В. Кошелев
"Приятный стихотворец и добрый человек..."
Источник: К. Н. Батюшков. Сочинения в двух томах. Том 1. М.: Художественная литература,
1989.
Составление, подготовка текста, вступительная статья и комментарии В. А. Кошелева
"Опыты в стихах и прозе" - так назвал Батюшков книгу, обобщившую его раздумья и
переживания. Она вышла в свет в 1817 году в Петербурге. Два небольших тома; в первом собраны 15
прозаических статей, во втором - 65 стихотворений, впервые сведенные воедино из различных журналов
и альманахов. Эти два тома, изданные большим по тому времени тиражом (1200 экземпляров), быстро
разошлись среди читающей публики и принесли автору популярность. Н. И. Гнедич, издатель
"Опытов...", в 1821 году в письме к Батюшкову шутливо-укоризненно констатировал: "Злодей! зачем же
ты книгу эту сделал столько любезною, что, например, в Публичной библиотеке от беспрерывного
употребления она в самом деле изодрана, засалена, как молитвенник богомольного деда, доставшийся в
наследство внуку. Могу уверить тебя, что здесь верно нет читателя, который бы не поставил себе в честь
целовать полу твоего платья"[] [Тиханов Н. П. Николай Иванович Гнедич. Несколько новых данных для
его биографии по неизданным источникам. СПб., 1884, с. 93.].
"Опыты в стихах и прозе", эта "книжка небольшая" открывала блестящие перспективы для
развития русской литературы. Название книги, восходившее к "Опытам" любимого Батюшковым
французского мыслителя М. Монтеня, как бы указывало, что автор всегда пытался "опытным" путем
создать нечто новое для своего времени. И действительно, Батюшков явился основателем многих
традиций: от него берет начало и "арзамасская" сатира, и дружеское послание, и патриотическая элегия,
и русская антологическая лирика.
Судьба Константина Николаевича Батюшкова была поистине трагична. Незаурядный писатель и
обаятельный человек, он, "в самой цветущей поре умственных сил", 34-х лет от роду был поражен
неизлечимой душевной болезнью. Постоянно стремившийся "дать новое направление своей крохотной
музе", он так и не успел написать своего главного произведения. "Я похож на человека, который не
дошел до Цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный.
Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!" -
признался он в 1821 году своему ближайшему другу [] [Вяземский П. А. Поли. собр. соч. в 12-ти томах,
т. 8. СПб., 1883, с. 481].
В конце 1810-х - начале 1820-х годов Батюшков становится известным поэтом. Однако вскоре он
уступает место Пушкину. И когда в 1843 году появилась третья статья В. Г. Белинского из цикла
"Сочинения Александра Пушкина", почти целиком посвященная Батюшкову, критик заметил, что
пишете почти забытом поэте. Определяя дарование его как "сильный и самобытный", "превосходный
талант", Белинский в то же время писал с горечью: "Направление и дух поэзии его гораздо определеннее
и действительнее направления и духа поэзии Жуковского; а между тем кто из русских не знает
Жуковского, и многие ли из них знают Батюшкова не по одному только имени?" [] [Белинский В. Г.
Поли. собр. соч., т. 7.М., АН СССР, 1956, с. 245.]
В сознании последующих поколений читателей Батюшков утвердился как поэт крупного
масштаба - "учитель Пушкина в поэзии" (Белинский), - но всецело принадлежащий лишь истории
литературы. С именем Батюшкова прочно связались понятия "легкой поэзии", "анакреонтической
лирики", образы "Парни Российского" и "наперсника милых Аонид". Эти определения, ставшие уже
литературными штампами в нашем сознании, односторонни и недостаточны.
И только тогда, когда удается отстраниться от груза привычных и "правильных" формул,
приходит действительное понимание цельности и самоценности творческих поисков этого
удивительного писателя.
1
В своем поэтическом послании лицеист Пушкин писал о Батюшкове: "Философ резвый и пиит, //
Парнасский счастливый ленивец, // Харит изнеженный любимец..." Пятнадцатилетний поэт намечал
образ своего кумира еще до личного знакомства с ним, представляя Батюшкова лишь по его стихам.
Стр.1