Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия  / №2 2010

«ДЕДУКЦИЯ» РАЗУМА И «ИНДУКЦИЯ» СЕРДЦА (90,00 руб.)

0   0
Первый авторВарава
Страниц12
ID522491
Аннотацияв статье рассматриваются разные способы восприятия смерти, сложившиеся в двух различных парадигмах: в русской нравственной философии и в философии рационализма. Показано, что, если нравственной традиции свойственно личностное восприятие смерти как трагедии и беззакония, то для второй – смерть есть биологическая норма, не имеющая нравственно-философского значения. Тем самым, раскрывается такая типологическая черта отечественной философии, как этикоцентризм
УДК17
Варава, В.В. «ДЕДУКЦИЯ» РАЗУМА И «ИНДУКЦИЯ» СЕРДЦА / В.В. Варава // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия .— 2010 .— №2 .— С. 3-14 .— URL: https://rucont.ru/efd/522491 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ УДК 17 «ДЕДУКЦИЯ» РАЗУМА И «ИНДУКЦИЯ» СЕРДЦА (о жизни и смерти в русской философской культуре) В. В. Варава Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 15 октября 2010 г. Не все ли равно, как прожить в этом мире, прежде чем околеть? <...> «Перед восходом солнца» Аннотация: в статье рассматриваются разные способы восприятия смерти, сложившиеся в двух различных парадигмах: в русской нравственной философии и в философии рационализма. <...> Это и доказала, и показала русская философия во всем многообразии ее трактатно-нетрактатных традиций и практик. <...> Хотя эмоционально данному типу восприятия также присуща вся гамма негативного отношения к смерти: страх, ужас, неприятие, отвращение, паника и т.д. <...> Но именно такой характер отношения к смерти, 7 В. В. Варава. <...> Философия рационализма, уходя от единичного во всеобщую закономерность, снимает ужас и трагизм конкретного, рефлектируя в безличностных категориях мертвой метафизики. <...> Против нравственно опустошающих человека представлений о смерти как законе выступила целостная традиция русской философии от Соловьева и Федорова до современных поисков, которую можно обозначить как традицию «неприятия смерти». <...> Философия личности видит смерть неестественной, беззаконной, абсурдной в высшей степени; безликая философия рационализма полагает смерть «естественной необходимостью». <...> В одном случае – закон, в другом – беззаконие, в одном – естественность, в другом – тайна. <...> Уже в XX в. в духе отечественной традиции сердечного мировосприятия А. К. Горский и Н. А. Сетницкий в «Тезисах о тайне беззакония» писали, что люди делятся на две категории – приемлющие смерть как норму и не приемлющие смерти. <...> «Человек беззакония», по мнению авторов, – слуга антихриста, он желает полной и всеобщей смерти: «Тайна беззакония есть замысел противника и попытка его одержать победу над Христом и Его делом» [там же, с. <...> И поэтому неслучайно Достоевский в этой традиции – невротик <...>