ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Под редакцией
профессора Е. И. Холостовой,
профессора Г. И. Климантовой
4-е издание
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»
2018
Москва
1
Стр.1
УДК 36
ББК 65.27
Э68
Э68
Энциклопедия социальных практик поддержки
семьи и детства в Российской Федерации / Под ред. профессора
Е. И. Холостовой, профессора Г. И. Климантовой.
— 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К°», 2018. — 752 с.
ISBN 978-5-394-02958-5
Настоящее издание, подготовленное ГАУ «Институт
переподготовки и повышения квалификации руководящих
кадров и специалистов системы социальной защиты населения
города Москвы», Научно-методическим центром социального
развития Международной ассамблеи столиц и крупных
городов, содержит уникальную информацию о современных
социальных практиках и технологиях социальной поддержки
семьи, материнства, отцовства и детства, реализуемых в государственных
учреждениях социальной защиты населения
Российской Федерации, а также практиках, реализуемых
общественными добровольческими организациями.
Издание также содержит лучшие социальные практики
на основе проектного подхода, одобренные Международной
ассамблеей столиц и крупных городов в рамках международного
конкурса «Город без жестокости к детям». В энциклопедии
представлены и практики, поддержанные грантами Фонда
поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
а также опубликованные в журнале «Социальное обслуживание».
В отдельный блок выделены инновационные социальные
практики, реализуемые в государственных учреждениях
социальной защиты населения города Москвы — столицы
Российской Федерации. В издание включен глоссарий
основных понятий и терминов по теме «Поддержка семьи и
детства в Российской Федерации».
ISBN 978-5-394-02958-5 © Холостова Е. И., Климантова Г. И., 2014
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2014
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
К читателю. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА
УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Социальные технологии работы с детьми и семьями по профилактике
социального сиротства, семейного неблагополучия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Сопровождение замещающих семей в условиях детского дома . . . . . . . . . 11
Работа специалистов с родителями и детьми на детской площадке . . . . 16
Сопровождение семей, принявших детей на воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Дом ребенка: новые направления деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Социальные технологии работы с детьми-инвалидами и семьями . . . . . . 37
Социально-психологическое сопровождение членов семьи
ребенка-инвалида в условиях детского дома-интерната . . . . . . . . . . . . . . 37
Пиктограммы в работе с детьми с синдромом Дауна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Информационные технологии в комплексной работе с детьми,
имеющими ограничения в умственном развитии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Мультипликация как средство реабилитации детей-инвалидов . . . . . . . 50
Фотокросс — современная методика социальной реабилитации
детей-инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
Консультативная помощь несовершеннолетним с ограничениями
жизнедеятельности в выборе профессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Психолого-социальная практика “Юный кинолог” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Коллективное музицирование — метод интеграции молодых
инвалидов в общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Школы ранней психолого-педагогической помощи
в центрах социального обслуживания Москвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Социальные технологии работы с несовершеннолетними
и молодежью групп риска, направленные на формирование
социально ориентированных знаний, умений, навыков . . . . . . . . . . . . . . 79
Подростковый дискуссионный киноклуб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Клуб родительского образования “Сопричастность”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Практика развивающих занятий для родителей и детей . . . . . . . . . . . . . . . 87
Работа центра социальной помощи семье и детям
по формированию ответственного родительства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Социализация детей и подростков средствами туристической
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА
УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Социальные технологии работы с детьми и семьями
по профилактике социального сиротства, семейного
неблагополучия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105
Технологии групповой работы с неблагополучными родителями,
город Санкт-Петербург . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105
Социальная работа с отцами, город Санкт-Петербург. . . . . . . . . . . . . . . . .114
745
Стр.745
Современные технологии социальной работы
с алкоголезависимыми семьями, город Санкт-Петербург . . . . . . . . . .121
Работа с отцами из проблемных семей, город Санкт-Петербург. . . . . .128
Профессиональное сопровождение принимающих семей,
город Санкт-Петербург . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в замещающие семьи, город Обнинск,
Калужская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
Реабилитация юных матерей и сохранение кровной семьи
для ребенка — важные направления в деятельности
социально-реабилитационного центра, Ульяновская область . . . . . . .149
Технологии раннего выявления и профилактики семейного
неблагополучия, Волгоградская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153
Межведомственная модель комплексной работы с семьями
группы риска, Мурманская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
Оказание социальных услуг семьям и детям, находящимся
в социально опасном положении, город Волжск,
Республика Марий Эл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .166
Развитие эффективных социальных услуг,
Владимирская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177
Социальное партнерство в работе центра социальной помощи
семье и детям, город Мегион, Ханты-Мансийский
автономный округ – Югра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
Благотворительная деятельность как важное направление
