Н.В. ЛИТВИНЕНКО
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
(ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОДХОД)
Москва 2007
УДК 373
ББК 74.202.4
Л64
Публикуется по решению редакционно-издательского совета
Оренбургского государственного педагогического университета
Автор:
Литвиненко Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Рецензенты:
Рындак В.Г., доктор педагогических наук, профессор;
Соколова Л.Б., доктор педагогических наук, профессор;
Маликов Л.В., кандидат психологических наук, доцент
Литвиненко Н.В. <...> Л64 Социально-психологическая адаптация школьников в критические периоды развития (индивидуально-типологический подход). <...> В работе представлена концепция практикоориентированной модели сопровождения социально-психологической адаптации школьников, основанной на индивидуально-типологическом подходе к
профилактике и коррекции факторов риска адаптационного процесса в период
возрастных кризисов. <...> ББК 74.202.4
ISBN 978-5-89144-817-9
© Литвиненко Н.В., 2007
Введение
Настоящая научная монография посвящена актуальной проблеме – изучению детерминант и динамических особенностей процесса социальнопсихологической адаптации школьников в критические периоды развития в
контексте создания научно-методического обеспечения психологопедагогического сопровождения данного процесса в общеобразовательной
школе. <...> Социально-психологическая адаптация, обеспечивающая
гармоничное соотношение между требованиями изменившейся социальной ситуации и потребностями, интересами, ценностными ориентациями личности,
создает благоприятные условия для ее полноценного функционирования, развития и самореализации в новых условиях. <...> ). В меньшей степени изучены особенности социальнопсихологической адаптации младших подростков (Г.А.Цукерман, Е.В.Иванова, <...> Е.В.Славутская, Н.И.Сперанская, Н.В.Помазков и др.) и старших школьников
(А.Л.Венгер, Ю.М.Десятникова, Н.В.Морозова, О.А.Альшина и др.) <...> ).
В связи <...>
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ_АДАПТАЦИЯ_ШКОЛЬНИКОВ__В_КРИТИЧЕСКИЕ_ПЕРИОДЫ_РАЗВИТИЯ_(ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ_ПОДХОД).pdf
УДК 373
ББК 74.202.4
Л64
Публикуется по решению редакционно-издательского совета
Оренбургского государственного педагогического университета
Автор:
Литвиненко Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Рецензенты:
Рындак В.Г., доктор педагогических наук, профессор;
Соколова Л.Б., доктор педагогических наук, профессор;
Маликов Л.В., кандидат психологических наук, доцент
Литвиненко Н.В.
Л64 Социально-психологическая адаптация школьников в критические периоды
развития (индивидуально-типологический подход). – М.: ТЦ «Сфера»,
2007. – 350 с.
ISBN 978-5-89144-817-9
Монография посвящена одной из актуальных проблем психологопедагогической
теории и практики. В ней анализируются результаты исследования
факторов процесса социально-психологической адаптации школьников,
обусловливающих динамические особенности его протекания в критические
периоды развития. В работе представлена концепция практикоориентированной
модели сопровождения социально-психологической адаптации
школьников, основанной на индивидуально-типологическом подходе к
профилактике и коррекции факторов риска адаптационного процесса в период
возрастных кризисов.
ББК 74.202.4
ISBN 978-5-89144-817-9
© Литвиненко Н.В., 2007
Стр.2
Введение
Настоящая научная монография посвящена актуальной проблеме – изучению
детерминант и динамических особенностей процесса социальнопсихологической
адаптации школьников в критические периоды развития в
контексте создания научно-методического обеспечения психологопедагогического
сопровождения данного процесса в общеобразовательной
школе.
Актуальность исследуемой проблемы определяется несколькими тенденциями,
характерными для современной социальной ситуации развития общества
в целом и ребенка школьного возраста в частности.
Во-первых, интенсивное социальное развитие общества, радикальные экономические
и политические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего
и будущего в значительной мере обострили проблему формирования личности,
способной быстро и адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся
условия макро- и микросреды. Современные условия жизни требуют не столько
"приноравливания", "приспособления", сколько развития личности, раскрытия
ее индивидуальности. Социально-психологическая адаптация, обеспечивающая
гармоничное соотношение между требованиями изменившейся социальной ситуации
и потребностями, интересами, ценностными ориентациями личности,
создает благоприятные условия для ее полноценного функционирования, развития
и самореализации в новых условиях.
Во-вторых, кардинальные изменения в жизни общества осложнили социальную
ситуацию развития современного школьника, характеризующуюся ростом
психогенных расстройств, нервно-психических заболеваний, дезадаптивных
проявлений. С конца 80-х до середины 90-х годов, по данным
А.М.Прихожан, существенно возросло количество тревожных детей и подростков.
Если в период с 1978 по 1985 годы количество тревожных девочек и мальчиков
в возрасте от 7-9 лет составляло 12% и 16%, то к середине 90-х годов -
соответственно 48% и 72%. За этот же промежуток времени увеличилось число
тревожных девочек-подростков в возрасте от 13-14лет в 2,5 раза, мальчиков – в
2,6 раза. К началу 90-ых годов в России частота нервно-психических заболеваний
в детском возрасте достигла 15%, а в подростковом - 20-25%. По данным
различных авторов дезадаптация отмечается у 10-12% школьников (по
Е.В.Шиловой), у 35-45% школьников (по А.К.Маан). Приведенные данные свидетельствуют
о росте отклонений в процессе социально-психологической адаптации
современного школьника, препятствующих его вхождению в новую социальную
среду и блокирующих создание благоприятных условий для полноценного
личностного развития ребенка.
В-третьих, преобразование и переосмысление в современном обществе
многообразных отношений "человек-мир" способствовали появлению в образовании
новых приоритетных задач, связанных с обеспечением условий для ста
Стр.3