Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Стратегический аспект коммуникативного акта отказа (90,00 руб.)

0   0
Первый авторПащенко
АвторыМ. А. Пащенко
ИздательствоИГЛУ
Страниц21
ID216099
АннотацияРеферируемая работа посвящена исследованию коммуникативного акта отказа на материале русского, французского и английского языков. Работа выполнена в русле научного направления концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности, предполагающего выявление системообразующего стратегического механизма коммуникантов в коммуникативном акте отказа, что позволяет определить их речевое взаимодействие как динамическую функциональную систему с определенным набором коммуникативных стратегий, тактик и ходов в целях как кооперации, так и конфронтации.
Пащенко, М.А. Стратегический аспект коммуникативного акта отказа : автореферат / М. А. Пащенко; М.А. Пащенко .— : ИГЛУ, 2012 .— 21 с. — URL: https://rucont.ru/efd/216099 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи ПАЩЕНКО МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОММУНИКАТИВНОГО АКТА ОТКАЗА Специальность 10.02.19 – теория языка АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учѐной степени кандидата филологических наук Иркутск – 2012 Работа выполнена на кафедре иностранных языков международного факультета ФБГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет». <...> Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент кафедры английского языка ФГБОУ ВПО«Иркутский государственный лингвистический университет» Верхотурова Татьяна Леонтьевна кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права», г.Иркутск Ильичѐва Евгения Олеговна Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» Защита состоится «22» ноября 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 071 01 по защите диссертаций на соискание учѐной степени кандидата наук, на соискание учѐной степени доктора наук в ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» по адресу: 664025, г. Иркутск, ул. <...> Литвиненко Т.Е. 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Реферируемая работа посвящена исследованию коммуникативного акта отказа на материале русского, французского и английского языков. <...> Работа выполнена в русле научного направления концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности, предполагающей выявление системообразующего стратегического механизма коммуникантов в коммуникативном акте отказа (далее КАО), что позволяет определить их речевое взаимодействие как динамическую функциональную систему с определѐнным набором коммуникативных стратегий, тактик и ходов в целях как кооперации, так и конфронтации. <...> Лингвистическая прагматика, выявляющая позиции говорящего, его коммуникативные намерения, способы их языкового выражения, способы интерпретации адресатом сообщения, оценку ситуации <...>
Стратегический_аспект_коммуникативного_акта_отказа.pdf
На правах рукописи ПАЩЕНКО МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОММУНИКАТИВНОГО АКТА ОТКАЗА Специальность 10.02.19 – теория языка АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учѐной степени кандидата филологических наук Иркутск – 2012
Стр.1
Работа выполнена на кафедре иностранных языков международного факультета ФБГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет». Научный руководитель: Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Галина Максимовна Костюшкина. доктор филологических наук, доцент кафедры английского языка ФГБОУ ВПО«Иркутский государственный лингвистический университет» Верхотурова Татьяна Леонтьевна кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права», г.Иркутск Ильичѐва Евгения Олеговна Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» Защита состоится «22» ноября 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 071 01 по защите диссертаций на соискание учѐной степени кандидата наук, на соискание учѐной степени доктора наук в ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» по адресу: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина 8, ауд. 31. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет». Автореферат разослан « » октября 2012 г. Учѐный секретарь диссертационного совета д. филол. н. Литвиненко Т.Е.
