КАЧЕСТВО УЗЛОВ ТРЕНИЯ
В обеспечении работоспособности узлов трения важную роль
играют процессы контроля, испытаний и прогнозирования качества и
эксплуатационных свойств поверхностей деталей узлов трения. <...> Качество деталей (узлов трения) - степень соответствия характеристик деталей (узлов трения) предъявляемым к ним требованиям. <...> Качество деталей узлов трения характеризуется точностью их
размеров, физико-механическими характеристиками материалов,
геометрическими и физико-химическими свойствами контактирующих поверхностных слоев. <...> При испытании полимеров на ползучесть определяют показатель ползучести t , в %, модуль ползучести t , в Н и податливость
(см2/Н). <...> Модуль ползучести характеризует относительное изменение
удлинения образца при постоянных нагрузке и температуре в задаваемом временном интервале. <...> Модуль ползучести вычисляют по формуле t 100 / t , где - напряжение при испытании, МПа; t - относительная деформация в момент времени t , %. <...> Податливость Пт
является величиной, обратной модулю ползучести (Пт 1/ t ). <...> Размеры деталей узлов трения и их прочность
Размеры деталей определяются исходя из их функционального
назначения и действующих рабочих нагрузок, по своему назначению
они могут быть разделены на следующие группы. <...> Точность деталей узлов трения характеризуется точностью размеров элементов деталей, т.е. отдельных поверхностей, и
точностью относительного положения поверхностей. <...> Изготовление
деталей с соблюдением допусков способствует созданию высококачественных узлов трения, несмотря на то, что каждая деталь ограничивается поверхностями, размеры и форма которых отличаются от
номинальных. <...> Детали лишь на чертежах характеризуются номинальными
(идеальными) поверхностями, а фактически ограничены реальными
поверхностями. <...> Они непосредственно сказываются на качестве соединений,
имеющих цилиндрические поверхности потому, что по таким поверхностям устанавливают <...>
Контроль,_испытания_и_диагностика_узлов_трения__учебное_пособие_(6).pdf
О.А. ГОРЛЕНКО, Д.А. СУСЛОВ, Д. Б. КОЛМОГОРЦЕВ
КОНТРОЛЬ, ИСПЫТАНИЯ И ДИАГНОСТИКА
УЗЛОВ ТРЕНИЯ
Допущено Учебно-методическим объединением вузов по университетскому
политехническому образованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
направлению подготовки дипломированных специалистов 150300
«Прикладная механика», специальности 150302 «Триботехника»
БРЯНСК
ИЗДАТЕЛЬСТВО БГТУ
2005
Стр.1
ББК 34.44
УДК 621.01/03
Горленко, О.А. Контроль испытания и диагностика узлов трения:
учеб. пособие / О.А. Горленко, Д.А. Суслов, Д.Б. Колмогорцев;
под ред. О.А. Горленко. – Брянск: БГТУ, 2005. - 107 с.
ISBN 5-89838-175-9
Рассматриваются процессы контроля деталей, испытаний и диагностики
узлов трения машин, играющие важную роль в обеспечении
их работоспособности на этапах производства и эксплуатации.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности
150302 – «Триботехника», изучающих курс «Машины для триботехнических
испытаний», а также может быть полезно студентам других
машиностроительных специальностей.
Табл. – 7. Илл. – 51. Библиогр. – 17 назв.
Рецензенты: кафедра «Механическая технология древесины»
Брянской
государственной
инженернотехнологической
академии;
кандидат технических наук, доцент В.В. Порошин
(Московский государственный индустриальный
университет)
ISBN 5-89838-175-9
© Брянский государственный
технический университет,
2005
Стр.2
Контроль,_испытания_и_диагностика_узлов_трения__учебное_пособие_(8).pdf
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие написано в соответствии с программой дисциплины
«Машины для триботехнических испытаний» для студентов,
обучающихся по специальности «Триботехника».
Пособие содержит 4 главы: качество узлов трения, контроль узлов
трения, испытания узлов трения и диагностика узлов трения. К
каждой главе дается перечень вопросов для проверки усвоения материала.
В конце приводится предметный указатель терминов и понятий.
Учебное
пособие подготовлено коллективом авторов: д.т.н.,
профессором Горленко Олегом Александровичем, канд. техн. наук
Сусловым Дмитрием Анатольевич и ассистентом Колмогорцевым
Дмитрием Борисовичем.
Авторы надеются, что данное издание будет полезно также специалистам,
работающим в области трения и изнашивания при решении
вопросов, связанных с контролем, испытаниями и диагностикой
деталей узлов трения.
Авторы заранее приносят свои извинения за возможные ошибки
и неточности и просят направлять свои отзывы, пожелания, замечания
и предложения по адресу: 241035, г. Брянск, бульвар 50-летия
Октября, д. 7.
Стр.1
4
ВВЕДЕНИЕ
Процессы контроля, испытаний и диагностики играют важную
роль в обеспечении работоспособности и эксплуатационных свойств
поверхностей деталей узлов трения.
Качество деталей узлов трения характеризуется свойствами материалов,
размерами, точностью и качеством поверхностных слоев.
Для обеспечения качества поверхности деталей в общем случае необходимо
нормировать и контролировать точность её формы, расположения
(относительно других поверхностей), а также её волнистость и
шероховатость.
Качество деталей машин и их соединений во многом определяется
эксплуатационными свойствами рабочих поверхностей, в частности,
контактной жесткостью, и износостойкостью, показатели которых
могут быть определены на стадии испытаний. Важными этапами
таких испытаний является планирование и математикостатистическая
обработка их результатов.
Техническая диагностика представляется собой теорию, методы
и средства обнаружения и поиска дефектов, включая любое несоответствия
свойств объекта заданным. Поиск дефекта заключается в
указании с определенной точностью его месторасположения в объекте.
Основное назначение технической диагностики состоит в повышении
надежности объектов на этапе их производства, эксплуатации
и хранения.
Стр.2