В.С. ЛЕВАШОВ
ПУШКИН
И НАРОДНАЯ МИФОЛОГИЯ
Чита 2009
ББК Ш5 (2=Р4)
УДК 882
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. <...> ISBN 978-5-85-158-476-3
В монографии рассматривается проблема изучения Пушкиным восточнославянской мифологии, записывание им устных народных мифологических рассказов,
использование восточнославянских мифологических образов и сюжетных мотивов в
собственном поэтическом творчестве, особенно при создании простонародной баллады. <...> Почему Пушкин отказался от его публикации...............101
ГЛАВА ШЕСТАЯ
«Утопленник». <...> 124
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
«Гусар» как самый значительный в русской литературе образец
простонародной баллады. <...> В христианском сознании народа вера в нечистую силу мирно уживалась вплоть до XX в. в виде «поверий» – многочисленных «свидетельских показаний», часто «страшных» устных рассказов о домовых, леших
и прочих персонажах «низшей» мифологии. <...> «В истории русской и славянской мифологии, – считает,
например, Н.И. Толстой, – эти мифологи-любители внесли многое, подготовив (притом еще до появления братьев Гримм) почву для научного
развития славянской мифологии. <...> Все
6
это приводило к активизации собирательской работы, к постепенному накоплению ценного материала, необходимого для формирования научного
представления о славянской мифологии. <...> Так, вплоть до конца XIX столетия
самый «мифологический» по своей сути материал – широко бытовавшие
едва ли не повсеместно рассказы о встречах человека с «существами»
«низшей» мифологии (домовыми, русалками, лешими, водяными и пр.),
с людьми, обладающими сверхъестественными способностями (колдунами, ведьмами) – рассматривались лишь как «поверья», то есть лишь как
проявление суеверных воззрений простонародья. <...> 11 вслед за А.Н. Афанасьевым делают попытку обобщить суеверные воззрения народа, представить народные поверья как неотъемлемую составную часть его духовной
культуры. <...> Тогда же производятся <...>
_Пушкин_и_народная_мифология.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского
В.С. ЛЕВАШОВ
ПУШКИН
И НАРОДНАЯ МИФОЛОГИЯ
Чита 2009
Стр.2
ББК Ш5 (2=Р4)
УДК 882
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
М.И. Гомбоева, д-р культурологии, проф., проректор по научной работе
ЗабГГПУ
Рецензенты:
Л.Г. Полетаева, канд. культурологии, доцент каф. ТиПЛЧитГУ;
Г.Д. Ахметова, д-р филол. наук, проф. каф. рус. языка ЗабГГПУ
Левашов В.С.
Пушкин и народная мифология / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита,
2009. – 171 с.
ISBN 978-5-85-158-476-3
В монографии рассматривается проблема изучения Пушкиным восточнославянской
мифологии, записывание им устных народных мифологических рассказов,
использование восточнославянских мифологических образов и сюжетных мотивов в
собственном поэтическом творчестве, особенно при создании простонародной баллады.
Книга
рассчитана на историков литературы, фольклористов, преподавателей и
студентов педагогических университетов, на учителей общеобразовательных школ и
всех, кто интересуется творчеством Пушкина.
ББК Ш5 (2=Р4)
УДК 882
ISBN 978-5-85-158-476-3
© Левашов В.С., 2009
© ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ÂÂÅÄÅÍÈÅ.......................................................................................................................................5
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Знакомство Пушкина с народными поверьями в условиях
домашнего воспитания. Лицей: формирование представления
о славянской мифологии. Роль литературы в воспитании
лицеистов. Становление русской баллады: Жуковский, Катенин.
Первый опыт обращения Пушкина к персонажам народной
демонологии: «Äîìîâîìó», «Ðóñàëêà»..............................................................................18
ГЛАВА ВТОРАЯ
Южная ссылка. Начало собирательской работы. «Песнь о вещем
Олеге». Мифологические корни сюжета. Мифологема судьбы.