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Реферируемая работа посвящена исследованию коммуникативного акта отказа на материале русского, французского и английского языков. Работа выполнена в русле научного направления концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности, предполагающей выявление системообразующего стратегического механизма коммуникантов в коммуникативном акте отказа (далее КАО), что позволяет определить их речевое взаимодействие как динамическую функциональную систему с определѐнным набором коммуникативных стратегий, тактик и ходов в целях как кооперации, так и конфронтации. Лингвистическая наука на современном этапе развития обратилась к решению задач, связанных с феноменом общения. В центре еѐ внимания оказался человек говорящий со всеми особенностями коммуникативных взаимодействий в различных социальных, этно-культурных, психологических условиях. Лингвистическая прагматика, выявляющая позиции говорящего, его коммуникативные намерения, способы их языкового выражения, способы интерпретации адресатом сообщения, оценку ситуации с позиции двух и более участников общения, а также стратегии и тактики общения для достижения коммуникативной согласованности в деятельности говорящих приобретает поэтому особое значение [Формановская 1987; Дискурсивный аспект языковых единиц 2006]. Тезис о том, что речевая коммуникация – это стратегический процесс, базисом для которого является выбор оптимальных языковых ресурсов, подводит к необходимости изучения когнитивных процессов, психологических, эмоциональных состояний коммуникантов, без которых стратегическое планирование речевого поведения невозможно. С другой стороны, речевая деятельность в когнитивной лингвистике рассматривается как один из способов, при помощи которого мы приобретаем знания, познаѐм мир [Арутюнова, Вольф, Дорошенко 1989; Дейк 1989; Красных 1999, 2000, 2001; Почепцов 2001; Иссерс 2003; Макаров 2003; Йокояма 2005; Дискурсивный аспект языковых единиц 2006; Костюшкина 2006; 2009; Проблемы концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности 2007 – 2012; Верхотурова 2009 и др.]. Антропоцентрическая парадигма современного языкознания рассматривает человека как центральную фигуру языка и как лицо говорящее, и как главное действующее лицо мира, о котором он говорит. Феномен общения предполагает взаимодействие языковых личностей, взаимодействие их фондов знаний, картин мира. Коммуникация осуществляется между двумя и более лицами в режиме диалога (полилога), в связи с чем возникает проблема интерпретации высказываний на основе различий в фондах знаний и картин мира коммуникантов. В этой связи актуальность данного исследования обусловлена вниманием к проблемам эффективного межличностного общения, изучению и систематизации средств речевого воздействия в специфических коммуникативных ситуациях. Сохраняет свою актуальность и проблема выведения основной единицы коммуникации - коммуникативного акта, совершающегося с определенными глобальными и сопутствующими стратегическими целями, посредством разнообразных тактических ходов.
Стр.3
4 Единица «коммуникативный акт», принятая в настоящем исследовании, восходит к разработкам моделей коммуникации, начатым ещѐ в 40-х годах ХХ века с различными целями – совершенствованием маркетинговых технологий, улучшением качества связи, изучением массовой коммуникации и т.д. Одной из наиболее известных является математическая (линейная) модель К Шеннона и У.Уивера, в которой, наряду с фактором канала связи, новым и существенным явилось и восприятие сообщения получателем информации (отличие полученного сообщения от исходного). На основе этой модели Р.О. Якобсон построил свою модель коммуникации, в которой структурные элементы основаны на шести выделяемых учѐным функциях языка. Модель Р.О. Якобсона дополнялась и совершенствовалась многими исследователями. Оригинальные модели, например, предлагаются Т.А. ван Дейком, П. Шародо, К.А. Долининым и др. Принятая в данном исследовании модель В.