Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ

0   0
АвторыЛазуткина Лариса Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц279
ID213991
АннотацияАктуальность темы монографии обусловлена низким уровнем межличностной и профессионально направленной речевой культуры, наблюдаемой в современном обществе. В монографии предпринята попытка концептуального обоснования целостного феномена и структурных компонентов процесса формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов. Автором представлены теоретико-методологические и организационно-педагогические основы указанного явления; изложены содержание и особенности разработанной технологии культурноречевого развития; раскрыты основные пути повышения эффективности формирования и развития речевой культуры в высшей военной школе. Материалы монографии могут быть использованы в практической деятельности преподавательского состава вузов, а также они могут быть полезны для научных сотрудников, исследующих проблемы культуры речи. Монография обсуждалась на заседании кафедры педагогики Военного университета и на заседании ученого совета Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ / Л.Н. Лазуткина .— : [Б.и.], 2006 .— 279 с. — URL: https://rucont.ru/efd/213991 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

3 ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЯЗАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ (ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ) имени генерала армии В.Ф. МАРГЕЛОВА <...> Л.Н. ЛАЗУТКИНА КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ Рязань 2006 ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЯЗАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ (ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ) имени генерала армии В.Ф. МАРГЕЛОВА 4 <...> Историко-педагогический анализ проблемы формирования и развития речевой культуры у курсантов командных военных вузов……………………………………………………………….. <...> Концептуальные основы формирования и развития речевой культуры у курсантов командных военных вузов……………... <...> Основные пути повышения эффективности формирования и развития речевой культуры у курсантов командных военных вузов……………………………………………………………….. <...> Выработка у курсантов устойчивой мотивации к развитию речевой культуры…………………………………………………… <...> Оптимизация культурноречевого совершенствования курсантов в учебной и внеучебной деятельности……………………… <...> Вместе с тем, осуществляющееся в настоящее время реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствование системы высшего военного образования ужесточило требования к профессиональной подготовке военного специалиста. <...> В особой степени это касается офицеров, осваивающих командные специальности. <...> 8 Выполнение всех этих требований к подготовке выпускника командного военного вуза возможно при условии усиления внимания к формированию у него командно-методических и профессионально-педагогических навыков. <...> При этом закономерно возрастает значимость умений в области владения национальным и профессионально направленным языком, высокой речевой культурой и риторическими навыками. <...> Многолетний опыт преподавания и проводимое исследование показали, что курсанты командных ввузов часто испытывают трудности в подборе слов для выражения своей мысли, стесняются <...>
_КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ_ОСНОВЫ_ФОРМИРОВАНИЯ_И_РАЗВИТИЯ_РЕЧЕВОЙ_КУЛЬТУРЫ_У_КУРСАНТОВ_ВОЕННЫХ_КОМАНДНЫХ_ВУЗОВ.pdf
3 ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЯЗАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ (ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ) имени генерала армии В.Ф. МАРГЕЛОВА Л.Н. ЛАЗУТКИНА КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ Рязань 2006 ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЯЗАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ (ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ) имени генерала армии В.Ф. МАРГЕЛОВА
Стр.1
4 Л.Н. ЛАЗУТКИНА КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ Монография Рязань 2006 ББК 84 Л 17 Рецензенты: заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор В.Я. Слепов; заведующая кафедрой Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, доктор педагогических наук, профессор
Стр.2
