Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Универсальные принципы анализа вербального искусства : спецкурс для филологов-магистров (132,00 руб.)

0   0
Первый авторВалентинова Ольга Ивановна
ИздательствоМ.: РУДН
Страниц160
ID221315
АннотацияОвладев универсальными эстетическими кодами, а значит, сформировав в себе направленное внимание, мы сможем выйти на бессознательно закрепляемые в тексте смыслы, то есть такие смыслы, которые не соответствуют или даже противоречат публицистическому объяснению автором идеи своего произведения. Так, делая невидимое видимым, мы материализуем представление о неравенстве творца и его творения.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов и всех, кто интересуется вопросами словесного творчества.
ISBN978-5-209-03438-4
УДК821.0
ББК83.3(2)1
Валентинова, О. И. Универсальные принципы анализа вербального искусства : спецкурс для филологов-магистров : учеб. пособие / О. И. Валентинова .— Москва : РУДН, 2010 .— 160 с. — ISBN 978-5-209-03438-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/221315 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ольга Валентинова УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ВЕРБАЛЬНОГО ИСКУССТВА Спецкурс для филологов-магистров Москва Российский университет дружбы народов 2010 1 ББК 83.3(2)1 В 15 Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Рецензенты: доктор филологических наук, профессор О.С. Чеснокова, кандидат филологических наук, доцент С.Ю. Преображенский В 15 Валентинова О.И. <...> Универсальные принципы анализа вербального искусства: Спецкурс для филологов-магистров: Учеб. пособие. <...> УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕРБАЛЬНОГО ИСКУССТВА Контекст и его границы Мнема: механизм непонимания Доминанта: поиски механизма понимания Стадии функционирования доминанты Основные свойства доминанты: векторность, активность, устойчивость Функции доминанты Взаимодействие доминанты с психологическими процессами Выражение причинности художественного текста – сущность доминанты Иерархичность доминанты и проблема уровней доминантного анализа Доминанта как возможность осуществления целостного анализа художественного текста 4 4 8 11 11 14 17 19 22 23 38 Глава 2. <...> ВЕРИФИКАЦИИ Смыслы: закрепление в тексте и взаимокорректировка Смысл и форма как причина и следствие Закон развития образа и масштабы присутствия героя в романе Закон развития образа и форма представления дороманной биографии героя Закон развития образа и портрет героя Закон развития образа и сюжетное положение героя Закон развития образа и способы композиционного выделения главных героев 114 ПОСЛЕСЛОВИЕ 152 ЛИТЕРАТУРА 154 Универсальные принципы анализа вербального искусства: описание курса 157 3 41 41 93 93 94 96 99 Глава 1 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕРБАЛЬНОГО ИСКУССТВА Контекст и его границы Важнейшим вопросом, значимым для понимания художественного текста, был и остается вопрос определения границ контекста, в который мы погружаем литературное произведение, чтобы обеспечить более или менее адекватное задуманному восприятие этого произведения <...>
_Универсальные_принципы_анализа_вербального_искусства.pdf
ББК 83.3(2)1 В 15 Рецензенты: доктор филологических наук, профессор О.С. Чеснокова, кандидат филологических наук, доцент С.Ю. Преображенский Валентинова О.И. В 15 Универсальные принципы анализа вербального искусства: Спецкурс для филологов-магистров: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2010. – 159 с. ISBN 978-5-209-03438-4 Предпринятое некогда для удобства анализа условное разделение текста на зоны литературоведческого и лингвистического интересов приводило к неизбежному искажению свойств самого текста. Современная филология стремится преодолеть присущую ей, как и любой другой науке, мифологичность, которая проявляется в абсолютизации условности. Наша задача: вернуть слушателей филологических факультетов к исходной реальности филологии – тексту, сформировать универсальное герменевтически грамотное отношение к произведениям словесного искусства, то есть такое отношение, которое отвечает сущностным свойствам изучаемого объекта. Овладев универсальными эстетическими кодами, а значит, сформировав в себе направленное внимание, мы сможем выйти на бессознательно закрепляемые в тексте смыслы, то есть такие смыслы, которые не соответствуют или даже противоречат публицистическому объяснению автором идеи своего произведения. Так, делая невидимое видимым, мы материализуем представление о неравенстве творца и его творения. Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов и всех, кто интересуется вопросами словесного творчества. ISBN 978-5-209-03438-4 © Валентинова О.И., 2010 © Российский университет дружбы народов, Издательство, 2010 2 ББК 83.3(2)1 Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕРБАЛЬНОГО ИСКУССТВА Контекст и его границы Мнема: механизм непонимания Доминанта: поиски механизма понимания Стадии функционирования доминанты Основные свойства доминанты: векторность, активность, устойчивость Функции доминанты Иерархичность доминанты и проблема уровней доминантного анализа Доминанта как возможность осуществления целостного анализа художественного текста Глава 2. ВЕРИФИКАЦИИ Смыслы: закрепление в тексте и взаимокорректировка Смысл и форма как причина и следствие Закон развития образа и масштабы присутствия героя в романе Закон развития образа и форма представления дороманной биографии героя Закон развития образа и портрет героя Закон развития образа и сюжетное положение героя Закон развития образа и способы композиционного выделения главных героев ПОСЛЕСЛОВИЕ ЛИТЕРАТУРА Универсальные принципы анализа вербального искусства: описание курса 4 4 8 11 11 14 17 Взаимодействие доминанты с психологическими процессами 19 Выражение причинности художественного текста – сущность доминанты 22 23 38 41 41 93 93 94 96 99 114 152 154 157 3
Стр.3
Глава 1 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕРБАЛЬНОГО ИСКУССТВА Контекст и его границы Важнейшим вопросом, значимым для понимания художественного текста, был и остается вопрос определения границ контекста, в который мы погружаем литературное произведение, чтобы обеспечить более или менее адекватное задуманному восприятие этого произведения. Универсальный ответ на вопрос о границах контекста заключается в том, что универсального ответа не существует. Есть тексты, совершенно не поддающиеся дешифровке вне контекста, причем достаточно обширного, и тексты, которые могут быть истолкованы вне контекста без ощутимых потерь. Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной… – напишет в «Евгении Онегине» Пушкин. Чтобы увидеть в «цветах», «любви», «деревне», «праздности» и «полях» штампы романтического искусства и – как следствие – почувствовать ироничную интонацию этого отрывка, надо иметь некоторое представление о динамике литературного процесса: о реализме, возникшем как 4
Стр.4
некоторая эстетическая антитеза романтизму. Тогда читатель и «замеченную» поэтом «разность» между ним и его героем будет истолковывать как почти декларативный отказ от одного из ведущих принципов романтизма, а именно от отождествления автора и его героя. Только знание общелитературного контекста позволит в конечном счете признать антитезу романтизма и реализма основным конструктивным принципом построения романа Пушкина. Это признание, в свою очередь, существенно сгладит переживания сентиментального читателя. Ведь теперь даже в таком «трагическом» фрагменте романа, как описание могилы Ленского, читатель обнаружит лишь мастерское противопоставление реалистических принципов изображения принципам романтическим: На ветви сосны преклоненной, Бывало, ранний ветерок Над этой урною смиренной Качал таинственный венок. Бывало, в поздние досуги Сюда ходили две подруги, И на могиле при луне, Обнявшись, плакали оне. Но ныне… памятник унылый Забыт. К нему привычный след Заглох. Венка на ветви нет; Один, под ним, седой и хилый Пастух по-прежнему поет И обувь бедную плетет. Теперь читатель и на гибель героя посмотрит иначе: романтическому герою полагается трагически погибнуть. Если же читатель осведомлен об основных вехах в развитии русского литературного языка, он сможет отследить по «Евгению Онегину» на редкость взвешенное отношение поэта к языкотворческой позиции западников и славянофилов: 5
Стр.5