Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Основы консервативний биоэтики (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЗасухина В. Н.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц114
ID211447
АннотацияБиоэтика – это наука, изучающая чрезвычайно актуальные и болезненные проблемы, возникающие в сфере современной науки и здравоохранения. Достоинство пациента, свобода личности и информированное согласие, справедливость как равенство в праве на милосердие, целомудрие в современном мире – вот далеко не полный перечень этих проблем, научное осмысление которых имеет несомненное нравственное и общественное значение. В пособии представлен материал, касающийся истории возникновения и развития биоэтики как науки, особенностей формирования биоэтического комплекса знаний в России. Студентам наверняка будут интересны дискуссионные вопросы и задания, которые предлагаются автором в конце каждого раздела.
Кому рекомендованоПособие рассчитано в первую очередь на изучающих биоэтику, этику, социальную философию и социальную антропологию, а также на широкий круг читателей, интересующихся предложенной в пособии тематикой.
ISBN978-5-85158-316-2
УДК172(075.3)
ББКЮ 715я73+Ю 6-61я73
Засухина, В. Н. Основы консервативний биоэтики : учеб. пособие для гуманитар. и негуманитар. вузов / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; В. Н. Засухина .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2008 .— 114 с. — ISBN 978-5-85158-316-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/211447 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-85158-316-2 Биоэтика – это наука, изучающая чрезвычайно актуальные и болезненные проблемы, возникающие в сфере современной науки и здравоохранения. <...> Достоинство пациента, свобода личности и информированное согласие, справедливость как равенство в праве на милосердие, целомудрие в современном мире – вот далеко не полный перечень этих проблем, научное осмысление которых имеет несомненное нравственное и общественное значение. <...> В пособии представлен материал, касающийся истории возникновения и развития биоэтики как науки, особенностей формирования биоэтического комплекса знаний в России. <...> Проблема сохранения личного достоинства человека в сложных жизненных ситуациях (на примере медицинской этики) Тема 2. <...> Кроме того, во многих случаях, характерных для современной медицины (эвтаназия, стерилизация, аборты, трансплантация органов, суррогатное материнство и т.п.), врачам подчас трудно руководствоваться нормами медицинской этики, сформировавшейся до середины ХХ века. <...> Увлекшись прогрессом, наука и медицина в частности во многом утратили человеческое лицо. <...> За неимением элементарных знаний мы, естественно, не можем их использовать в противостоянии тем силам, которые направлены на разрушение нашего здоровья: физиологического, душевного, духовного, то есть на уничтожение человеческого естества в целом. <...> Одним из древнейших произведений медицинской этики считается «Клятва» Гиппократа2, которая представляется адекватным выражением культуры своего времени (V – IV вв. до н. э.) <...> В конце ХХ века научные открытия иногда становятся фундаментом для возникновения религиозных движений и культов (вспомним хотя бы о недавнем создании так называемой «церкви эвтаназии», учение которой наряду с культивированием искусственного оплодотворения и клонированного человека, морально оправдывает каннибализм и гомосексуализм). <...> Рождается новая мораль, которая почему-то называется либеральной и демократической <...>
Основы_консервативний_биоэтики__учебное_пособие_для_гуманитарных_и_негуманитарных_вузов__В._Н._Засухина_;_Забайкал._гос._гум.-пед._ун-т._.pdf
Учебное пособие В. Н. Засухина ОСНОВЫ КОНСЕРВАТИВНОЙ БИОЭТИКИ
Стр.1
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского В.Н. Засухина ОСНОВЫ КОНСЕРВАТИВНОЙ БИОЭТИКИ Учебное пособие Чита 2008 1
Стр.2
ББК Ю 715я73+Ю 6-61я73 УДК 172 (075.3) Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского Ответственный за выпуск: М. В. Константинов, д-р ист. наук, проф., проректор по научной работе ЗабГГПУ Рецензенты: Т. В. Бернюкевич, канд. философ. наук, доцент, зав. кафедрой философии ЗабГГПУ; Н. Н. Волнина, канд. философ. наук, доцент каф. философии ЧитГУ Засухина, В. Н. Основы консервативний биоэтики : учебное пособие для гуманитарных и негуманитарных вузов / В. Н. Засухина ; Забайкал. гос. гум.пед. ун-т. – Чита, 2007. – 113 с. ISBN 978-5-85158-316-2 Биоэтика – это наука, изучающая чрезвычайно актуальные и болезненные проблемы, возникающие в сфере современной науки и здравоохранения. Достоинство пациента, свобода личности и информированное согласие, справедливость как равенство в праве на милосердие, целомудрие в современном мире – вот далеко не полный перечень этих проблем, научное осмысление которых имеет несомненное нравственное и общественное значение. В пособии представлен материал, касающийся истории возникновения и развития биоэтики как науки, особенностей формирования биоэтического комплекса знаний в России. Студентам наверняка будут интересны дискуссионные вопросы и задания, которые предлагаются автором в конце каждого раздела. Пособие рассчитано в первую очередь на изучающих биоэтику, этику, социальную философию и социальную антропологию, а также на широкий круг читателей, интересующихся предложенной в пособии тематикой. ББК Ю 715я73+Ю 6-61я73 УДК 172 (075.3) ISBN 978-5-85158-316-2 2 © В.Н. Засухина, 2008 © ЗабГГПУ, 2008
Стр.3
