ББК 83.3(2)1
В 15
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор О.С. Чеснокова,
кандидат филологических наук, доцент С.Ю. Преображенский
Валентинова О.И.
В 15 Универсальные принципы анализа вербального искусства:
Спецкурс для филологов-магистров: Учеб. пособие. – М.:
РУДН, 2010. – 159 с.
ISBN 978-5-209-03438-4
Предпринятое некогда для удобства анализа условное разделение
текста на зоны литературоведческого и лингвистического интересов
приводило к неизбежному искажению свойств самого текста. Современная
филология стремится преодолеть присущую ей, как и любой другой
науке, мифологичность, которая проявляется в абсолютизации условности.
Наша задача: вернуть слушателей филологических факультетов к
исходной реальности филологии – тексту, сформировать универсальное
герменевтически грамотное отношение к произведениям словесного искусства,
то есть такое отношение, которое отвечает сущностным свойствам
изучаемого объекта. Овладев универсальными эстетическими кодами,
а значит, сформировав в себе направленное внимание, мы сможем
выйти на бессознательно закрепляемые в тексте смыслы, то есть такие
смыслы, которые не соответствуют или даже противоречат публицистическому
объяснению автором идеи своего произведения. Так, делая невидимое
видимым, мы материализуем представление о неравенстве творца
и его творения.
Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов
и всех, кто интересуется вопросами словесного творчества.
ISBN 978-5-209-03438-4
© Валентинова О.И., 2010
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2010
2
ББК 83.3(2)1
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ВЕРБАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Контекст и его границы
Мнема: механизм непонимания
Доминанта: поиски механизма понимания
Стадии функционирования доминанты
Основные свойства доминанты: векторность, активность,
устойчивость
Функции доминанты
Иерархичность доминанты и проблема уровней
доминантного анализа
Доминанта как возможность осуществления целостного
анализа художественного текста
Глава 2. ВЕРИФИКАЦИИ
Смыслы: закрепление в тексте и взаимокорректировка
Смысл и форма как причина и следствие
Закон развития образа и масштабы присутствия героя
в романе
Закон развития образа и форма представления
дороманной биографии героя
Закон развития образа и портрет героя
Закон развития образа и сюжетное положение героя
Закон развития образа и способы композиционного
выделения главных героев
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Универсальные принципы анализа вербального искусства:
описание курса
4
4
8
11
11
14
17
Взаимодействие доминанты с психологическими процессами 19
Выражение причинности художественного текста –
сущность доминанты
22
23
38
41
41
93
93
94
96
99
114
152
154
157
3
Стр.3
Глава 1
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ВЕРБАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Контекст и его границы
Важнейшим вопросом, значимым для понимания художественного
текста, был и остается вопрос определения границ
контекста, в который мы погружаем литературное произведение,
чтобы обеспечить более или менее адекватное задуманному
восприятие этого произведения.
Универсальный ответ на вопрос о границах контекста
заключается в том, что универсального ответа не существует.
Есть тексты, совершенно не поддающиеся дешифровке
вне контекста, причем достаточно обширного, и тексты, которые
могут быть истолкованы вне контекста без ощутимых
потерь.
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной… –
напишет в «Евгении Онегине» Пушкин.
Чтобы увидеть в «цветах», «любви», «деревне»,
«праздности» и «полях» штампы романтического искусства
и – как следствие – почувствовать ироничную интонацию
этого отрывка, надо иметь некоторое представление о динамике
литературного процесса: о реализме, возникшем как
4
Стр.4
некоторая эстетическая антитеза романтизму. Тогда читатель
и «замеченную» поэтом «разность» между ним и его героем
будет истолковывать как почти декларативный отказ от одного
из ведущих принципов романтизма, а именно от отождествления
автора и его героя. Только знание общелитературного
контекста позволит в конечном счете признать антитезу
романтизма и реализма основным конструктивным
принципом построения романа Пушкина. Это признание, в
свою очередь, существенно сгладит переживания сентиментального
читателя. Ведь теперь даже в таком «трагическом»
фрагменте романа, как описание могилы Ленского, читатель
обнаружит лишь мастерское противопоставление реалистических
принципов изображения принципам романтическим:
На ветви сосны преклоненной,
Бывало, ранний ветерок
Над этой урною смиренной
Качал таинственный венок.
Бывало, в поздние досуги
Сюда ходили две подруги,
И на могиле при луне,
Обнявшись, плакали оне.
Но ныне… памятник унылый
Забыт. К нему привычный след
Заглох. Венка на ветви нет;
Один, под ним, седой и хилый
Пастух по-прежнему поет
И обувь бедную плетет.
Теперь читатель и на гибель героя посмотрит иначе:
романтическому герою полагается трагически погибнуть.
Если же читатель осведомлен об основных вехах в развитии
русского литературного языка, он сможет отследить
по «Евгению Онегину» на редкость взвешенное отношение
поэта к языкотворческой позиции западников и славянофилов:
5
Стр.5