С позиций институционального подхода рассматриваются проблемы становления спорта как социального института, вопросы социального управления в институте спорта, теоретико-методологические и методические основания деятельности тренера как управленца и педагога, вопросы пролонгированного отбора и спортивной карьеры. <...> Специальное внимание в монографии уделено психологическим и социальным аспектам деятельности тренера: вопросам социализации и субкультурам в институте спорта, социальнопрофессиональному статусу и ценностным ориентациям тренера, становлению профессионального мастерства. <...> Сегодня перед спортивной педагогикой стоят задачи максимального раскрытия в институте спорта активного, деятельного начала, реализации и самореализации всех субъектов института спорта. <...> Совершенствование управления процессами подготовки тренерских кадров, равно как и повышения эффективности деятельности тренерского корпуса в целом, тесно связано с изучением опыта функционирования этого контингента в целях обеспечения «обратной связи» субъекта и объекта педагогических и управленческих воздействий. <...> Вследствие этого изучение профессиональной пригодности индивида к трудовой деятельности в качестве тренера, определения оптимальных способов его включения в педагогическую деятельность, установления реальных основ индивидуальных социально-психологических различий и их учет для возможно лучшей организации подготовки спортсменов и спортивных педагогов являются непреходящими. <...> Понятно, что эти задачи, регламентированные всем ходом становления современного спорта, необходимо соотнести с целями и профессиональными интересами субъектов, включенных в систему спортивной педагогики и имеющих право на свободное, творческое проявление своих сущностных сил. <...> Для этого важно изучить потребности и интересы контингента спортивных педагогов, факторы, опре3 деляющие эффективность функционирования <...>
Социально-педагогические_основы_деятельности_тренера.pdf
УДК 37.015.4:796
М 69
Рецензенты:
– доктор педагогических наук, профессор С. А. Кореневский
– доктор педагогических наук, профессор В. И. Белов
Михайлова Т. В.
М 69 Социально-педагогические основы деятельности тренера : монография
/ Т. В. Михайлова. – М. : Физическая культура, 2009. –
288 с.
ISBN 978-5-9746-0104-0
Монография посвящена подготовке и деятельности тренера в современных
условиях. С позиций институционального подхода рассматриваются проблемы
становления спорта как социального института, вопросы социального
управления в институте спорта, теоретико-методологические и методические
основания деятельности тренера как управленца и педагога, вопросы пролонгированного
отбора и спортивной карьеры. Специальное внимание в монографии
уделено психологическим и социальным аспектам деятельности тренера: вопросам
социализации и субкультурам в институте спорта, социальнопрофессиональному
статусу и ценностным ориентациям тренера, становлению
профессионального мастерства.
Монография рассчитана на преподавателей, слушателей факультетов повышения
квалификации, студентов и аспирантов, специализирующихся в сфере
педагогики физической культуры и спорта.
УДК 37.015.4:796
ISBN 978-5-9746-0104-0
2
© Михайлова Т. В., 2009
© Издательство «Физическая культура», 2009
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................................................... 3
Глава 1. ИНСТИТУТ СПОРТА И ЕГО СУБЪЕКТЫ............................. 8
1.1. Историко-культурные основания спорта.................................. 9
1.2. Идеология современного спорта ............................................. 17
1.3. Институт спорта как сфера услуг ............................................ 31
1.4. Социальное управление в институте спорта .......................... 46
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРА КАК СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА........................................ 55
2.1. Тренер как управленец и педагог ............................................ 56
2.2. Информационные предпосылки успешности
деятельности тренера............................................................... 76
2.2.1. Природное и социальное ............................................... 76
2.2.2. Вопросы психологии...................................................... 92
Глава 3. КАРЬЕРА СПОРТСМЕНА КАК ОБЪЕКТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА................................................ 101
3.1. Отбор в институте спорта ...................................................... 101
3.2. Пролонгированный отбор ...................................................... 124
Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ... 145
4.1. Социализация и ресоциализация в институте спорта.......... 145
4.2. Субкультура в институте спорта .......................................... 163
4.3. Допинг как социальная проблема.......................................... 177
Глава 5. ТРЕНЕР КАК ПРОФЕССИОНАЛ ........................................ 194
5.1. Социально-профессиональный статус тренера.................... 194
5.2. Ценностно-мотивационные установки как ориентир
в системе подготовки спортивного педагога....................... 211
5.3. Профессиональные ориентации тренера .............................. 221
5.4. Творчество как основа профессионального
мастерства тренера................................................................. 229
Заключение ............................................................................................ 240
Приложение ........................................................................................... 242
Библиография ........................................................................................ 257
286
Стр.286