5 Н.И. Демидова Л 17 Лазуткина Л.Н. Концептуальные основы формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов: монография. – Рязань: РВВДКУ(ВИ), 2006. – 242 с. ISBN 5-93550-168-2 Актуальность темы монографии обусловлена низким уровнем межличностной и профессионально направленной речевой культуры, наблюдаемой в современном обществе. В монографии предпринята попытка концептуального обоснования целостного феномена и структурных компонентов процесса формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов. Автором представлены теоретико-методологические и организационнопедагогические основы указанного явления; изложены содержание и особенности разработанной технологии культурноречевого развития; раскрыты основные пути повышения эффективности формирования и развития речевой культуры в высшей военной школе. Материалы монографии могут быть использованы в практической деятельности преподавательского состава вузов, а также они могут быть полезны для научных сотрудников, исследующих проблемы культуры речи. Монография обсуждалась на заседании кафедры педагогики Военного университета и на заседании ученого совета Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова. ISBN 5-93550-168-2 Лазуткина, 2006
Стр.3
6 СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………..…........... Глава I. Историко-педагогический анализ проблемы формирования и развития речевой культуры у курсантов командных военных вузов……………………………………………………………….. 1.1. Становление и развитие теории и практики формирования речевой культуры у курсантов в отечественной военной школе…………………………………………………………………... 1.2. Научные и прикладные подходы к проблеме развития речевой культуры у курсантов военных вузов МО РФ………………….. 1.3. Исследование принципов и способов развития речевой культуры в зарубежных военных учреждениях................................... Глава II. Концептуальные основы формирования и развития речевой культуры у курсантов командных военных вузов……………... 2.1. Обоснование педагогической концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов…………………………………………………………………. 2.2. Сущность, содержание и структура процесса формирования речевой культуры у курсантов…………………………………... 2.3. Разработка педагогических технологий развития речевой культуры в высшей военной школе …………………………….. Глава III. Основные пути повышения эффективности формирования и развития речевой культуры у курсантов командных военных вузов……………………………………………………………….. 3.1. Подготовка командного и профессорско-преподавательского состава военных вузов к формированию речевой культуры у курсантов…………………………………………………………. 3.2. Выработка у курсантов устойчивой мотивации к развитию речевой культуры…………………………………………………… 3.3. Оптимизация культурноречевого совершенствования курсантов в учебной и внеучебной деятельности……………………… 3.4. Проектирование и внедрение современных педагогических технологий формирования и развития речевой культуры в высшей военной школе ………………………………………….. 5 9 9 38 57 80 80 101 129 148 148 167 184 202 Заключение.…………….....................................….…....................................... 221 Библиографический список.…………….......................................................... 226
Стр.4
7 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы монографии и направленность исследования обусловлены, в первую очередь, наблюдаемой в настоящее время в нашей стране бедственной ситуацией в сфере национального языка: снижение его статуса как языка межнационального общения на постсоветском пространстве; отсутствие контроля со стороны государства над процессом обучения языку в общеобразовательной школе, что приводит к засилью авторских, зачастую не поддающихся никакой критике учебных программ, отсутствию качественных учебников; снижение образцовой роли средств массовой информации, отсутствие какого-то бы ни было контроля над культурой публичной речевой коммуникации, способствующее повсеместной популяризации ненормативной и иноязычной лексики. Все эти явления оказывают негативное воздействие на формирующуюся молодежь, из которой в дальнейшем и складывается учебный контингент военных вузов. Показателем этого является снижающийся из года в год уровень грамотности, речевой и личностной культуры, который демонстрируют абитуриенты. Вместе с тем, осуществляющееся в настоящее время реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствование системы высшего военного образования ужесточило требования к профессиональной подготовке военного специалиста. В особой степени это касается офицеров, осваивающих командные специальности. В обязанности командира входит не только мастерское владение оружием и боевой техникой, но и обеспечение высокого уровня обученности подчиненного личного состава, психологического комфорта и атмосферы сотрудничества в подразделении. Высокопрофессиональный командир должен уметь осуществлять руководство подразделением в мирное время и особенно в боевой обстановке с учетом личностных особенностей подчиненных, с гуманистической, а не авторитарной или игнорирующей позиции.
