Занятие 5. Существительные III склонения…………………...…………… §24. Типы склонения……………………………...…………….. §25. Согласный тип……………………………………...………. §26. Гласный тип. Упражнения……………………...…………. §27. Смешанный тип…………………………………………….. §28. Греческие корни, соответствующие существительным III склонения. Упражнения. Терминологический минимум….. §29. Суффиксы существительных III склонения. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………..… §30. Римские праздники………………………………………… Занятие 6. Существительные IV, V склонений…………………………… §31. Существительные IV склонения………………………….. §32. Существительные V склонения. Упражнения. Вопросы для самоконтроля………………………………………………... §33. Школы в Древнем Риме…………………………………… Занятие 7. Имя прилагательное (Nomen adjectivum)……………………… §34. Разряды прилагательных. Терминологический минимум. §35. Суффиксальное образование прилагательных 1-го разряда……………………………………………………………. §36. Греческие элементы. Упражнения………………………... §37. Греческие эквиваленты латинских прилагательных 1-го разряда. Вопросы для самоконтроля…………………………… §38. Книги и библиотеки в античности....................................... 271 31 33 34 36 36 37 37 36 38 42 43 45 45 47 49 51 51 51 52 53 54 29 29 30
Стр.271
Занятие 8. Прилагательные второго разряда………………………………. §39. Виды прилагательных 2-го разряда………………………. §40. Склонение прилагательных 2-го разряда………………… §41. Суффиксы и окончания прилагательных 2-го разряда. Упражнения. Вопросы для самоконтроля……………………... §42. О кандидатах, лауреатах и секретах римской косметики.. Занятие 9. Степени сравнения прилагательных…………………………… §43. Положительная и сравнительная степени. Упражнения… §44. Превосходная степень……………………………………... §45. Сводная таблица образования степеней сравнения……… §46. Неправильные степени сравнения………………………… §47. Склонение степеней сравнения прилагательных………… §48. Употребление степеней сравнения в анатомической терминологии……………………………………………………. §49. Греческие корни, соответствующие латинским прилагательным. Упражнения. Вопросы для самоконтроля…. §50. Особняки и инсулы………………………………………… Занятие 10. Глагол (Verbum)…………………………………………………. §51.Общее понятие о глаголе…………………………………... §52. Словарная форма глагола………………………………….. §53. Praesens indicativi activi. Терминологический минимум... §54. Praesens indicativi activi глагола esse. Упражнения……… §55. Повелительное наклонение. Упражнения Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….. §56. От яйца до яблок…………………………………………… Занятие 11. Причастия. (Participia)…………………………………………... §57. Понятие о причастии………………………………………. §58. Причастие настоящего времени действительного залога. Терминологический минимум. Упражнения………………….. §59. Причастие прошедшего времени страдательного залога. Терминологический минимум………………………………….. 272 56 56 57 58 59 64 64 65 66 66 66 67 68 70 72 72 73 74 75 76 78 80 80 81 83
Стр.272
§60. Сводная таблица образования и употребления причастий………………………………………………………… §61. Латинские заимствования в русском языке. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….. §62. Римское войско…………………………………………….. Занятие 12. Словообразование……………………………………………….. §63. Виды словообразования…………………………………… §64. Приставки…………………………………………………... §65.Фонетические изменения при префиксации……………… §66. Приставки ex-, ec-, ecto-, extra-, in-, en-, intra-, endo-. Упражнение……………………………………………………… §67. Приставки ante-, prae-, pro-, proto-, post-, meta-, circum-, peri-, para-, inter-, meso-, dia-. Упражнение…………………….. §68. Приставки contra-, anti-, per-, trans-, dia-, cata-, ana-, de-, re-, retro-. Упражнение…………………………………………... §69. Приставки a-, dys-, in, eu-, con-, syn-, dis-. Упражнение…. §70. Греческие приставки………………………………………. §71. Суффиксы. Упражнение. Вопросы для самоконтроля…... §72. О классической археологии……………………………….. Занятие 13. Наречие (Adverbium)……………………………………………. §73. Виды наречий………………………………………………. §74. Особенности образования наречий……………………….. §75. Степени сравнения наречий……………………………….. §76.Неправильные степени сравнения наречий. Упражнения. Вопросы для самоконтроля……………………………………... §77. Последний день Помпей…………………………………... Занятие 14. Предлоги (Praepositiones). Союзы (Coniunctiones)……………. §78. Управление предлогов…………………………………….. §79. Употребительные предложные сочетания. Упражнения... §80. Союзы. Упражнение. Вопросы для самоконтроля………. §81. Гай Юлий Цезарь…………………………………………... 85 85 86 88 88 89 89 90 91 91 92 93 93 94 96 96 97 98 98 99 103 103 104 105 106 273
