www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
С. НАБОЙЧЕНКО, А. СОБОЛЕВ, Т. БОГАТОВА. К реализации стратегии
партнерства высшей школы и бизнеса...............................................................3
В. ПРИХОДЬКО, З. САЗОНОВА. Инженерная педагогика: становление,
развитие, перспективы.......................................................................................10
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
Ю. РУБИН. Теория конкуренции и задачи повышения конкуренто
способности российского образования ..........................................................26
Л. ГРЕБНЕВ. Болонский процесс в России: проверка на доверие? ....................44
Ю. МЯЧИН. Образование как ключевой фактор устойчивого развития .........51
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
«Для приращения рудных дел…» Интервью с Н. П. Косаревым .............. 56
М. НОСЫРЕВ, А. ТАЛАЛАЙ. Развитие Уральского горнопромышленного
университетского комплекса ...........................................................................65
В. МАКАРОВ. Инновационная инфраструктура университета ..........................70
В. КОЗЛОВ. Образовательная вертикаль ..............................................................75
О. ОШКОРДИН. Центр содействия национальнокультурным объединениям ... 79
В. ПРОПП. Концепция воспитательной работы ...................................................83
В. БЕЛЯЕВ. Зарубежное партнерство в системе непрерывного образования........ 86
Ф. НУРМУХАМЕТОВ. Уральский геологический музей ......................................90
В. ФИЛАТОВ. Выбор истории..................................................................................93
Online Educa Berlin 2006....................................................................... 98
В. БОЛОТОВ. Оценка качества eLearning в России ......................................... 100
Р. ГАБИДУЛЛИН. Управление географически распределенными
структурными подразделениями вуза ......................................................... 102
В. ПЕРЕВЕРЗЕВ, А. ЕГОРОВ, Г. СИБИРЦЕВА. Педагогические тесты для
дистанционного контроля знаний................................................................. 106
ONLINE EDUCA
В. КРОЛЬ. «Личный» электронный учебник: концепция.................................. 111
Актуальные проблемы: позиция ПГТУ
В. ПЕТРОВ, В. СТЕГНИЙ. Социальный статус заведующего кафедрой в
современной высшей школе ........................................................................... 113
Стр.1
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Редакция:
зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н.П. Огородникова
ответственный секретарь:
Т. В. Гордеева
зам. председателя
редколлегии, обозреватель:
Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
Корректор:
М. В. Куликова
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: 2089304.
email: vovrus@hiedu.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 20.12.2006
Усл. п. л. 11. Тираж 2650 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». Заказ №
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
И.С. БОЛОТИН
В.Н. БУЛАТОВ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
Н. МАТУШКИН, М. ГИТМАН, В. СТОЛБОВ,
Е. ГИТМАН. Подготовка кадров высшей
квалификации: некоторые интеграционные
механизмы ................................................................119
А. ТАШКИНОВ, В. ЛАЛЕТИН, И. СТОЛБОВА.
Формирование общих и профессиональных
компетенций при инновационных технологиях
обучения ...................................................................128
С. ГРИГОРЬЕВ. Социологическое образование в
современной России: кризисные явления и пути
их преодоления .......................................................134
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Г. ЗБОРОВСКИЙ. Высшее образование и бизнес:
проблемы институционального взаимодействия.137
В. ИВАНОВА. Социальное неравенство в отечественном
высшем образовании: постановка проблемы .....145
Л. БАКШЕЕВА, Ю. ПРОКОПЕНКО. Дистанционная и
традиционная модели: взгляды потребителей....150
Т. ПОРХОВА. «Отнестись к делу народного
образования как к своей обязанности»................155
С. ЕРЕМЕЕВА. Приютинское братство .......................157
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Л. ЩЕРБАЧЕВА. Профессиональноориентированное
обучение информатике ..........................................167
Р. ШАКИРОВ. Коммуникативный потенциал
учителя ......................................................................169
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
VII Всероссийская конференция по
дополнительному образованию......................171
И. КОНДАКОВ, Д. БОЛОТИНА. Планета культуры
академика Д.С. Лихачёва .......................................174
Д. ЧЕРНИЛЕВСКИЙ. Кадровый корпус высшей
школы Украины .......................................................176
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИК
ГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
В.Н. НЕВОЛИН
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
С. НАБОЙЧЕНКО, чл.корр. РАН, ректор
А. СОБОЛЕВ, профессор, проректор
Т. БОГАТОВА, доцент, директор центра
Уральский государственный
технический университет–УПИ
Ж
К реализации
стратегии
партнерства высшей
школы и бизнеса
урналу «Высшее образование в России» в этом году исполняется 15 лет. Не
большая, но славная дата, обязывающая оглянуться назад, сверить позиции
и строить планы на будущее. Без излишнего пафоса можно утверждать, что за эти
годы журналюбиляр стал совершенно особым явлением в социокультурном ареале
российского высшего образования. Волею судеб став ровесником реформ в высшей
школе России, журнал уверенно занял место «информационной трибуны» и своеоб
разного «проводника» в научнометодическом обеспечении трансформационных и мо
дернизационных процессов. Роль «проводника» крайне сложна и многогранна. Она не
позволяет ограничиться простой констатацией наблюдаемых перемен, она обязыва
ет задавать целевые ориентиры, предлагать способы, методы и средства их дости
жения. Следует подчеркнуть, что журнал «Высшее образование в России» с этой
миссией успешно справляется. Он актуален, востребован, читаем и любим в научно
педагогической среде. Журнал оказывает неоценимую помощь не только ректорско
му корпусу и управленческому звену высшей школы, но и всей общественности, нерав
нодушной к ее проблемам и перспективам развития.
Секрет успеха журнала сложно раскрыть в виде готовой формулы. Может быть,
он обеспечивается новым междисциплинарным подходом, удачно интегрирующим ис
следования социологов, философов, экономистов, юристов и специалистов других
предметных областей, тем самым формируя концептуальную платформу новой об
ласти знания – науки о высшей школе. Может быть, этот секрет кроется в наполне
нии журнала и способе подачи материала; в нем удачно синтезированы дискуссион
ность, новаторство и здоровый консерватизм. Крайне важно, что журнал не отверга
ет нетрадиционных подходов, но и не опускается до огульной, пустой критики, не
содержащей конструктивных предложений. А может быть, успех закладывается в
нахождении «золотой середины» между теорией и практикой модернизационных про
цессов. В актив редакции журнала следует записать регулярное раскрытие опыта
модернизации флагманов отечественного образования, крайне необходимого для дру
гих вузов, реализующих стратегию «гонки за лидером». Но вероятнее всего, популяр
ность журнала обеспечивается не одним какимлибо фактором успеха, а их удачным
сочетанием. Эти традиции следует продолжать и всемерно развивать.
Уважаемая редакция! Дорогие читатели!
Поздравляем вас с 15летием журнала «Высшее образование в России». Позвольте
пожелать редакционной коллегии не останавливаться на достигнутом, увеличивать
информационную и аналитическую насыщенность и оперативность публикации ма
териалов, открывать новые рубрики, новые грани реформ и новые имена, не терять
задора и не сворачивать с избранного курса. Всем нам успехов в нашем общем деле!
Стр.3