ЛИНГВОСМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ <...> Основным содержанием уроков чтения являлось обучение собственно чтению и параллельно с ним велась работа над текстом (беседа по содержанию, составление плана, подготовка к пересказу), а также работа над развитием
речи учащихся, которая заключалась в овладении различными видами пересказа (подробный, сжатый, выборочный, творческий). <...> В связи с модернизацией структуры и содержания начального образования
стало понятно, что старыми методами работы на уроке чтения невозможно реализовать современные цели начального образования. <...> Появились новые учебники и программы, которые с учетом возрастных и психологических особенностей развития младшего школьника рассматривают литературное образование в
начальной школе как самостоятельный этап общего литературного образования. <...> В настоящее время все больше комплекты по чтению авторы называют
"Литературное чтение". <...> Содержание литературного чтения призвано обеспечить благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы. <...> Ведущей задачей литературного образования становится формирование ребенка как «квалифицированного читателя», который, по определению <...> Н.Н. Светловской, адекватно воспринимает художественное произведение, любит перечитывать его и размышлять над прочитанным, реагирует не только на
содержательную сторону текста, но и на художественную форму, обладает развитым воображением, получает эстетическое наслаждение от общения с искусством. <...> Однако при существующих условиях литературно-художественное воспитание младших школьников сводится, в лучшем случае, к тому, чтобы научить
детей понимать логику поступков персонажей, извлекать «мораль» из произведения, умение говорить о читательских переживаниях. <...> Как свидетельствует
опыт, для большей части уроков чтения, особенно предметом изучения которых <...>
ЛИНГВОСМЫСЛОВОЙ_АНАЛИЗ_КАК_ОСНОВНОЕ_СРЕДСТВО_ОРГАНИЗАЦИИ_РАБОТЫ_С_ПОЭТИЧЕСКИМ_ТЕКСТОМ_НА_УРОКАХ_ЛИТЕРАТУРНОГО_ЧТЕНИЯ.pdf
ЛИНГВОСМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ
В.А. Хопренинова
Оренбургский государственный педагогический университет
Долгое время в начальной школе преподавался традиционный предмет
"Чтение". Основным содержанием уроков чтения являлось обучение собственно
чтению и параллельно с ним велась работа над текстом (беседа по содержанию,
составление плана, подготовка к пересказу), а также работа над развитием
речи учащихся, которая заключалась в овладении различными видами пересказа
(подробный, сжатый, выборочный, творческий).
В связи с модернизацией структуры и содержания начального образования
стало понятно, что старыми методами работы на уроке чтения невозможно реализовать
современные цели начального образования. Появились новые учебники
и программы, которые с учетом возрастных и психологических особенностей
развития младшего школьника рассматривают литературное образование в
начальной школе как самостоятельный этап общего литературного образования.
В настоящее время все больше комплекты по чтению авторы называют
"Литературное чтение". Содержание литературного чтения призвано обеспечить
благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы.
Ведущей задачей литературного образования становится формирование
ребенка как «квалифицированного читателя», который, по определению
Н.Н. Светловской, адекватно воспринимает художественное произведение, любит
перечитывать его и размышлять над прочитанным, реагирует не только на
содержательную сторону текста, но и на художественную форму, обладает развитым
воображением, получает эстетическое наслаждение от общения с искусством.
Однако
при существующих условиях литературно-художественное воспитание
младших школьников сводится, в лучшем случае, к тому, чтобы научить
детей понимать логику поступков персонажей, извлекать «мораль» из произведения,
умение говорить о читательских переживаниях. Как свидетельствует
опыт, для большей части уроков чтения, особенно предметом изучения которых
является поэзия, по-прежнему характерно отсутствие полноценного прочтения
литературного произведения. Вопросы, поставленные учителем в процессе
анализа, предполагают воспроизведение текста, но не помогают детям воспроизвести
в воображении картину, созданную поэтом. В результате такой работы дети
пересказывают прекрасный поэтический текст убогой прозой, разрушая тем самым
художественный образ. Выразительное чтение по-прежнему не подготавливается,
а декларируется, задания, предложенные учителем, не помогают юным читателям
проникнуть в эмоциональную атмосферу стихотворения, увидеть в тексте движение
чувств. Все эти методические просчеты чаще всего связаны с нарушением одного
из важнейших принципов анализа художественного произведения - с отрывом
формы от содержания, точнее, с игнорированием формы. На уроке обсуждается
не столько художественное произведение, сколько природное явление, по по
Стр.1