социальной поддержки малообеспеченных семей с детьми,
Курская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .186
Программа профилактики жестокого обращения с детьми
“Детство без слез”, Омская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191
Социальная помощь одиноким отцам (практика
“Ответственное отцовство”), Вологодская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . .201
Опыт сопровождения семей, члены которых страдают
алкогольной зависимостью, Хабаровский край . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
Социальная помощь женщинам, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, Республика Дагестан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
Технология профилактики отказов от новорожденных детей,
Саратовская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220
Детско-родительские клубы в системе реабилитационной
работы с семьей, Смоленская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224
Роль кризисного центра в сохранении и укреплении семьи
(социальная технология “Служба примирения”), город Челябинск . . . 228
Ресурсный центр по сопровождению семей, нуждающихся
в социальной реабилитации и ресоциализации,
Костромская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .233
Социальная гостиница для женщин, находящихся в трудной
жизненной ситуации, Новосибирская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236
Служба постинтернатной адаптации для оказания
социально-психологической помощи выпускницам детских
домов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи
с беременностью или рождением ребенка,
Ярославская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238
Социальная работа с женщинами, оказавшимися в трудной
жизненной ситуации, временно поместившими детей
на полное государственное обеспечение, Ярославская область . . . . .242
Служба “Социальная скорая помощь”, город Череповец,
Вологодская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
746
Стр.746
Участковая социальная служба: организация работы
с неблагополучными семьями, Новосибирская область . . . . . . . . . . . . .253
Реформирование учреждения для детей-cирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в рамках политики
деинституционализации, Вологодская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
Создание новой инфраструктуры на базе детских домов,
Тамбовская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .261
Новые формы работы, направленные на раннее выявление
и сопровождение семей, попавших в трудную жизненную
ситуацию, Амурская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .267
Практика применения социального патроната,
Мурманская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271
Социальные технологии работы с детьми-инвалидами
и семьями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276
Служба социального сопровождения семей, воспитывающих
детей-инвалидов, город Череповец, Вологодская область . . . . . . . . . . .276
Опыт социальной реабилитации детей-инвалидов,
Астраханская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .284
Расширение социальных контактов как метод реабилитации
семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, город Ковров,
Владимирская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288
Реабилитация детей-инвалидов в условиях стационарного
учреждения, город Волхов, Орловская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .291
Оказание ранней коррекционной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья, Ставропольский край . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .295
Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями: направления деятельности,
Иркутская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
Система работы с детьми в центре диагностики
и консультирования, город Отрадный, Самарская область . . . . . . . .311
Ресурсный центр как система развития кадрового потенциала
социальной службы и повышения качества реабилитационных
услуг, Курганская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .316
Реабилитация слепых и слабовидящих детей в центре
социальной помощи семье и детям, Республика Дагестан . . . . . . . . . .322
Формирование родительских компетенций и мотивов
сотрудничества у родителей воспитанников детского
дома-интерната, Смоленская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325
Социальная услуга кратковременного размещения детей
с особыми потребностями “Гостевая семья”, город Мурманск . . . . . .330
Формирование альтернативной коммуникации у неговорящих
детей-инвалидов, Новосибирская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .333
Социальная помощь семьям, воспитывающим детей
с наследственными заболеваниями, Новосибирская область . . . . . . .336
Инновационные направления реабилитационной помощи детям
с нарушениями здоровья, Республика Татарстан . . . . . . . . . . . . . . . . . .340
Лечебно-педагогический подход в реабилитации детей
с детским церебральным параличом, Воронежская область . . . . . . . .357
Социальное партнерство как фактор социализации детей-сирот
с ограниченными возможностями здоровья, город Челябинск . . . . . . .363
Подготовка умственно отсталых воспитанников детского дома
к самостоятельному проживанию, Челябинская область . . . . . . . . . . . .369
747
Стр.747
Использование элементов музыкальной терапии
в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные
возможности, Ставропольский край . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .375
Социально-психологический тренинг по формированию
гармоничных супружеских отношений у родителей,
воспитывающих детей-инвалидов, Мурманская область . . . . . . . . . . .379
Общественные организации, социально ориентированный бизнес
и социальная реабилитация детей-инвалидов,
Смоленская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .385
Карта социальных потребностей, город Саратов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .389
Организация ранней помощи детям-инвалидам и детям
с отклонениями в развитии, город Санкт-Петербург . . . . . . . . . . . . . . .392
Технологии раннего выявления и социальной реабилитации
социально неблагополучных семей, Тюменская область . . . . . . . . . . . .400
Эффективные программы и методики, направленные
