ЛИНГВИСТИКА И АКСИОЛОГИЯ
ЭТНОСЕМИОМЕТРИЯ
ЦЕННОСТНЫХ
СМЫСЛОВ
Коллективная монография
МОСКВА
ТЕЗАУРУС
2011
Стр.1
УДК 81.0
ББК 81
Л55
Монография выполнена в соответствии с Тематическим планом научно-исследовательских
работ ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», проводимых
по заданию Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 1.3.06. Руководитель
проекта доктор филологических наук, профессор ИГЛУ Е.Ф. Серебренникова
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Иркутского государственного лингвистического университета
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор А.М. Каплуненко
доктор филологических наук, профессор О.А. Сулейманова
Автор идеи и руководитель проекта:
доктор филологических наук, профессор Е.Ф. Серебренникова
Коллектив авторов:
Е.Ф. Серебренникова, Н.П. Антипьев, Л.Г. Викулова, Ю.А. Ладыгин, Ю.М. Малинович,
С.Н. Плотникова, Е.Г. Тарева, С.А. Хахалова, Н.Н. Казыдуб, Т.Е. Литвиненко, Т.И. Семенова,
О.М. Готлиб, М.В. Малинович, А.И. Шарунов, О.А. Кулагина
Л55
Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов:
коллективная монография. – М.: ТЕЗАУРУС, 2011. – 352 с.
ISBN 978-5-98421-117-8
Монография посвящена проблемам современного лингвистического аксиологического
анализа и обоснованию этносемиометрии в качестве одного из возможных способов его реализации.
В русле фундаментальной онтологической парадигмы «Человек-Язык-КультураМир
(миры)» выделяется глубинное оценочное измерение, эпистемологически осмысляемое
в ряду таких интегральных понятий, как «картина мира», «жизненный мир человека», «дискурс»,
«субъектность», «ценностная археология знания». Этносемиометрия определяется
методологически как вид семантической интерпретации, выходящий на глубинный оценочный
уровень текста / дискурса. Уточняются принципы, условия, контексты использования
этносемиометрии, и на этой основе осуществляется многоаспектный аксиологический анализ
в пространстве межкультурной коммуникации.
Предназначается специалистам в области лингвистики, философии, аксиологии, преподавателям-исследователям,
аспирантам и магистрантам
УДК 81.0
ББК 81
ISBN 978-5-98421-117-8
© Авторы, 2011
© ТЕЗАУРУС, 2011
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Слова подобны монетам: они сперва имеют
собственную цену и лишь потом становятся
выражением самых различных ценностей.
А. Ривароль
Категории, термины, связанные с аксиологией, во все большей
степени присутствуют в новейших исследованиях по лингвистике,
позволяя выйти на прояснение глубинных аспектов «человека
в языке» — homo lingualis. При этом язык понимается не только как
неотъемлемый атрибут и уникальное «орудие» человека, не только
как некий определенным образом пре-структурированный и постоянно
структурируемый «дом бытия» человека в координатах
«картины мира». Язык – это и пространство энергейного (и, добавим,
фрактального по своей сути) пересечения множества модусов
переживания бытия человеком в его воздействующем диалоге с открывающимся
познанию и освоению миром и самим собой в процессах
жизни — выживания, вовлеченности, самовыражения, самоидентификации,
попытках гармонизации, единения с этим миром
и другими, подобными себе.
С развитием когнитивно-дискурсивного подхода становится
все более очевидным, что структуры знания, мнения, верования,
воображения, «стоящие» за реальной речью реального homo verbo
agens, изъясняющегося на данном естественном языке, имманентно
сопряжены с оцениванием и восходят к соотношению сознательного
и бессознательного, устойчивого и креативного. Ясно, что продвижение
информации зависит от способа ее представления, способного
породить возможный интенсиональный мир в поле «общения
сознаний» (М.М. Бахтин); что вербально-семиотическое регулирование
взаимоотношений в жизненном мире ценностно определено.
Атомарный или уровневый подходы к семиотическим процессам,
придающие ценностным параметрам смыслообразования
роль одной из ситуативно-феноменологических «компонент» скорее
эмоционального плана, не отвечает современному требованию
3
Стр.3
интегрального телеологического видения жизнедеятельности человека
и общества.
Оценочность и ценностные характеристики, таким образом,
осознаются в настоящее время как фундаментальные характеристики
универсума бытия человека и общества, но, в то же время,
остаются среди еще непознанных в своем единстве и одновременно
в их вариативной представленности в языке человека.
В связи с поставленной в современном антропологическом
знании задачей разработки общей теории аксиосферы, а также в
связи с появлением в лингвистике множества новых, аксиологически
ориентированных дисциплин, таких как этнолингвистика, эколингвистика,
критический анализ дискурса, анализ социального
дискурса, политическая дискурсивная лингвистика и других, проблематика
аксиологического плана с необходимостью выходит на
уровень определения своей методологической базы исследования.
Значимым становится более четкое формулирование теоретических
оснований, определение методов и совокупности адекватных
им способов и приемов анализа, с опорой на изменения парадигмального
характера в современной лингвистике и накопленный
опыт в осмыслении человека и его языка.
