И.В. Троцук
КАЧЕСТВЕННОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ:
ПРЕДПОСЫЛКИ И ЛОГИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Конспект лекций
Москва
Российский университет дружбы народов
2008
ББК 60.5
Т 70
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Рецензент–
кандидат философских наук, доцент Ж.В. Пузанова
Троцук И.В. <...> Пособие также рекомендуется в качестве вспомогательного учебного материала по курсу «Методология и методика социологических исследований»: в нем не только представлены исторические вехи становления и систематизированы ключевые теоретико-методологические основания качественного подхода в социологии, но и прописаны базовые методические, процедурные и организационные компоненты «кухни» качественного исследования. <...> ISBN 978-5-209-03066-9
ББК 60.5
© Троцук И.В., 2008
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2008
2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современная социология столь же многогранна и пестра, как и современный мир: даже на уровне академической
теории сосуществуют множество одновременно противоречащих и дополняющих друг друга концепций, на уровне специальных и отраслевых социологических теорий, в практике
эмпирических и прикладных исследований множественность
подходов, концептов, интерпретаций, моделей, классификаций и типологий может показаться студентам совершенно
недоступным для пониманием конгломератом. <...> Обозначим основные черты
российской социологии: за минувшие несколько десятилетий
произошла окончательная институционализация и профессионализация социологии, канонизирована отечественная
теоретическая традиция, унифицирован «технический» (понятийно-категориальный) язык науки, «стандартизированы»
области исследований (так называемые теории среднего
уровня/специальные социологические и отраслевые теории). <...> Если говорить о развитии социологии в целом, то
большинство исследователей сегодня сходятся в том, что
в конце ХХ в. в социологии произошли парадигмальные изменения: четырем <...>
_Качественное_социологическое_исследование_предпосылки_и_логика_проведения.pdf
И.В. Троцук
КАЧЕСТВЕННОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ:
ПРЕДПОСЫЛКИ И ЛОГИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Конспект лекций
Москва
Российский университет дружбы народов
2008
Стр.1
ББК 60.5
Т 70
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Рецензент –
кандидат философских наук, доцент Ж.В. Пузанова
Троцук И.В.
Т 70 Качественное социологическое исследование: предпосылки
и логика поведения: Конспект лекций. – М.: РУДН,
2008. – 114 с.
ISBN 978-5-209-03023-2
Данное пособие призвано обозначить и тезисно раскрыть тематики,
составляющие основу профессиональной «грамотности» социолога в
рамках качественного подхода. Оно предназначено для студентов IV курса
бакалавриата, обучающихся по направлению «Социология» факультета
гуманитарных и социальных наук РУДН.
Пособие также рекомендуется в качестве вспомогательного учебного
материала по курсу «Методология и методика социологических исследований»:
в нем не только представлены исторические вехи становления
и систематизированы ключевые теоретико-методологические основания
качественного подхода в социологии, но и прописаны базовые методические,
процедурные и организационные компоненты «кухни» качественного
исследования.
ISBN 978-5-209-03066-9
ББК 60.5
© Троцук И.В., 2008
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2008
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современная социология столь же многогранна и пестра,
как и современный мир: даже на уровне академической
теории сосуществуют множество одновременно противоречащих
и дополняющих друг друга концепций, на уровне специальных
и отраслевых социологических теорий, в практике
эмпирических и прикладных исследований множественность
подходов, концептов, интерпретаций, моделей, классификаций
и типологий может показаться студентам совершенно
недоступным для пониманием конгломератом. Конечно, никому
не под силу выделить одно-единственное основание, в
соответствии с которым можно легко и просто провести упорядочение
современной социологической науки хотя бы на
одном из уровней ее структуры. Однако не стоит впадать и в
дурной пессимизм – нужно обогащать свой теоретический и
эмпирический «багаж» знаний, чтобы уметь ориентироваться
в многообразии.
Пособие не претендует на детализированный обзор всего,
что необходимо знать будущему специалисту-социологу
в рамках качественного подхода (подобная задача просто нереализуема
в формате одного небольшого по объему пособия).
Цель конспекта лекций – тезисно обозначить основные
тематики, которые составляют основу профессиональной
«грамотности» социолога. Понятно, что все они достаточно
дискуссионны, но автор и не претендует на предложение
студентам «истины в последней инстанции» – главное, чтобы
читатели поняли структуру рассматриваемой предметной области.
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………...
Тема 1. Современное состояние социологического знания.
«Спор о методах» ………………………………………….........….
3
4
Тема 2. Теоретико-методологические основания
качественного подхода ………………………………………........ 13
Тема 3. История становления качественного подхода
в эмпирических исследованиях …………………………..…...... 22
Тема 4. Сопоставительная характеристика
качественного и количественного подходов ………………...... 41
Тема 5. Варианты «структурирования»
качественного подхода ………………………………………....... 55
Тема 6. «Качественное» интервью …………………………...... 75
Тема 7. Включенное наблюдение …………………………........ 88
Задания для самоконтроля …………………………………....... 103
Ключ к заданиям для самоконтроля ………………………...... 113
114
Стр.114