В. Красных обобщает рассмотренные нами модели названных учѐных, дополняя их когнитивным аспектом - пониманием пресуппозиции как когнитивной базы коммуникантов (фондами индивидуальных, социумных и этнокультурных знаний) [Якобсон 1975; Почепцов 2001; Красных 2000, 2001; Костюшкина 2003; Кашкин 2009]. Моделирование коммуникативного процесса актуально в нашем исследовании в связи с выведением структуры коммуникативного акта с семантикой отказа. Кроме того, актуальность работы состоит также в применении и обосновании существующих когнитивных теорий, отражающих процесс планирования высказываний аргументативного и манипулятивного типа на примере данного коммуникативного акта. Методологической основой данного исследования послужили труды отечественных и зарубежных учѐных по философии языка [Демьянков 1984; Грайс 1985; Лакофф 1985; Остин, Cерль 1986; Арутюнова 1988; Ивин 2000; Кравченко 2004; Рябцева 2005;], психологии речи [Братман 1992; Ортони, Клоур, Коллинз 1995; Экман 2000; Изард 2000; Гришина 2006; Кара-Мурза 2006; Берн 2008; Доценко 2011 и др.], теории коммуникации и анализу дискурса [Якобсон 1975; Долинин 1987; Дейк 1989; Карасик 1992; Винокур 1993; Формановская 1987, 1998; Колокольцева 2001; Кравченко 2001; Красных 2001; Иссерс 2003; Костюшкина 2003; 2006; 2009; Йокояма 2005; Григорьева 2007; Шаховский 2008; Верхотурова 2009 и др.]. Научная новизна данной работы состоит, во-первых, в выведении инвариантной структуры коммуникативного акта с конкретной семантикой (отказа) как комплекса «Побуждение (вербальное/невербальное) – Отказ (вербальный/невербальный) – Перлокутивный эффект отказа (в вербальном /невербальном проявлении)», обобщающей различные его варианты - отказ в коммуникативной ситуации, создавшейся в данном варианте коммуникативного акта. Во-вторых, впервые коммуникативный акт отказа изучается как вид реакции, общий для различных предписывающих высказываний. В-третьих, впервые выявляются и систематизируются возможные варианты эмоциональных проявлений, связанных с отказом, и формируемые этими эмоциями коммуникативные ситуации. В-четвѐртых, новизна исследования состоит в
Стр.4
5 выявлении систематики речевых стратегий, специфичных для коммуникативного акта отказа. Материал исследования. Исследование проводилось на материале русского, французского и английского языков с целью выявления и систематизации универсальных речевых стратегий и тактик в КАО методом сплошной выборки диалогов, представляющих коммуникативный акт отказа с окружающим контекстом и анализом конситуации, из произведений художественной литературы 1ХХ - начала ХХI веков общим объѐмом в 26381 страницы художественных текстов и художественных фильмов, продолжительностью 984 минуты. При выборе источников мы намеренно не ограничивались их временной и жанровой принадлежностью для подтверждения типичности когнитивно-прагматических процессов в планировании и продуцировании высказываний в КАО. Объектом исследования является коммуникативный акт отказа - фрагмент коммуникации, центром которого является высказывание со значением отказа, являющееся реакцией на различные виды прескрипций, в зависимости от различных типов коммуникативных ситуаций. Таким образом, КАО является сложной коммуникативной единицей, включающей, кроме набора высказываний, самих коммуникантов, также и соответствующие им коммуникативные ситуации, имеющие, в свою очередь, свою внутреннюю системную организацию. Предмет исследования - стратегический аспект коммуникативного акта отказа. Цель исследования состоит в выявлении когнитивно-прагматического потенциала КАО. Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи: 1) разработать общую модель и еѐ варианты для коммуникативного акта отказа и для этого: а) изучить мотивирующую функцию эмоций; б) определить влияние социальных ролей коммуникантов; в) выявить роль конфликта в коммуникативном акте отказа; г) выявить и систематизировать типы коммуникативных ситуаций, входящих в коммуникативный акт отказа; 2) раскрыть концептуальное содержание понятия «отказ»; 3) выявить мотивирующую функцию аксиологической составляющей в коммуникативном акте отказа; 4) рассмотреть когнитивные механизмы планирования высказываний коммуникативного акта отказа; 5) выявить и систематизировать стратегии и тактики в коммуникативном акте отказа. Методы исследования. В исследовании применялись общенаучные методы: наблюдение, анализ, синтез, сопоставление, классификация, моделирование, а также специальные методы лингвистического исследования: метод контекстуального и ситуативного анализа, метод интерпретации. Положения, вынесенные на защиту. 1. Коммуникативный акт отказа представляет собой единицу коммуникации, основанную на инвариантной части «прескрипция – отказ - перлокутивный эффект
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.