Возвращение к мифологеме судьбы в ïðîçå: «Ìåòåëü»........................37
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Михайловская ссылка. Изучение народной жизни. Собирательская
работа. Отображение народных суеверий в поэзии Пушкина
1820-õ годов (ïðèìåòû, магия святочных ãàäàíèé, вещие ñíû)......61
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Пушкин как собиратель народной устной прозы. Михайловские
записи суеверных рассказов. Распространенность
зафиксированных Пушкиным традиционных сюжетных мотивов.
Дневниковые записи начала 1830-х годов. Отношение Пушкина
к суеверным воззрениям народа ...........................................................86
ГЛАВА ПЯТАЯ
Стихотворение «Всем красны боярские конюшни» как попытка
создания простонародной баллады. История его «открытия» и
èçó÷åíèÿ. Почему Пушкин отказался от его ïóáëèêàöèè...............101
ГЛАВА ШЕСТАЯ
«Утопленник». Баллада или сказка? Реальное и фантастическое
в произведении. «Утопленник» как первая русская подлинно
простонародная áàëëàäà...........................................................................112
3
Стр.4
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
«Дорожные» стихи Пушкина. «Бесы» как типическое произведение
«дорожного» поэтического цикла. Толкование смысла «подтекста»
стихотворения исследователями XX века. Мифологические
мотивы и образы, положенные в основу фантастики «Бесов» .....124
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
«Гусар» как самый значительный в русской литературе образец
простонародной баллады. Своеобразие обрисовки
действительности в балладе. Особенности подачи
фантастического. Истоки сюжета. Перекличка с сюжетнотематической
группой мифологических рассказов, записанных
во второй половине XX века ....................................................................138
Çàêëþ÷åíèå.................................................................................................................................156
Указатель èìåí.......................................................................................................................161
Указатель художественных произведений Ïóøêèíà......................168
УКАЗАТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРУГИХ ÀÂÒÎÐÎÂ..............170
4
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
лее обстоятельно. Делались попытки связать ее с символизмом3
вести из мистики4
К
, отыскать ее народные истоки5
вычайно многоликую специфику»6
элементам фантастики в творчестве А.С. Пушкина обращались
многие исследователи. Одни1
– попутно, другие2
, раскрыть ее «чрез.
Однако один из истоков пушкинской
фантастики, несомненно, требует специального изучения. Это –
народная мифология.
В настоящей работе под «народной мифологией» понимается сложный
комплекс языческих представлений русского, украинского, белорусского
и других славянских народов о демонических «существах» – неиндивидуализированных
духах природы, хозяевах – хранителях лесов,
полей, рек, земных недр, о духах, связанных с земледелием, фауной, флорой,
с человеческим жилищем, двором, дворовыми постройками – леших,
водяных, русалках, домовых, кикиморах; о людях, обладающих сверхъестественными
способностями – колдунах, ведьмах; о вещих снах, приметах
и т.п.
Возникшие в период славянского единства, а по мере постепенного
расселения и обособления славянских племен подвергавшиеся дифференциации
и приобретавшие локальное своеобразие, эти воззрения относятся
многими исследователями к так называемой «низшей мифологии» (в отличие
от «мифологии высшего уровня» – представлений о богах и героях). С
христианизацией славян их мифология как система языческих воззрений
на окружающий мир и человека в нем была разрушена. Ушли из народной
памяти представления о «высших» божествах. Некоторые из них «были
отождествлены с христианскими святыми, как Перун – со святым Ильей,
Велес – со святым Власием, Ярило – со святым Юрием (Георгием) и т.д.»7
.
Зато «низшая» мифология, более древняя, «грубая» и «примитивная», оказалась
и более живучей, так как была тесно связана с жизнью, повседневным
бытом, трудом народа и потому ее персонажи как противники Бога
были переведены в разряд «нечистой» силы, а вера в них объявлена «суеверием»,
присущим преимущественно «простонародью».
В христианском сознании народа вера в нечистую силу мирно уживалась
вплоть до XX в. в виде «поверий» – многочисленных «свидетельских
показаний», часто «страшных» устных рассказов о домовых, леших
и прочих персонажах «низшей» мифологии. С нею были связаны и мно5
–
бо,
вы
Стр.6