Социально ориентированная лингвистика стоит перед необходимостью
определения закономерностей и особенностей эволюции
ценностных смыслов общества в их «вечной» антропологической,
культурологической континуальности и феноменологической
дискретности; значимости языковой культуры в процессах социализации
личности, воздействующего потенциала дискурсивной, особенно
медийной деятельности на информационное и духовнонравственное
состояние общества. Современное состояние «глобализирующегося»
мира эпохи «постмодерна» делает особенно актуальным
вопрос о соотношении слова и реальности, информирования
и риторики, об эвристике множественной интерпретации, о
коллизиях исходных, устойчивых концептов открытых друг другу
этнокоммуникативных пространств и смыслов набирающей силу
«интеркультуры». Лингвисты выдвигают вопросы владения дискурсивными
технологиями и дискурсом как «информационным
оружием» на важнейшее место в сосуществовании в межперсональном,
межнациональном и наднациональном планах в непреодолимом
аксиологическом векторе выживания — векторе достижения
4
Стр.4
«соnsensus оmnium» (И. Кант) в параметрах игры интересов, целей,
потребностей. В этой связи возрастает важность попыток комплексного
осмысления аспектов и проблем аксиологического лингвистического
анализа в целом и разработки адекватной методологии и
методики такого рода анализа. Актуальность данного научного
издания, таким образом, определяется необходимостью развития
методологического обоснования современного аксиологического
анализа в целях повышения прикладной, социально действенной
значимости лингвистических исследований. Цель монографического
исследования состоит в обосновании этносемиометрии как
способа аксиологического лингвистического анализа, уточнении
основных контекстов и условий его применения с точки зрения порождения,
состояния и эволюции сущностных смыслов человека и
общества. Областью семиотической текстово-дискурсивной разработки
семиометрии является пространство межкультурной коммуникации.
Теоретически
важным результатом исследования представляется
разработка положения о глубинном оценочном измерении
фундаментальной онтологической парадигмы «Человек — Язык —
Культура — Мир (миры)». Такая парадигма содержательно осмысляется
посредством интегральных эпистемологических понятий
«картина мира», «универсум и модусы бытия человека», «жизненный
мир», субъектность, формулируемых на основе принципа
антропоцентричности современной лингвистики и понимания процессов
освоения мира в связи с процессами переживания и субъектного
присвоения, осуществляющегося человеком говорящим и мыслящим
в смыслобразовании — в тексте/дискурсе.
Новизна исследования определяется тем, что анализ ценностных
смыслов производится исходя не из априорно утверждаемых
концептов, но на основе выведения их по совокупности интерпретации
фрактальных данных репрезентативных контекстов, взятых в
единстве их целеполагания, диалогичности и в координатах определенного
хронотопа. Семиометрия основывается на положении о
глубинном ценностном обосновании текста/дискурса, позволяющем
рассматривать их как достаточное смысловое пространство для
интерпретации закономерностей состояния и эволюции значимых
смыслов человека и общества. Разработка семиометрии как способа
аксиологического анализа позволяет использовать его для определе5
Стр.5
ния ценностных координат языковой картины мира, процессов и
результатов означивания оценочной деятельности человека в языке
и речи; установления элементов личностной и национальной аксиосферы,
закономерностей эволюции сущностных смыслов в различных
сферах жизни общества, в том числе в сфере общественного
мнения, сфере народного образования, художественной литературе,
художественного творчества, для реализации сравнительного анализа
национальных ценностных миров.
Авторы стремились в своих исследованиях рассмотреть комплекс
выделенных для обсуждения аспектов и проблем, сложность
которых не вызывает сомнения в связи с глубинным характером
аксиологического измерения языка и возможностью различных
способов его моделирования. В то же время сохранялась свобода в
изложении авторской позиции. Однако при этом в качестве общей
установки важным представлялось отметить необходимость для современной
лингвистики дальнейшей разработки методологии аксиологического
анализа, адекватного современному состоянию общества,
выработанным новейшим эпистемологическим понятиям, а
также важность усиления прикладного значения лингвистических
исследований на основе приемов и методов анализа реальных знаковых
объектов в их соотношении.
Руководитель проекта проф. Е.Ф. Серебренникова
6
Стр.6
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЭТНОСЕМИОМЕТРИЯ КАК СПОСОБ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО
АКСИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Аспекты аксиологического лингвистического анализа
Ключевые понятия аксиологического анализа
Семиометрия как способ аксиологического анализа
ГЛАВА II. ЭТНОСЕМИОМЕТРИЯ ЦЕННОСТНЫХ СМЫСЛОВ В ДИАХРОНИИ
И СИНХРОНИИ
Диахроническая семиометрия французского слова «la valeur»
Дискурсивное пространство как аксиологическая система
ГЛАВА III. СЕМИОМЕТРИЯ МОДУСОВ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ МИРА
Иерархия ценностей внешнего мира и внутреннего мира человека
Борьба против идентичности: ненависть в свете теории множесвенности
миров
Феномен Другого в концептуализации внутренней сферы человека
Ценностные смыслы в семантическом пространстве причинности
ГЛАВА IV. СЕМИОМЕТРИЯ ЦЕННОСТНЫХ КООРДИНАТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
Измерение и анализ прекрасного
Ценностные аспекты концепта valeur (на материале произведений
французских писателей)
ГЛАВА V. СЕМИОМЕТРИЯ ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
СФЕР ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Семиометрия рефлексии о ценностях современного общества
Динамика ценностных смыслов лингводидактики
Проблемы функционирования системы ценностей в современной
отечественной педагогике
Латиноамериканский конституционный интертекст в свете проблем
кодификации специальной лексики языка
ГЛАВА VI. СЕМИОМЕТРИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ МИРОВ
Аксиологические характеристики пространства и времени в языковой
картине мира древних китайцев (на материале главы «Небеса»
словаря «Эр’я»)
Дискурс симпатии и его этносемиометрические показатели
Список использованной литературы
Авторский коллектив
351
3
7
7
27
41
49
49
58
77
77
99
117
128
145
145
175
196
196
231
246
262
281
281
295
332
349
Стр.351