МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л.В. Кульгавова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ФАЙЛЫ
«В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ-ЗАОЧНИКУ»
по
ЛЕКСИКОЛОГИИ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Иркутск
2010
Стр.2
ББК 81.432.1 – 923.3
К 90
Рецензенты:
Кузнецова О.В., кандидат филологических наук, доцент, декан
факультета восточных языков ИГЛУ
Скопинцева Т.А., кандидат филологических наук, доцент, заведующая
кафедрой «Иностранные языки» ИрГУПС
Кульгавова Л.В.
К 90 Методические файлы «В помощь студентузаочнику»
по лексикологии английского языка : учебное
пособие ; на англ. и рус. яз. / Л.В. Кульгавова. –
Иркутск : ИГЛУ, 2010. – 174 с.
Пособие содержит введение в курс лексикологии, тезисы лекций,
методические сценарии семинарских занятий для студентов и
преподавателей, экзаменационные материалы, тесты для дистанционного
контроля знаний, примерную тематику курсовых работ,
англо-русский тематический словарик терминов и другие вспомогательные
учебно-методические материалы.
Пособие адресовано студентам заочной формы обучения лингвистических
вузов и факультетов иностранных языков.
ББК 81.432.1 – 923.3
©
©
Кульгавова Лариса Владимировна, 2010
Иркутский государственный
лингвистический университет, 2010
Стр.3
3
что? кто? когда?
∗
Вопрос
Что в этом методическом портфеле?
Ответ
Несколько файлов с необходимыми для изучения курса лексикологии
английского языка учебно-методическими материалами,
такими как:
учебно-методическая карта лекционного курса;
тезисы лекций;
некоторые вспомогательные методические и теоретические
материалы для подготовки к отдельным темам;
материалы для контрольной работы (только для 20092010
учебного года);
развернутые планы семинаров, включающие вопросы для
обсуждения и самоконтроля, а также список рекомендованной для
изучения литературы;
∗ Данная публикация является значительно переработанной и дополненной
версией пособия Кульгавовой Л.В. Учебно-методические материалы по дисциплине
“Лексикология английского языка” (для студентов факультетов заочного
обучения лингвистических вузов). – Иркутск: ИГЛУ, 2004. – 99 с.
Стр.4
4
экзаменационные вопросы и практические задания с образцами
анализа;
тесты для дистанционного контроля знаний;
тематика курсовых работ по лексикологии;
Приложение № 1 “Балльно-рейтинговая карта дисциплины”;
Приложение № 2 “Англо-русский тематический словарик
терминов”.
ИТАК, ВЫ ОТКРЫВАЕТЕ ПОРТФЕЛЬ,
А ТАМ…
Стр.5
5
Вопрос
Кто же будет читать эти файлы?
Ответ
Студенты лингвистических вузов, в частности ИГЛУ:
нормативный срок обучения – 5 лет, курс – 2, 3, семестр – 3, 6
Специальность 022600 Теория и методика преподавания иностранных
языков и культур
Квалификация Лингвист, преподаватель
Специальность 022900 Перевод и переводоведение
Квалификация Лингвист, переводчик
нормативный срок обучения – 3 года, курс – 2, семестр – 3, 4
Специальность 022600 Теория и методика преподавания иностранных
языков и культур
Квалификация Лингвист, преподаватель
Специальность 022900 Перевод и переводоведение
Квалификация Лингвист, переводчик
Wow!..
What a
B
RAIN
!
Стр.6
6
Вопрос
Что будет изучаться в курсе лексикологии?
Ответ
Вы узнаете много интересного и полезного:
из чего состоит слово, и как образуются новые слова;
какова структура значения слова и как значение меняется
с течением времени (“расширяется”, “сужается”, “улучшается” или
“деградирует”);
какие части, группировки слов включает словарный состав
английского языка и как они взаимосвязаны;
в чем разница между свободными словосочетаниями и
фразеологизмами;
в каких направлениях развивается словарный состав английского
языка; почему слова рождаются и умирают, откуда появляются
и как изменяются;
что такое лексикография и какие бывают типы словарей.
Вопрос
Как много теории! А будет ли практика?
Ответ
Каждая тема имеет прикладной, практический характер.
Возьмем для примера одну из них – “Словари английского языка”.
Трудно представить себе тему, более
тесно связанную с практическим овладением
языком, ведь словарь – это настольная
книга учителя, переводчика
или ученого-лингвиста и, конечно же,
студента. Однако некоторые студенты
недооценивают важность ежедневной,
Стр.7
7
вдумчивой работы со словарями и обращаются к ним лишь в случае
крайней необходимости, как к лекарству во время болезни. Необходимо
знать разные типы словарей, их особенности, достоинства,
структуру и уметь пользоваться ими в различных целях. Наконец,
словари просто интересно читать: здесь не нужно следить за
развитием сюжета – можно начать с любой страницы, с любой буквы...
