4
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………....................................
Теоретические аспекты воспитания патриотизма подростка во внеурочной
деятельности…………………………………………………................
5
6
Практика воспитания патриотизма подростка средствами внеурочной
деятельности…………………………………………………………………. 17
Заключение ………………………………………………………………….. 22
Литература …………………………………………………………………... 23
Приложение 1 Программа патриотического воспитания учащихся……. 25
Приложение 2 Программа деятельности музея как образовательного
центра ……………………………………………………………………… 29
Приложение 3 Схема анализа внеурочного мероприятия, направленного
на воспитание патриотизма учащихся…………………………………… 30
Приложение 4 Методика проведения занятия-диалога ………………… 31
Приложение 5 Примерные темы поисково-исследовательских работ
учащихся …………………………………………………………………… 33
Приложение 6 Сценарий проведения литературно-музыкального салона
«Культурная жизнь Оренбурга XIX века» ………………………………… 34
Приложение 7 Тест для учащихся 9-х классов «Республика или монархия?»
………………………………………………………………………… 37
Приложение 8 Сценарий классного часа в библиотеке «Из истории герба
России» …………………………………………………………………..
Приложение 9 Программа «Нам есть, что любить. Нам есть, чем гордиться…»
(воспитание патриотизма учащихся 5-9 классов посредством
внеурочной
деятельности
……………………………….
по
истории)
38
41
Стр.4
5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время мировое сообщество находится в процессе динамичных
геополитических, экономических, производственных, социокультурных
преобразований. В этих условиях значительно изменилось существовавшее
до сих пор отношение к воспитанию подрастающего поколения. Общество
стоит перед необходимостью разумного сочетания моральных устоев,
традиций, обычаев прежней эпохи и нарождающихся вновь.
Воспитание подрастающего поколения рассматривается с конкретных
общественно-исторических, социально-педагогических позиций. «Смена
общественных формаций, в первую очередь, влечет ревизию систем воспитания,
в то время как остальные сферы образования могут оставаться достаточно
консервативными» (В.В. Сериков). В условиях многонационального
российского государства, заинтересованного в защите собственных интересов
и поступательном развитии, актуальной становиться проблема духовности,
морали и нравственности, патриотизма, гражданского долга, воспитания
активной, свободной, социально-ориентированной личности.
Подростковый возраст характеризуется следующими особенностями:
вхождением в социальную среду, систему социальных связей, усвоения и
воспроизводства подростком социального опыта в своей деятельности; становлением
подростка, как субъекта деятельности, в ходе которого создается
конкретная личность, формируется ее индивидуальность. С одной стороны
это возраст социализации, врастания в мир человеческой культуры и общественных
ценностей, а с другой – возраст индивидуализации, открытия и
утверждения своего уникального и неповторимого Я (Э.Шпрангер). Подросток
ориентируется на существующие в общественном сознании эталоны поведения,
на ценности социальной среды. Воспитание при этом является фактором
становления личности, одним из важных условий ее жизнеспособности.
Внеурочная
деятельность, реализуя общее содержание образования, обладает
возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства
патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современного
подростка, его стремление к саморазвитию и активной социализации,
ориентированной также на служение Отечеству.
Анализ деятельности общеобразовательных учреждений основного общего
образования продемонстрировал, что, несмотря на попытку формирования
систем патриотического воспитания, введение ставок заместителей директоров
по гражданско-патриотическому воспитанию, предлагаемую организационно-методическую
базу, деятельность по созданию педагогических
условий, обеспечивающих воспитание патриотизма учащихся, не стала в
школах систематической и целенаправленной.
Таким образом, актуализируется проблема патриотического воспитания
подрастающего поколения в условиях современной России, теоретических
аспектов воспитывающей деятельности учителя и приемов организации вне
Стр.5