Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 524507)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

«Мировая экономика и международные экономические отношения» Часть 1 «Мировая экономика» (150,00 руб.)

0   0
Первый автор Дралин
Авторы Михнева С.Г.
ИздательствоПГУ
Страниц208
ID210598
АннотацияВ основу формирования пособия положен компетентностный подход и использование методов современных образовательных технологий. Издание содержит темы учебной дисциплины и их содержание; лекции в виде содер- жательно-логических схем и понятийно-категориального аппарата, отража- ющих логику рассматриваемых вопросов; методические указания по органи- зации аудиторной и самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов; те- мы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы; примерную тематику курсовых работ и методические указания по выполнению курсовой работы; тесты и задания для проверки знаний, экзаменационные вопросы; список рекомендуемой литературы и предметный указатель.
Кому рекомендовано для студентов экономических специальностей и направления подготовки 080100 «Экономика» (квалификация «бакалавр»), а также для студентов других специальностей, изучающих дисциплину «Мировая экономика», преподава- телей, аспирантов и специалистов по мировой экономике, международным экономическим отношениям и внешнеэкономическим связям
ISBN978 -5-94170-474-4
УДК 339.9(075)
Дралин, А.И. «Мировая экономика и международные экономические отношения» Часть 1 «Мировая экономика» [Электронный ресурс] / С.Г. Михнева, А.И. Дралин .— Пенза : ПГУ, 2012 .— 208 с. — ISBN 978 -5-94170-474-4 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/210598

