На правах рукописи
Прописнова Елена Павловна
Методика сюжетно-ролевон логоритмической
гимнастики для дошкольников
с общим недоразвитием речи
13.00.04 -Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва 2003
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики физического воспитания
Волгоградской государственной академии физической культуры
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Фомина Н. А. <...> Провозглашённая в настоящее время цель физического
воспитания как формирование физической культуры личности предполагает не
только его физическое развитие, но и психическое, духовное, интеллектуальное,
о чём еще в начале века писал великий русский педагог и анатом П. Ф. Лесгафт. <...> Часто дефекты речи серьезно сказываются на двигательном развитии
детей /Волкова Л. <...> На сегодня в России около
50% дошкольников имеют различные ее нарушения. <...> Коррскционно-псдагогичсская
дошкольных
учреждениях
работа
логопедического
в
специализированных
направления
связана
со
своевременным исправлением дефектов речи у детей. <...> В практике логопедической работы детских садов существует такая
методика, как логопедическая ритмика (логоритмика). <...> 4
К физическому воспитанию логоритмика имеет косвенное отношение,
поскольку занятия разрабатываются логопедами-дефектологами совместно с
музыкальными руководителями и направлены в основном на постановку и
закрепление отдельных звуков, произношение слов, предложений, то есть
непосредственно на формирование правильной речи ребенка и не учитывают
особенности его физического развития и взаимосвязей речи с движениями
различного характера. <...> В то же время физкультурные занятия, проводимые в специальных
логопедических группах, не решают задачу способствовать формированию
речи через активное развитие физических качеств <...>
Методика_сюжетно-ролевой_логоритмической_гимнастики_для_дошкольников_с_общим_недоразвитием_речи..pdf
На правах рукописи
Прописнова Елена Павловна
Методика сюжетно-ролевон логоритмической
гимнастики для дошкольников
с общим недоразвитием речи
13.00.04 -Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва 2003
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики физического воспитания
Волгоградской государственной академии физической культуры
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Фомина Н. А.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор МенхинЮ.В.
доктор педагогических наук,
профессор Зайцева В.В.
Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная академия
физической культуры имени П.Ф. Лесгафта
Защита состоится «4» марта 2003 г. в «14» часов на заседании
диссертационного совета К. 311.003.01 в Российском государственном
университете физической культуры по адресу: 105122, Москва, Сиреневый
бульвар, д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться
государственной академии физической культуры.
Автореферат разослан «1» февраля 2003 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук,
доцент
Т000004805
Ц0 Б п о фКи С
-РХАФК1
в библиотеке Российской
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
1. Общая характеристика работы
Актуальность. Провозглашённая в настоящее время цель физического
воспитания как формирование физической культуры личности предполагает не
только его физическое развитие, но и психическое, духовное, интеллектуальное,
о чём еще в начале века писал великий русский педагог и анатом П. Ф. Лесгафт.
Одной из самых сложных высших психических функций человека
является речь /Леонтьев А. А., 1965; Чевелёва Н. А., 1989/, от степени
сформированное™ которой в детском возрасте во многом зависит уровень
общей
подготовленности
ребёнка
к
успешному
общеобразовательной школе /Сохина Ф. А., 1979; Ткаченко Т. А., 1999/.
Часто дефекты речи серьезно сказываются на двигательном развитии
детей /Волкова Л. С, 1989; Миронова С. А.,1991/. На сегодня в России около
50% дошкольников имеют различные ее нарушения.
Коррскционно-псдагогичсская
работа
в
дошкольных учреждениях логопедического направления
обучению в
специализированных
связана
со
своевременным исправлением дефектов речи у детей. Существующая па
сегодня комплексная коррекционная программа "Подготовка к школе детей с
общим недоразвитием речи в условиях специального детского
сада" под
редакцией Филичёвой Т. Б., Чиркиной Г. В. /2000 г./ уделяет недостаточное
внимание физическому
воспитанию дошкольников. Хотя, известно, что
физическое упражнение является эффективным средством воздействия на
психические функции человека, одной из которых является речь /Сермеев Б.В.,
1990; Лопухина И. С, 1997/. Известно так же, что двигательно активные дети,
раньше начавшие ходить, начинают и раньше своих более "ленивых"
сверстников говорить /Вайэман Н.А., 1996 /.
В практике логопедической работы детских садов существует такая
методика, как логопедическая ритмика (логоритмика). Основу ее составляет
принцип сочетания движения, музыки и слова /Волкова Г. А., 1985/.
Стр.3