№2, 2010 г. | ФИЛОСОФИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ
• Варава В.В.
"ДЕДУКЦИЯ" РАЗУМА И "ИНДУКЦИЯ" СЕРДЦА (О ЖИЗНИ И СМЕРТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ
КУЛЬТУРЕ)
• Зинченко В.В.
ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ И АЛЬТЕРНАТИВЫ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
• Кравец А.С.
ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА
• Манакова И.Ю.
СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
• Обыдённый Д.Н.
ФИЛОСОФСКОЕ ЭССЕ О ДЕНЬГАХ, ВЛАСТИ И ОНТОЛОГИИ
• Перевозчикова Л.С.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
• Цуркан А.А.
ПОЭТИКА АРТЮРА РЕМБО: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ГЕРОЯ
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
• Михайлов Д.Н.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
• Надточий И.О.
ЭТИКА И НАУКА: СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
• Незнамова С.П.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК ФИЛОСОФСКОЙ
КАТЕГОРИИ
• Песина С.А.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЯДРО ЗНАЧЕНИЯ
• Поляков Е.М.
МЕМЕТИКА: НАУКА ИЛИ ПАРАДИГМА?
• Чурсанова И.А.
КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ГИПОТЕЗА В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
• Шульгина Д.Н.
КРИЗИС КУЛЬТУРЫ И ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Стр.1
НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ
УДК 17
«ДЕДУКЦИЯ» РАЗУМА И «ИНДУКЦИЯ» СЕРДЦА
(о жизни и смерти в русской философской культуре)
В. В. Варава
Воронежский государственный университет
Поступила в редакцию 15 октября 2010 г.
Не все ли равно, как прожить в этом мире,
прежде чем околеть?
М. Зощенко «Перед восходом солнца»
Аннотация: в статье рассматриваются разные способы восприятия смерти,
сложившиеся в двух различных парадигмах: в русской нравственной
философии и в философии рационализма. Показано, что, если нравственной
традиции свойственно личностное восприятие смерти как трагедии
и беззакония, то для второй – смерть есть биологическая норма, не имеющая
нравственно-философского значения. Тем самым, раскрывается такая
типологическая черта отечественной философии, как этикоцентризм.
Ключевые слова: жизнь, смерть, смысл, бессмыслица, нравственность,
закон, неприятие смерти.
Abstract: the article examines various ways of perceiving death, formed in
two different paradigms: in Russian moral philosophy and the philosophy of
rationalism. It is shown that if the moral traditions peculiar personal perception
of death as a tragedy and lawlessness, then for the second – death is the biological
norm, having no moral and philosophical values. Thus reveals a typological trait
of native philosophy as etikotsentrizm.
Key words: life, death, meaning, nonsense, morals, law, rejection of death.
К началу XX в. в русской философии, литературе и культуре в целом
сложилась какая-то особая духовная атмосфера, сформировался особый
метафизический настрой, проявившийся в заостренно-болезненном внимании
к предельным вопросам человеческого существования. Д. С. Мережковский
в 1907 г. в статье «О воскресении» писал: «…Ежели смерть
есть, то ничего нет, кроме смерти; ежели смерть есть, то все – ничто» [1,
с. 3]. Другой русский философ В. Ф. Эрн в статье о социализме говорил:
«Я умираю. Чем может быть осмыслена моя смерть? Ибо если в ней нет
никакого смысла, то нет смысла и во всей моей жизни» [2, с. 74]. Смерть
уничтожает человека не только физически, но и духовно, лишая его существование
ценности, значимости, то есть нравственного смысла. Утилитарный
смысл конечная жизнь как раз всегда имеет, если человек
выбрал жизнь; но это не жизнь, а выживание или лучше сказать, проживание.
Как существо совестливое, человек взыскует высшего смысла,
который мог бы нравственно оправдать его смертную жизнь.
© Варава В. В., 2010
Научные доклады
5
Стр.3