Стр.5
8 Выполнение всех этих требований к подготовке выпускника командного военного вуза возможно при условии усиления внимания к формированию у него командно-методических и профессионально-педагогических навыков. При этом закономерно возрастает значимость умений в области владения национальным и профессионально направленным языком, высокой речевой культурой и риторическими навыками. Многолетний опыт преподавания и проводимое исследование показали, что курсанты командных ввузов часто испытывают трудности в подборе слов для выражения своей мысли, стесняются выступать перед аудиторией, не знают правил орфографии и пунктуации и пишут безграмотно, не приучены к чтению и запоминанию. Все эти факторы негативно сказываются на образовательном процессе и обуславливают необходимость приложения дополнительных усилий со стороны командно-преподавательского состава, которые, несмотря на низкий уровень развития интеллектуальных и речевых способностей курсантов, должны за определенный учебной программой срок подготовить их них высокопрофессиональных и всесторонне развитых военных специалистов, удовлетворяющих требованиям обновляемых Вооруженных Сил. Эта ситуация усугубляется еще и тем минимальным лимитом учебного времени, который отводится в образовательном процессе ввуза на реализацию такого сложной и многоаспектной деятельности, как формирование и развитие речевой культуры обучающихся. При этом сами курсанты, особенно на старших курсах после прохождения войсковой стажировки на первичных командных должностях, осознают роль речевых навыков в эффективном исполнении служебных обязанностей. Наиболее значительные трудности в профессиональном общении были отмечены ими при работе со служащими по контракту, когда от их психологических и речевых умений воздействовать, убеждать, приказывать и внушать напрямую зависело само управление подразделением, где подчиненные зачастую старше и опытнее своего командира.
Стр.6
9 Проведенный анализ вузовской практики показал, что указанной проблеме уделяется незаслуженно малое внимание при организации учебного процесса. Так, не учитывается роль коммуникативного компонента в преподавании военно-специальных дисциплин, не осознается инструментальный характер речевых навыков в процессе овладения выбранной военной специальностью, не понимается зависимость интеллектуальных способностей личности от уровня ее речевого развития, не учитывается мощнейший воспитательный и развивающий потенциал национального языка, являющегося кладезем достижений высокоразвитой культуры русского народа. Кроме того, кадровый кризис, отток высококвалифицированных преподавателей из военных вузов привел к снижению уровня речевой и личностной культуры, педагогического мастерства постоянного состава. Такая ситуация в сфере формирования и развития речевой культуры у курсантов командных ввузов не способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса и не обеспечивает в должной мере выполнение требований к подготовке военного специалиста, выдвигаемых государственным образовательным стандартом. Анализ степени научной разработанности проблемы развития речевой культуры у курсантов командных военных вузов показал, что целостного исследования данного вопроса на уровне специальных научных исследований (кандидатских и докторских диссертаций, монографий) в военной педагогике не проводилось. Эта проблема лишь фрагментарно раскрывалась при исследовании различных аспектов профессиональной подготовки и структурных компонентов профессионально-педагогической культуры военного специалиста. Так, в частности, вопросы формирования речевой культуры затрагивались при исследовании феномена профессиональной культуры специалиста (С.Я. Батышев, А.К. Быков, З.Ф. Есарева, А.Б. Каганов, Н.Б. Крылова, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, Г.Н. Соколова, М.Ф. Фахтуллин); анализе сущности коммуникативной культуры (В.С. Грехнев, И.А. Ильяева, В.А. КанКалик, А.В. Мудрик, Е.В. Руденский, Т.А. Пашкова и др.).