Такое чтение не только познавательно и “образовательно”, но
и полезно для обогащения словарного запаса и развития умений
эффективно пользоваться языком для достижения тех или иных
целей. Вот что сказал по этому поводу Артур Скаргилл:
My father still reads the dictionary every day. He says that
your life depends on your power to master words (Scargill
Arthur, In the Sunday Times).
Вы озадачены, Вам кажется, что в этой теме и так все понятно.
Ну, давайте проведем небольшой тест. Ответьте на следующие
вопросы. Можете ли Вы дать 20 (а 30, а 40) названий
словарей? Помните ли Вы авторов словарей, которые используете?
Знаете ли Вы различия между лингвистическими и энциклопедическими
словарями? Необходимо ли пользоваться
при переводе толковым одноязычным словарем? Можете ли Вы
назвать несколько толковых словарей разных серий? Чем отличаются
друг от друга тезаурус, глоссарий, конкорданс и вокабуляр?
Может ли словарь быть одновременно общим и специальным? В
чем различия между частными и специальными словарями? Кто
пользуется обратными словарями? Что такое идеографический
словарь? Кто такой П.М. Роже? Кто является основоположником
английской лексикографии? Фамилия какого ученого ассоциируется
у американцев со словарем и даже часто используется
вместо слова dictionary? Какова типичная структура
словаря? Зачем нужно читать предисловие к словарю? Каковы
основные компоненты словарной статьи? Зачем нужно знать
систему помет? Что такое корпусная лингвистика?
Стр.8
8
Нет, это не поток вопросов “на засыпку”, а базовые знания по
лексикографии. И если Вы не можете дать ответ хотя бы на один из
этих вопросов, скорее приступайте к изучению лексикологии.
Возвращаясь к вопросу А будет ли практика?, отметим, что Вы
будете выполнять задания, развивающие умения анализировать
языковой материал, представленные как в данном пособии, так и в
рекомендуемой для изучения литературе.
Вопрос
Итак, мы открываем методический портфель. С чего же начать
осмотр его материалов?
Ответ
В освоении лексикологии студентом-заочником большое значение
имеет систематическая, рационально организованная самостоятельная
работа в течение всего года. Поэтому один из основных
принципов, положенных в основу работы с данными материалами,
– это пошаговость.
ШАГ I
Лекции
ШАГ II
Самостоятельная работа в межсессионный период
и выполнение контрольной работы
Стр.9
9
ШАГ III
Семинары
В каждом файле, посвященном той или иной теме, есть несколько
частей. Сначала читаем представленное схематически введение
в тему, которое должно привлечь Ваше внимание, заинтересовать
Вас. Далее просматриваем план семинара и приступаем к чтению
литературы по теме. В процессе работы с учебной и научной
литературой обращайте внимание на вопросы для обсуждения: они
помогут Вам сосредоточиться на ключевых моментах темы. Изучение
теоретических вопросов предполагает последующее выполнение
практических заданий, направленных на закрепление теоретических
знаний.
Поскольку курс изучается на английском языке, в портфеле
нашлось место для англо-русского тематического словарика базовых
терминов. Сюда можно заглядывать всякий раз, когда у Вас возникнут
трудности с переводом, написанием, произношением и синонимическими
вариантами терминов.
ШАГ IV
Зачет
Экзамен
Зачет проставляется по результатам выполнения контрольной
работы.
Стр.10
10
ШАГ V
Курсовая работа
ШАГ VI
Дипломная работа
Примечание. Последние два этапа обусловлены выбором студента.
Вопрос
Когда
будут проводиться лекционные и семинарские занятия?
Когда состоится экзамен? Каков общий график работы?
Ответ
Стр.11
11
№Виды учебной работы
1.
Общая
нормативный срок обучения – 5 лет
Семестры
Всего
часов
кость
дисциплины
2. Аудиторные занятия
Лекции
Семинары
3.
Самостоятельная
работа
4. Курсовая работа
5. Дипломная работа
6. Форма промежуточного
контроля
7. Форма
контроля
итогового
16
8
8
8
8
111 41
8
8
70
по выбору студента
по выбору студента
зачет,
экзамен
наличие
итоговой государственной аттестации
(экзамена) по дисциплине
3 4 5
трудоем- 127 49
6
78
7
8
нормативный срок обучения – 3
года
№Виды учебной работы
1.
Общая
трудоемкость
дисциплины
2. Аудиторные заня- 16
8
8
Всего
часов
127
Семестры
3
4 5 6 7 8
49
78
Стр.12