на сокращение числа отказов от ребенка в медицинских
учреждениях, Новосибирская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .404
Повышение ответственности родителей за преодоление
трудной жизненной ситуации, за содержание, воспитание
и образование детей, Ставропольский край . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .409
Механизмы решения проблемы обеспечения учреждений
социального обслуживания семей и детей квалифицированными
кадрами, Астраханская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .414
Социальные технологии работы с несовершеннолетними
и молодежью групп риска, направленные на формирование
социально ориентированных знаний, умений, навыков . . . . . . . . . . . . .420
Организация работы дневного отделения в летний период,
город Санкт-Петербург . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .420
Лагерь труда и отдыха подростков в условиях учреждения
социального обслуживания, Омская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .432
“Горная терапия” для несовершеннолетних группы риска
в горно-оздоровительном лагере палаточного типа,
Ставропольский край . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .451
Всероссийский детский телефон доверия, город Магнитогорск,
Челябинская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .456
Ранняя социализация несовершеннолетних как важнейший
фактор профилактики безнадзорности в условиях
социозащитного учреждения, Калужская область . . . . . . . . . . . . . . . . . .461
Интерактивная социальная игра “Передвижение”,
Республика Коми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .464
Реабилитационная работа с детьми, оказавшимися в трудной
жизненной ситуации, в условиях социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних, Астраханская область . . . . . . . . . .470
Реализация проектного подхода в социальной реабилитации
несовершеннолетних с девиантным поведением,
Республика Татарстан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .476
Ювенальная юстиция: опыт и перспективы развития,
Забайкальский край . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .483
Добровольцы и процесс социальной реабилитации
несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную
ситуацию, город Новгород . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .493
Формирование социальных компетенций несовершеннолетних
в условиях дневного пребывания, Калининградская область . . . . . . .498
748
Стр.748
Использование в логопедической работе с детьми, попавшими
в трудную жизненную ситуацию, информационнокоммуникативных
технологий, Ставропольский край . . . . . . . . . . . . . .504
Музейная педагогика в социальной реабилитации
несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную
ситуацию, Смоленская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .509
Клубные технологии в работе с подростками в условиях
социально-реабилитационного центра, Смоленская область . . . . . . .513
Совместная проектная деятельность детей и взрослых —
средство повышения социальной активности воспитанников
детского дома, город Челябинск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .520
Формирование социальных знаний, умений и навыков в процессе
участия воспитанников детского дома в проектной деятельности,
город Челябинск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .523
Психолого-педагогическая работа с детьми, пережившими
жестокое обращение в семье, Ленинградская область . . . . . . . . . . . . . .529
Формирование у несовершеннолетних социально позитивных
знаний, умений, навыков средствами театральной деятельности,
Мурманская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .536
Детское самоуправление в условиях социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних, Ставропольский край . . . . . . . . . . . .541
Досудебное сопровождение несовершеннолетних, находящихся
в конфликте с законом, город Барнаул, Алтайский край . . . . . . . . . . . .548
Мобильная социально-психологическая кризисная служба,
Республика Саха (Якутия) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .553
Постинтернатное сопровождение и поддержка выпускников,
находящихся в трудной жизненной ситуации, город Надым
Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области . . . . . . . .558
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА
ОБЩЕСТВЕННЫХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Социальные технологии работы с детьми и семьями
по профилактике социального сиротства, семейного
неблагополучия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .573
Профилактика отказов от новорожденных, город Иркутск . . . . . . . . . . .573
Служба профессиональных принимающих семей для младенцев,
оставшихся без родительской заботы, город Санкт-Петербург . . . .576
Детские деревни-SOS — уникальная модель воспитания детей,
оставшихся без попечения родителей, город Псков . . . . . . . . . . . . . . . . . .578
Социальное партнерство бизнеса, государства, некоммерческих
организаций “Дорога к дому”, город Череповец,
Вологодская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .580
Социальные технологии работы с детьми-инвалидами и семьями . . . . .585
Служба интеграционных консультантов для инвалидов,
город Москва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .585
Дополнительные услуги семьям, имеющим детей с ограничениями
здоровья (социальный патронаж), город Москва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .587
Социальная практика “Больничная клоунада”,
Москва, Санкт-Петербург, другие регионы РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .590
Социальная услуга “Бабушка на час”, Республика Бурятия . . . . . . . . .592
Помощь семьям с детьми раннего возраста, затронутым
проблемой ВИЧ-инфекции, город Санкт-Петербург. . . . . . . . . . . . . . . .593
749
Стр.749
Служба личных помощников для семей, воспитывающих
инвалидов с детства, город Санкт-Петербург . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .597
Временная занятость подростков с ограниченными
возможностями, город Санкт-Петербург . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .600
Сопровождаемая жизнь молодых людей с особенностями
развития, город Санкт-Петербург . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .602
