2
Работа выполнена в Российской государственной академии физической
культуры
Научный консультант: академик РАО, доктор
педагогических наук,
профессор Портнов Ю.М.
Официальные оппоненты:
доктор биологических наук,
профессор Бальсевич В.К.
- доктор педагогических наук,
профессор Шустин Б.Н.
- доктор педагогических наук,
профессор Малиновский С.
Ведущая организация - Санкт- Петербургская Государственная
академия физической культуры имени П.Ф.Лесгафта
Защита диссертации состоится Ю &rjrji cpJ
в /4
2000 г.
час. На заседании диссертационного совета Д 046. 01.01.
Российской государственной академии физической культуры по адресу:
105122, Москва, Сиреневый бульвар, д.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской
государственной академии физической культуры
Автореферат разослан £
tcu&Jt. с рл
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук, профессор
2000 г.
М.Е. Кутепов
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследований.
Разработка и внедрение новых
технологий повышения эффективности тренировочного процесса
является необходимым условием для достижения успехов в
современном спорте (В.К Бальсевич, 1999; Н.Ж. Булгакова, 1999; Н.И.
Волков, 1998; Д.Д. Донской, 1999; Ю.Д. Железняк, 1998; Г.П. Иванова,
1991; В.Я. Игнатьева, 1995; В.М. Игуменов, 1992; В.Б. Коренберг, 1994;
В.В. Кузин, 1996; М.Е. Кутепов, 1993; СВ. Малиновский, 1991; Л.П.
Матвеев, 1991, 1999; С.Д. Неверкович, 1995; Ю.Ф. Подлипняк, 1999;
Г.И. Попов, 1992; Ю.М. Портнов, 1999; И.П. Ратов, 1996; А.П.
Скородумова, 1994; Н.Г.Сучилин, 1996; О.П. Топышев, 1989; В.И.
Тхоревский, 1998; В.П. Филин, 1994; и др.).
В качестве теоретических основ оптимизации технологии
обучения следует рассматривать теорию построения движений (Н.А.
Бернштейн, 1947), теорию структурности двигательных действий (Д.Д.
Донской, 1995) и теорию двигательной деятельности (П.К. Анохин,
1977;А.А. Ухтомский, 1954; Н.А. Бернштейн, 1947; Л.С. Выгодский,
1984; А.Н. Леонтьев, 1972; А.В. Запорожец, С.Л., 1960; П.Я. Гальперин,
1958; и др.). Психологическая теория двигательной деятельности легла в
основу развития теории решения двигательных задач и обучения
двигательным действиям в спорте (М.М. Боген, 1988; С.В.Дмитриев,
1992; Д.Д.Донской, С.В.Дмитриев, 1993,1999; Коренберг В.Б.,1994; и
ДР-).
Большой вклад в разработку общих теоретических основ
техники тенниса и подготовки игроков внесли как советские, так и
зарубежные специалисты (Ф.К. Агашин, 1967,1977; СП. Белиц-Гейман,
1977, 1994; И.В.Всеволодов, 1974; И. Гем, 1974; В.А. Голенко, 1973; Я.
Гроппель, 1987; Жемчужников Ю.А., 1986; О.И. Жихарева, 1984; Л.С.
Зайцева, 1974, 1998; Г.П.Иванова, 1991, 1997; Г.А.Кондратьева и А.И.
Шокин, 1979; Е.П. Корбут, 1985; Э.Я.Крее, 1955; А.П. Скородумова,
1990, 1994; Ш.А. Тарпищев, 1999; И.Н. Тучашвили, 1998; Р. Шенборн,
1991; В.Н. Янчук, 1982, 1998 и др ).
Техника двигательных действий в теннисе изучалась с помощью
биомеханических методик исследования достаточно небольшим
количеством авторов. Так в ряде работ использовался анализ
материалов киносъемки (G.A. Hoswal, 1974; М. Ioshizawa, 1984; Jil de
Kermadek, 1965-1967; S. Plagenhoef 1982); видеосъемки (Л.С Зайцева,
1998, 1999, 2000; Аль Халили Муханед, 1996); акселерография (Г.П.
Лукирская, 1965; Г.П. Иванова,-А-Нг-Першин,,1979; Д. Гроппель, 1987;
Стр.3