Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

ЛИНГВОСМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (80,00 руб.)

0   0
Первый авторХопренинова Валентина Алексеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID211728
АннотацияВсе элементы художественного произведения находятся во взаимодействии друг с другом и зависят от того содержания, выражению которого они служат. Поэтому они, естественно, должны изучаться как элементы сложного целого. Этому может способствовать лингвосмысловой анализ художественного текста, практическими навыками которого должны овладеть будущие учителя как ключевой компетенцией, способностью, мастерством, необходимыми для организации работы на уроках литературного чтения в начальной школе.
Хопренинова, В. А. ЛИНГВОСМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ / В. А. Хопренинова .— : [Б.и.] .— 6 с. — URL: https://rucont.ru/efd/211728 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛИНГВОСМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ <...> Основным содержанием уроков чтения являлось обучение собственно чтению и параллельно с ним велась работа над текстом (беседа по содержанию, составление плана, подготовка к пересказу), а также работа над развитием речи учащихся, которая заключалась в овладении различными видами пересказа (подробный, сжатый, выборочный, творческий). <...> В связи с модернизацией структуры и содержания начального образования стало понятно, что старыми методами работы на уроке чтения невозможно реализовать современные цели начального образования. <...> Появились новые учебники и программы, которые с учетом возрастных и психологических особенностей развития младшего школьника рассматривают литературное образование в начальной школе как самостоятельный этап общего литературного образования. <...> В настоящее время все больше комплекты по чтению авторы называют "Литературное чтение". <...> Содержание литературного чтения призвано обеспечить благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы. <...> Ведущей задачей литературного образования становится формирование ребенка как «квалифицированного читателя», который, по определению <...> Н.Н. Светловской, адекватно воспринимает художественное произведение, любит перечитывать его и размышлять над прочитанным, реагирует не только на содержательную сторону текста, но и на художественную форму, обладает развитым воображением, получает эстетическое наслаждение от общения с искусством. <...> Однако при существующих условиях литературно-художественное воспитание младших школьников сводится, в лучшем случае, к тому, чтобы научить детей понимать логику поступков персонажей, извлекать «мораль» из произведения, умение говорить о читательских переживаниях. <...> Как свидетельствует опыт, для большей части уроков чтения, особенно предметом изучения которых <...>
ЛИНГВОСМЫСЛОВОЙ_АНАЛИЗ_КАК_ОСНОВНОЕ_СРЕДСТВО_ОРГАНИЗАЦИИ_РАБОТЫ_С_ПОЭТИЧЕСКИМ_ТЕКСТОМ_НА_УРОКАХ_ЛИТЕРАТУРНОГО_ЧТЕНИЯ.pdf
ЛИНГВОСМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В.А. Хопренинова Оренбургский государственный педагогический университет Долгое время в начальной школе преподавался традиционный предмет "Чтение". Основным содержанием уроков чтения являлось обучение собственно чтению и параллельно с ним велась работа над текстом (беседа по содержанию, составление плана, подготовка к пересказу), а также работа над развитием речи учащихся, которая заключалась в овладении различными видами пересказа (подробный, сжатый, выборочный, творческий). В связи с модернизацией структуры и содержания начального образования стало понятно, что старыми методами работы на уроке чтения невозможно реализовать современные цели начального образования. Появились новые учебники и программы, которые с учетом возрастных и психологических особенностей развития младшего школьника рассматривают литературное образование в начальной школе как самостоятельный этап общего литературного образования. В настоящее время все больше комплекты по чтению авторы называют "Литературное чтение". Содержание литературного чтения призвано обеспечить благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы. Ведущей задачей литературного образования становится формирование ребенка как «квалифицированного читателя», который, по определению Н.Н. Светловской, адекватно воспринимает художественное произведение, любит перечитывать его и размышлять над прочитанным, реагирует не только на содержательную сторону текста, но и на художественную форму, обладает развитым воображением, получает эстетическое наслаждение от общения с искусством. Однако при существующих условиях литературно-художественное воспитание младших школьников сводится, в лучшем случае, к тому, чтобы научить детей понимать логику поступков персонажей, извлекать «мораль» из произведения, умение говорить о читательских переживаниях. Как свидетельствует опыт, для большей части уроков чтения, особенно предметом изучения которых является поэзия, по-прежнему характерно отсутствие полноценного прочтения литературного произведения. Вопросы, поставленные учителем в процессе анализа, предполагают воспроизведение текста, но не помогают детям воспроизвести в воображении картину, созданную поэтом. В результате такой работы дети пересказывают прекрасный поэтический текст убогой прозой, разрушая тем самым художественный образ. Выразительное чтение по-прежнему не подготавливается, а декларируется, задания, предложенные учителем, не помогают юным читателям проникнуть в эмоциональную атмосферу стихотворения, увидеть в тексте движение чувств. Все эти методические просчеты чаще всего связаны с нарушением одного из важнейших принципов анализа художественного произведения - с отрывом формы от содержания, точнее, с игнорированием формы. На уроке обсуждается не столько художественное произведение, сколько природное явление, по по
Стр.1