Стр.273
Занятие 15. Числительные (Numeralia)……………………………………… §82. Римские цифры…………………………………………….. §83. Виды латинских числительных…………………………… §84. Количественные и порядковые числительные…………… §85. Склонение латинских числительных……………………... §86. Разделительные наречия…………………………………... §87. Числительные наречия…………………………………….. §88. Числительные в роли терминоэлементов………………… §89. Терминоэлементы, выражающие неопределенное количество. Упражнения. Вопросы для самоконтроля……….. §90. Римский календарь………………………………………… Рецептура Занятие 16. Структура рецепта………………………………………………. §91. Понятие о рецепте…………………………………………. §92. Структура рецепта…………………………………………. §93. Правила оформления латинской части рецепта…………. §94. Дополнительные надписи в рецепте. Упражнения. Вопросы для самоконтроля……………………………………... §95. Из истории гимназической латыни в России…………….. Занятие 17. Лекарственные формы…………………………………………... §96. Понятие о лекарственной форме………………………….. §97. Твердые лекарственные формы…………………………… §98. Мягкие лекарственные формы……………………………. §99. Жидкие лекарственные формы……………………………. §100. Отдельные названия лекарственных средств…………… §101. Отдельные названия лекарственных растений…………. §102. Основные рецептурные сокращения. Упражнения. Вопросы для самоконтроля……………………………………... §103. Золотой век римской культуры………………………….. 110 110 110 110 112 112 113 113 114 115 118 118 118 119 121 122 125 125 126 127 128 130 130 131 134 274
Стр.274
Терминология Занятие 18. Определение термина, способы образования и виды терминов……………. …………………………………………... §104. Определение термина…………………………………….. §105. Способы образования терминов…………………………. §106. Анатомическая терминология…………………………… §107. Виды анатомической терминологии…………………….. §108. Клиническая и патологическая терминология………….. §109. Термины, употребляемые в истории болезни…………... §110. Диагноз. Терминологический минимум………………… §111. Нозологические термины греческого происхождения…. §112. Греческие терминоэлементы…………………………….. §113. Фармацевтическая терминология. Упражнения. Вопросы для самоконтроля……………………………………... §114. Odi et amo – и ненавижу, и люблю… (о поэзии Катулла)………………………………………………………….. Занятие 19. Названия химических элементов………………………………. §115. Химическая терминология………………………………. §116. Кислоты…………………………………………………… §117. Соли……………………………………………………….. §118. Названия оксидов, пероксидов, гидроксидов. Упражнения. Вопросы для самоконтроля……………………... §119. Овидий: cтихи и судьба…………………………………... Занятие 20. Таксономия………………………………………………………. §120. Понятие о таксономии……………………………………. §121. Латинские наименования таксонов в зоологии. Терминологический минимум………………………………….. §122. Латинские названия таксонов в ботанике. Терминологический минимум. Упражнения. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….. §123. Гаудеамус………………………………………………….. 139 139 139 140 141 142 142 143 144 145 146 148 151 151 152 152 153 154 163 163 163 166 170 275
Стр.275
Приложения Терминоэлементы……………………………………………….. Фонетический тест......................................................................... Лексический тест........................................................................... Грамматический тест..................................................................... Ключи к тестам.............................................................................. Латинские термины болезней ………………………………….. Латинско-русский словарь ……………………………………... Русско-латинский словарь............................................................ Список литературы ……………………………………………... 173 179 180 181 183 184 212 248 269 276
Стр.276