Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия  / №2 2010

КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ГИПОТЕЗА В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЧурсанова
Страниц7
ID522503
Аннотациястатья посвящена обзору философских концепций конца XIX – начала XX в., касающихся проблемы методологии социального познания, в частности исторической науки. Рассматривается возникновение и развитие конструктивистской гипотезы, восходящей к кантианской традиции, но спроецированной на область «наук о культуре»
УДК1:3, 001. 8:3
Чурсанова, И.А. КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ГИПОТЕЗА В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА / И.А. Чурсанова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия .— 2010 .— №2 .— С. 164-170 .— URL: https://rucont.ru/efd/522503 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

8:3 КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ГИПОТЕЗА В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА И. А. <...> Чурсанова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 30 сентября 2010 г. Аннотация: статья посвящена обзору философских концепций конца XIX – начала XX в., касающихся проблемы методологии социального познания, в частности исторической науки. <...> Рассматривается возникновение и развитие конструктивистской гипотезы, восходящей к кантианской традиции, но спроецированной на область «наук о культуре». <...> 166 Если обратиться к теоретической историографии начала прошлого столетия, то очевидно, что вся она формировалась под влиянием такого интеллектуального течения, как неокантианство. <...> Однако, как отмечает Н. Е. Копосов: «Кант служил ей (критической философии. <...> Действительно, главная интенция кантианской философии – активная роль познающего субъекта, с одной стороны, и фундаментальное противопоставление сферы необходимости, т.е. природы, царству свободы, где действуют морально ответственные индивиды, т.е. истории, – с другой, были восприняты критической немецкой философией как основополагающие моменты. <...> Первый лег в основу конструктивистских тенденций в историографии, второй же дал возможность рассматривать историческую науку как противостоящую естествознанию и в предметном, и в методологическом поле. <...> Однако обнаружение «историзации субъекта познания», т.е. его зависимости от социокультурного контекста и связанной с этим необходимости в обосновании объективности такого познания, стало ведущей темой немецкой философии конца XIX в. <...> Впервые идея анализа исторического познания как развития кантовской критической философии отчетливо прослеживается во взглядах В. <...> Дильтея; знаковыми являются его работы «Введение в науки о духе», вышедшая в 1883 г., и «Построение исторического мира в науках о духе». <...> № 2 Научные cообщения Если Кант применил конструктивистскую гипотезу к обоснованию наук о природе, то Дильтей <...>