Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Русский язык и культура речи (150,00 руб.)

0   0
Первый авторБутыльская Л. В.
АвторыЦыдендамбае­ва Ц. Р., Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц118
ID211531
АннотацияУчебное пособие «Русский язык и культура речи» предназначено для студентов, изучающих русский язык как иностранный. Пособие включает материалы для аудиторной и самостоятельной работы студентов, приложения, в которых представлены тексты для углубленного анализа и контрольно-измерительные материалы. Целью учебного пособия является формирование коммуникативной компетенции студентов-иностранцев и развитие их речевой компетентности.
Кому рекомендованоДанное пособие адресовано студентам гуманитарных специальностей и преподавателям русского языка как иностранного.
ISBN978-5-85158-640-8
УДК482(075.3)
ББКШ141.1-96
Бутыльская, Л. В. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для студентов, изучающих рус. яз. как иностр. / Ц. Р. Цыдендамбае­ва; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Л. В. Бутыльская .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2010 .— 118 с. — ISBN 978-5-85158-640-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/211531 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ц.Р. Цыдендамбаева РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебное пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный Чита ЗабГГПУ 2010 УДК 482 (075.3) ББК Ш141.1-96 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> Правила употребления глаголов и глагольных форм ......48 Тема № 4. <...> Согласование подлежащего и сказуемого, определения и определяемого слова . <...> Каждое занятие предлагается начинать с речевой разминки (работа со скороговорками русского языка) и завершать творческим заданием, связанным с анализом пословиц и афоризмов о языке и речи. <...> Что такое теоретический, вы, надеемся, знаете, так как вы уже слушали лекции, писали конспекты, а не только выполняли практические задания. <...> Это новое мы поместили в теоретический минимум. <...> Завершаются занятия творческим заданием: анализом и переводом русских пословиц, фразеологизмов и афоризмов, посвященных языку и речи. <...> В приложениях к учебнику даны тексты для самостоятельной работы и для творческих заданий, а также контрольные работы по дисциплине. <...> Обратите внимание, что в пособии использованы условные знаки: ♫ – Речевая разминка ☻– Задания для самостоятельной работы ☺ – Работа с таблицей терминов ☼ – Творческое задание * – Работа с текстами из приложения. <...> Литературный язык как основа культуры речи ♫ Речевая разминка: Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. <...> Термины (понятия): культура речи, ораторское искусство, риторика, речевой этикет, национальный язык, литературный язык, диалекты, жаргон, просторечие. <...> Понятие Перевод Определение Национальный язык Литературный язык Диалекты Жаргон Просторечие II. <...> Риторика (в переводе с греческого языка – ораторское искусство) – это филологическая дисциплина, объектом изучения которой являются: теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности. <...> Кроме понятия риторика <...>
Русский_язык_и_культура_речи_учеб._пособие__Л._В._Бутыльская,_Ц._Р._Цыдендамбае­ва;_Забайкал._гос._гум.-пед._ун-т._.pdf
Стр.1
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского Л.В. Бутыльская Ц.Р. Цыдендамбаева РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебное пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный Чита ЗабГГПУ 2010
Стр.2
УДК 482 (075.3) ББК Ш141.1-96 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск А.А. Томских, канд. геогр. наук, первый проректор ЗабГГПУ Рецензенты: Л.М. Любимова, канд. филол. наук, доцент каф. теоретической и прикладной лингвистики ЧитГУ; Л.В. Черепанова, д-р пед. наук, профессор каф. русского языка и методики его преподавания ЗабГГПУ Бутыльская, Л.В. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л. В. Бутыльская, Ц. Р. Цыдендамбаева; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2010. – 117 с. ISBN 978-5-85158-640-8 Учебное пособие «Русский язык и культура речи» предназначено для студентов, изучающих русский язык как иностранный. Пособие включает материалы для аудиторной и самостоятельной работы студентов, приложения, в которых представлены тексты для углубленного анализа и контрольно-измерительные материалы. Целью учебного пособия является формирование коммуникативной компетенции студентов-иностранцев и развитие их речевой компетентности. Данное пособие адресовано студентам гуманитарных специальностей и преподавателям русского языка как иностранного. УДК 482 (075.3) ББК Ш141.1-96 ISBN 978-5-85158-640-8 © ЗабГГПУ, 2010
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ .....................................................................................................5 РАЗДЕЛ I. РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО НОРМЫ...........8 Тема № 1. Литературный язык как основа культуры речи ..................8 Тема № 2. Понятие нормы русского литературного языка. Качества хорошей речи ................................................................................11 РАЗДЕЛ II. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА ..............................................................................................16 Тема № 1. Орфоэпические нормы .............................................................16 Тема № 2. Акцентологические нормы ......................................................20 РАЗДЕЛ III. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА ..............................................................................................24 Тема № 1. Понятие лексической нормы ..................................................24 Тема № 2. Употребление многозначных слов и слов-омонимов в русской речи .................................................................................................28 Тема № 3. Употребление синонимов ........................................................31 Тема № 4. Употребление антонимов .........................................................34 Тема № 5. Употребление паронимов ........................................................37 РАЗДЕЛ IV. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА .............................................................................................40 Тема № 1. Морфологические нормы. Правила употребления имён существительных ...........................................................................................40 Тема № 2. Правила употребления имён прилагательных и числительных ..............................................................................................44 Тема № 3. Правила употребления глаголов и глагольных форм .....48 Тема № 4. Правила употребления местоимений и наречий ............51 Тема № 5. Синтаксические нормы. Словосочетание. Порядок слов в русском предложении ....................................................54 Тема № 6. Согласование подлежащего и сказуемого, определения и определяемого слова .................................................................................57 РАЗДЕЛ V. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА ...........................................................................................60 Тема № 1. Понятие функционального стиля. Общая характеристика стилей ................................................................60 Тема № 2. Научный стиль ...........................................................................63 Тема № 3. Официально-деловой стиль ...................................................66 Тема № 4. Стиль массовой коммуникации ............................................69 Тема № 5. Стиль художественной литературы ......................................71 Тема № 6. Разговорно-обиходный стиль ..................................................73 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................................76 ПРИЛОЖЕНИЕ ......................................................................................................78 3
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие «Русский язык и культура речи» предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов, изучающих русский язык как иностранный. Целью учебного пособия является формирование коммуникативной компетенции студентов-иностранцев и развитие их речевой компетентности. При изучении каждой темы студентам предлагается не только ознакомиться с теоретическим минимумом, но и заполнить терминологическую таблицу. В структуре занятий предусмотрены разнообразные практические задания для аудиторной и самостоятельной и работы студентов. Каждое занятие предлагается начинать с речевой разминки (работа со скороговорками русского языка) и завершать творческим заданием, связанным с анализом пословиц и афоризмов о языке и речи. Кроме того, предусмотрена словарная работа, направленная на ознакомление студентов с разными типами лингвистических словарей, обогащение лексического запаса и формирование навыков работы с терминами. Тексты для самостоятельного углубленного анализа помещены в приложении к пособию. Тематика текстов касается истории риторики, теории ораторского искусства, речевого этикета. Они составлены и подобраны с учётом социокультурного компонента в обучении. Также в приложении представлены образцы контрольно-измерительных материалов, включающие письменные упражнения, тестовые задания. Авторы выражают глубокую благодарность рецензентам: профессору кафедры русского языка и методики его преподавания филологического факультета ЗабГГПУ Л.В. Черепановой и доценту кафедры теоретической и прикладной лингвистики ЧитГУ Л.М. Любимовой за ряд ценных замечаний. 5
Стр.6
Дорогие студенты! Вы держите в своих руках учебное пособие по Русскому языку и культуре речи, созданное специально для вас, изучающих русский язык как иностранный. Поэтому мы постарались как можно интереснее и удобнее сформировать материал по этому предмету. Сегодня во всех российских университетах русские и иностранные студенты изучают дисциплину «Русский язык и культура речи». Почему? Потому что недостаточно знать лишь теорию русского языка и правильно писать, необходимо ещё уметь грамотно, точно, логично, выразительно говорить на русском языке. В этом вам поможет дисциплина «Русский язык и культура речи». Вы знаете, что речь человека – это его «визитная карточка»? По тому, как человек выражает свои мысли (говорит), можно судить об общей культуре человека. Если вы хотите уметь общаться с любым русским человеком, в любой сфере, в любой ситуации (а не только с преподавателем, одногруппником или продавцом в магазине), если вы хотите, чтобы поговорив с вами, русский человек подумал: «Этот иностранный студент говорит красивее (грамотнее, лучше), чем некоторые русские», то наш учебник, надеемся, вам в этом поможет. Как же удобнее построить свою работу с этим учебником? Каждая тема состоит из 4-х частей. Первая часть – это новые понятия (термины), необходимые для изучения данной темы. Поэтому в самом начале работы вам надо записать эти понятия в свой словарик, найти соответствующий перевод этих слов и постараться дать лексическое значение этим словам на русском языке. Эту работу лучше проделывать дома, в спокойной обстановке, потому что некоторые термины для вас окажутся незнакомыми, требующими анализа. Такую работу мы назовём подготовительной, вспомогательной, направляющей. От неё зависит усвоение теоретического материала каждой темы. Вторая часть – теоретический минимум. Что такое теоретический, вы, надеемся, знаете, так как вы уже слушали лекции, писали конспекты, а не только выполняли практические задания. Но если вы забыли, что такое теория, то напомним вам, что это знания, которые нужны для применения их на практике. А что же такое минимум? Это самая малая часть чего-то, в данном случае – теории. Почему минимум? Потому что основные знания по русскому языку вы уже получили, а сейчас надо только вспомнить изученное и повторить. Но кое-что будет для вас новым. Это новое мы поместили в теоретический минимум. Работа с теоретическим минимумом будет начинаться на занятии, а продолжаться дома. То есть на занятии преподаватель объяснит вам какие-то правила, случаи ошибок, приведёт примеры. А дома вы будете это читать и закреплять. Третья часть, наверное, самая интересная, ведь эта активная работа вашего мозга. Ту теорию, с которой вы познакомились на лекции, вам нужно «переложить» на практику. То есть попытаться правильно применить свои знания в речи. 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.