Детский хоспис — паллиативная помощь детям,
город Санкт-Петербург . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .604
Кратковременное размещение детей с особыми потребностями
в профессиональных принимающих семьях — услуга
“Передышка”, город Санкт-Петербург . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .607
Социальные технологии работы с несовершеннолетними
и молодежью групп риска, направленные на формирование
социально ориентированных знаний, умений, навыков . . . . . . . . . . . . .610
Волонтерский уход за детьми в больнице, Москва,
Санкт-Петербург, другие регионы РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .610
Инициатива “Действуй ради жизни”, направленная на сохранение
здоровья молодежи, город Москва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .614
Гражданский контроль за запретом продажи
несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции,
Пермский край . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .617
Привлечение родительской общественности для обеспечения
доступности занятий физической культурой и спортом,
Пензенская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .620
Досугово-спортивные центры “Беби-лайф” для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, Пермский край . . . . .624
Социальная практика формирования привычек здорового образа
жизни “Я выбираю здоровье! А ты?”, город Саратов . . . . . . . . . . . . . . . . .626
Подготовка глав крестьянско-фермерских хозяйств,
предпринимателей, фермеров из числа молодежи, оказавшейся
в сложной жизненной ситуации, Пермский край . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .632
Модернизация работы в специализированном доме ребенка,
Иркутская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .635
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ, ПОДДЕРЖАННЫЕ
МЕЖДУНАРОДНОЙ АССАМБЛЕЕЙ СТОЛИЦ И КРУПНЫХ
ГОРОДОВ (ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД)
Открытая педагогическая система работы с семьями,
город Ижевск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .639
Государственное учреждение “Дети улиц”: профилактика
алкоголизма несовершеннолетних, город Москва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .643
Подготовка кадров городских социальных центров для работы
с трудными подростками, город Москва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .646
Профилактика молодежной преступности, город Новосибирск . . . . . . .648
Пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде.
Опыт Московской области, город Серпухов Московской области . . .650
Ресоциализация асоциальных подростков, город Тверь . . . . . . . . . . . . . . . .657
Профилактика наркомании, алкоголизма и поведенческих
болезней в среде несовершеннолетних, город Хабаровск . . . . . . . . . . . .659
Деятельность территориального школьного центра “Здоровье”,
город Ставрополь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .661
Абилитация детей раннего возраста, город Архангельск . . . . . . . . . . . . . .666
750
Стр.750
Социальная гостиница для подростков, находящихся в трудной
жизненной ситуации, город Красноярск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .668
Социальная практика “Папа-школа”, город Минск, Беларусь . . . . . . . . .673
Организация консультативных пунктов для родителей детей
раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные
учреждения, город Мурманск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .676
Социальная практика “Твое время”: профилактика
безнадзорности и преступности несовершеннолетних,
город Омск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .678
Поддержка детей и молодежи в возрасте от 3 до 18 лет,
находящихся на длительном лечении, город Оренбург . . . . . . . . . . . . . .682
Социально-медицинская реабилитация детей-инвалидов,
город Симферополь, Республика Крым, Украина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .685
Привлечение граждан к воспитанию детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
Ярославская область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .689
Детский морской центр “Меридиан” города Вологды:
формирование у подростков гражданской позиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . .691
Организация самодеятельного творчества детей
и взрослых с ограниченными возможностями здоровья,
город Одесса, Украина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .694
Работа подростково-молодежных клубов по месту жительства,
город Ульяновск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .697
Социально-педагогическая работа с детьми и молодежью
по месту жительства, город Хабаровск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .703
Открытый фестиваль уличной культуры и экстремальных видов
спорта “Extreme Fest”, город Вологда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .706
Создание природно-оздоровительного комплекса вдоль русла
реки Малый Салгир, город Симферополь, Республика Крым,
Украина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .708
Реализация городской целевой программы развития детскоюношеского
спорта, город Уфа, Республика Башкортостан . . . . . . .710
Обеспечение детей дошкольного возраста местами
в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях,
город Барнаул . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .712
Организация дополнительного образования детей
с ограниченными возможностями здоровья, город Красноярск . . . . .713
Организация экспериментальных площадок на базе городских
общеобразовательных учреждений, город Магадан . . . . . . . . . . . . . . . . . .718
Развитие гражданских качеств у детей в условиях
дополнительного образования, город Мурманск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .719
Социальная практика “Муниципальная дисконтная карта
первоклассника”, город Новосибирск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .723
Инновации в системе дошкольного и общего образования,
город Улан-Удэ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .725
Создание единой информационной образовательной среды
городского округа, город Южно-Сахалинск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .728
Источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .732
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .733
751
Стр.751