Оглавление Введение ................................................................................................................ 5 Часть I. Биоэтика как наука ............................................................................. 7 Раздел 1. История формирования биоэтики как науки ..................................... 7 Тема 1. Предпосылки и причины возникновения биоэтики как самостоятельной исследовательской сферы ...................................... 7 Тема 2. Биоэтика в современном мире ............................................... 11 Тема 3. Методологические основания биоэтики, ее взаимосвязь и взаимодействие с другими сферами человеческого знания ............. 16 Тема 4. Структура биоэтики и ее основные проблемы .................... 18 4.1. Основные разделы биоэтики ........................................................ 18 4.2. Основные проблемы биомедицинской этики ............................. 18 Вопросы и задания для закрепления и размышления ........................................ 21 Раздел 2. Направления биоэтики ......................................................................... 25 Тема 1. Натуралистическо-прагматическая (натуралистическоутилитаристская) биоэтика ................................................................. 25 1.1. Либеральная биоэтика .................................................................. 26 1.2. Ницшеанский тип биоэтики ......................................................... 28 Тема 2. Деонтолого-персоналистская биоэтика. Христианскоконсервативные основы биоэтики ...................................................... 28 2.1. Христианское вероучение как основа консервативной биоэтики ...................................................................................................... 28 2.2. Католицизм и православие: разные подходы в консервативной биоэтике ......................................................................................... 29 2.3. Православные основы консервативной биоэтики ...................... 30 Вопросы и задания для закрепления и размышления ........................................ 32 Раздел 3. Основания консервативной биоэтики в русской культуре .............. 35 Тема 1. Вклад русских философов и ученых в формирование комплекса биоэтических знаний ......................................................... 35 Тема 2. Полемика П.Д. Юркевича и Н.Г. Чернышевского как пример столкновения натуралистическо-утилитаристского и деонтолого-персоналистского отношения к человеку ........................ 40 Вопросы и задания для закрепления и размышления ........................................ 46 Часть II. Основные проблемы биоэтики ........................................................ 48 Раздел 1. Достоинство личности как биоэтическая проблема .......................... 48 Тема 1. Проблема сохранения личного достоинства человека в сложных жизненных ситуациях (на примере медицинской этики) 48 Тема 2. Свобода личности и проблема информированного согласия в современном обществе .............................................................. 52 Тема 3. Справедливость – воздаяние по заслугам или милосердие? ........................................................................................................ 58 Вопросы и задания для закрепления и размышления ........................................ 63 Раздел 2. Общественная ценность целомудрия ................................................. 67 Тема 1. Сексуальность в европейской культуре: к истории вопроса 67 Тема 2. Сексология в школе: просвещение или растление малолетних? .................................................................................................. 70 Тема 3. Аксиологический анализ целомудрия .................................. 73 Вопросы и задания для закрепления и размышления ....................................... 80 3
Стр.4
Раздел 3. Жизнь человека как абсолютная ценность ......................................... 83 Тема 1. Социальный анализ абортивно-контрацептивной идеологии ......................................................................................................... 83 Тема 2. Эвтаназия как социальная проблема ..................................... 93 Вопросы и задания для закрепления и размышления ........................................ 103 Заключение ........................................................................................................... 106 Библиографический список .............................................................................. 107 4
Стр.5
Введение Актуальность биоэтики определяется, прежде всего, тем, что она стремится ответить на вопросы: «Можно ли все, что возможно?» и «Полезно ли все то, что интересно?». Открытия современной науки, новейшие биомедицинские технологии проблематизируют традиционные представления о добродетельном и аморальном, легитимном и преступном, о границах социальной свободы и степени ответственности, о справедливости и милосердии. Они поставили под сомнение все наши привычные взгляды на онтологические основания жизни личности, на определение границ человеческого существования. Кроме того, во многих случаях, характерных для современной медицины (эвтаназия, стерилизация, аборты, трансплантация органов, суррогатное материнство и т.п.), врачам подчас трудно руководствоваться нормами медицинской этики, сформировавшейся до середины ХХ века. Социальным фоном этого становится коммерциализация медицины, формирование рыночной ориентации мышления, общая дестабилизация в обществе. Современная наука развивается гораздо быстрее, чем нравственность современного человека. Научное знание и опыт усваиваются с молниеносной скоростью, нравственно-духовные знания и опыт, напротив, с такой же скоростью утрачиваются. Увлекшись прогрессом, наука и медицина в частности во многом утратили человеческое лицо. Биоэтика направлена как раз на поиск точки равновесия между естественнонаучным и духовно-нравственным. Биоэтика – это своего рода «крик о помощи» человека, оказавшегося перед лицом смертельной опасности, человека, вдруг осознавшего, что трагический вопрос «быть или не быть» давно уже превратился в вопрос «жить или не жить». И вопрос этот касается непосредственно каждого из нас, он реально актуален и проигнорировать его может только тот, кто лишен инстинкта самосохранения. Биоэтика является синонимом защиты жизни человека. 5
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.