Стр.7
10 В военной педагогике культурноречевой аспект рассматривался при изучении феномена педагогической культуры офицерского и преподавательского состава (А.В. Барабанщиков, И.В. Биочинский, А.К. Быков, В.И. Вдовюк, А.М. Герасимов, И.В. Иващенко, А.И. Лобач, С.С. Муцынов, В.Н. Мушкатов, И.Н. Пугин); исследовании проблемы интеллектуальной культуры офицеров (А.М. Воробьёв, В.М. Гурин, Э.Н. Коротков, С.С. Муцынов и др.). Анализ научной литературы по исследуемой проблеме выявил необходимость комплексного подхода к ее рассмотрению, так как развитие речевой культуры возможно осуществлять только с учетом лингвистических, психологических и педагогических особенностей этого процесса. Раскрытию сущности понятия речевой культуры и специфике ее формирования и развития на разных этапах обучения посвящены работы выдающихся отечественных лингвистов и педагогов-методистов Ф.И. Буслаева, Л.А. Введенской, С.И. Виноградова, Т.Г. Винокур, О.Я. Гойхмана, Б.Н. Головина, Г.А. Золотовой, Е.Ю. Кашаевой, Л.Г. Павловой, Д.И. Розенталя, Г.Я. Солганика, К.Д. Ушинского, Л.В. Щербы и др. Разработка концептуальных основ культурноречевого совершенствования курсантов командных ввузов базировалась на достижениях психологической науки, среди представителей которой наибольшую значимость имели работы основоположника теории речевой деятельности А.А. Леонтьева, разработчика теории языковой личности Ю.А. Караулова, исследователей взаимосвязей речи и мышления Б.Г. Ананьева, Н.И. Жинкина, речи и общения А.А. Бодалева, процессов восприятия и понимания речи П.Я. Гальперина, психологии речевой деятельности Л.С. Выготского. Большую значимость для выработки научных позиций исследования играли идеи и труды ученых представителей военной педагогической науки (И.А. Алехин, А.В. Барабанщиков, А.К. Быков, В.И. Вдовюк, А.М. Герасимов, В.Н. Герасимов, П.Н. Городов, В.П. Давыдов, Э.Н. Коротков, А.И. Лобач, М.А. Лямзин, В.Я. Слепов и др.); идеи педагогики и дидактики высшей
Стр.8
11 школы (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, С.И. Зиновьев, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов и др.); теории педагогических концепций обучения (А.В. Барабанщиков, В.П. Беспалько, Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин, В.Н. Гуляев, В.П. Давыдов, Э.Н. Коротков, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.); разработки проблемы системного подхода к анализу педагогического процесса (Б.Г. Ананьев, А.Ф. Зотов, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королев, А.А. Крылов, Мищенко А.И.); методики педагогических исследований (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.И. Пискунов, М.Н. Скаткин и др.). Совокупность перечисленных причин, теоретическая и практическая значимость проблемы формирования и развития речевой культуры у курсантов командных военных вузов, явно выраженная ее актуальность и недостаточная концептуальная разработанность в педагогике высшей военной и высшей школы обусловили выбор темы исследования.
Стр.9
12 ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ КОМАНДНЫХ ВОЕННЫХ ВУЗОВ 1.1. Становление и развитие теории и практики формирования речевой культуры у курсантов в отечественной военной школе При осуществлении историко-педагогического анализа исследуемого научного вопроса особенно важным является поиск общефилософских, гносеологических, научноведческих и ряда других положений в различных источниках, которые отражают соответствующие методологические уровни отечественной военно-педагогической науки. Изучение многочисленных архивных источников, исторических, военно-исторических, историкопедагогических произведений авторов различных периодов позволяет утверждать, что огромный воздействующий потенциал военного красноречия понимали и мастерски использовали полководцы еще в период зарождения и становления Древнерусского государства, когда формировали традицию обращения к войску с воодушевляющей речью-призывом, ставящей своей целью психологическую подготовку и поддержание высоких моральных и боевых качеств воинов. Образование и развитие Древнерусского государства происходило в сложной международной обстановке. Так, в X веке Русь отстаивала свое право на существование в борьбе с Византией, отражала многочисленные набеги кочевников. Более двух месяцев вдвое превосходящая византийская армия осаждала крепость Доростол, обороняемую русско-болгарским войском под предводительством князя Святослава (942–972 гг.). Греческий флот блокировал крепость, перекрыв Дунай. Войско Святослава таяло от голода, болезней и ран. Следуя древнему обычаю, Святослав собрал военный совет, на кото
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