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ПГУ) Факультет экономики и управления Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика» <...> А. И. Дралин, С. Г. Михнева МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Учебное пособие Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» В двух частях ЧАСТЬ I МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА Пенза Издательство ПГУ 2012 1 УДК 339.9(075) Д72 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета <...> Издание содержит темы учебной дисциплины и их содержание; лекции в виде содержательно-логических схем и понятийно-категориального аппарата, отражающих логику рассматриваемых вопросов; методические указания по организации аудиторной и самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов; темы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы; примерную тематику курсовых работ и методические указания по выполнению курсовой работы; тесты и задания для проверки знаний, экзаменационные вопросы; список рекомендуемой литературы и предметный указатель. <...> Подготовлено на кафедре «Экономическая теория и мировая экономика» Пензенского государственного университета. <...> МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ......... 72 Тема 8. <...> ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ........................ 93 Тема 9. <...> Дисциплина «Мировая экономика и МЭО» основывается на ранее изученных студентами дисциплинах «Макроэкономика», «Статистика» и является основой для изучения дисциплин профессионального цикла (вариативная часть): «Международный <...>
«Мировая_экономика_и_международные_экономические_отношения»_Часть_1_«Мировая_экономика»_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ПГУ) Факультет экономики и управления Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика» А. И. Дралин, С. Г. Михнева МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Учебное пособие Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» В двух частях ЧАСТЬ I МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА Пенза Издательство ПГУ 2012 1
Стр.1
УДК 339.9(075) Д72 Рец енз е нты : доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета Л. С. Шаховская; доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления Пензенского государственного университета В. М. Володин; кандидат экономических наук, профессор кафедры теоретической экономики и международных экономических отношений Самарского государственного экономического университета Л. В. Левченко; кандидат экономических наук, доцент кафедры международных валютно-кредитных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) А. А. Новицкая Дралин, А. И. Д72 Мировая экономика и международные экономические отношения : учеб. пособие : в 2 ч. Ч. I. Мировая экономика / А. И. Дралин, С. Г. Михнева. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2012. – 208 с. ISBN 978-5-94170-474-4 (ч. 1) ISBN 978-5-94170-473-6 Пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»). В основу формирования пособия положен компетентностный подход и использование методов современных образовательных технологий. Издание содержит темы учебной дисциплины и их содержание; лекции в виде содержательно-логических схем и понятийно-категориального аппарата, отражающих логику рассматриваемых вопросов; методические указания по организации аудиторной и самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов; темы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы; примерную тематику курсовых работ и методические указания по выполнению курсовой работы; тесты и задания для проверки знаний, экзаменационные вопросы; список рекомендуемой литературы и предметный указатель. Подготовлено на кафедре «Экономическая теория и мировая экономика» Пензенского государственного университета. Рекомендуется для студентов экономических специальностей и направления подготовки 080100 «Экономика» (квалификация «бакалавр»), а также для студентов других специальностей, изучающих дисциплину «Мировая экономика», преподавателей, аспирантов и специалистов по мировой экономике, международным экономическим отношениям и внешнеэкономическим связям. УДК 339.9(075) ISBN 978-5-94170-474-4 (ч. 1) ISBN 978-5-94170-473-6 2 © Пензенский государственный университет, 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 4 ТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ .................................. 7 ЛЕКЦИИ ................................................................................................................... 11 Тема 1. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, СУБЪЕКТЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ..................................................................... 11 Тема 2. ТЕОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ....................................................... 22 Тема 3. СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ................. 26 Тема 4. ЭКОНОМИКА ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН МИРА ......................................... 41 Тема 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА .......................................... 50 Тема 6. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ..................................................................................... 58 Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ......... 72 Тема 8. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ........................ 93 Тема 9. РЕСУРСНАЯ БАЗА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРИРОДНО- РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ......................................................... 106 Тема 10. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ................... 111 Тема 11. РЕСУРСЫ ЗНАНИЙ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ............................ 115 Тема 12. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ................................. 123 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ........ 126 ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ................................................................... 139 ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............................................................... 141 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ .............................................. 181 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ...................................................... 184 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ (ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ) ......................... 193 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ................................................. 195 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ .................................................................................... 198 СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ ....................................................................................... 202 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ «Мировая экономика» («МЭ») является частью учебной дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» («Мировая экономика и МЭО») и относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.1.11) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»). Дисциплина «Мировая экономика и МЭО» основывается на ранее изученных студентами дисциплинах «Макроэкономика», «Статистика» и является основой для изучения дисциплин профессионального цикла (вариативная часть): «Международный бизнес», «Внешнеэкономическая деятельность», «Международные валютно-кредитные отношения» – и дисциплин профиля «Мировая экономика», таких как «МЭО глобальной экономики», «Таможенное регулирование», «Регулирование внешнеэкономической деятельности» и др. Целью курса является формирование фундаментальных знаний об основных направлениях и особенностях развития мировой экономики и международных экономических отношений в условиях глобализации. Задачи курса:  формирование знаний о становлении и сущности мирового хозяйства, его основных субъектах, о системе и формах международных экономических отношений;  выработка системного подхода к анализу международного разделения труда как движущей силы развития производственных, инвестиционных, торговых и других мирохозяйственных связей;  осмысление глобализации экономической деятельности как качественно нового этапа развития мировой экономики, ее позитивных и негативных сторон для международных экономических отношений на глобальном и региональном уровнях;  формирование знаний об особенностях национальных и региональных моделей экономического развития, о положении в мировом хозяйстве различных групп государств;  уяснение теории и оценки современных концепций развития мирового хозяйства. В основу формирования учебного пособия (УП) положен компетентностный подход, который подразумевает способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, продуктивно действовать в различных проблемных, в том числе профессиональных, ситуациях. 4
Стр.4
Дисциплина «Мировая экономика и МЭО» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); – умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); – способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); – владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); – способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); – способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); – способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и (или) аналитический отчет (ПК-9); – способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); – способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12). В результате усвоения дисциплины студент должен:  знать:  систему основных показателей, характеризующих экономический потенциал стран, для определения их места в мировой экономике;  вопросы ресурсного обеспечения экономического развития мирового хозяйства;  систему современных международных экономических отношений (МЭО) и их основные формы;  уметь:  использовать систему знаний о формах и направлениях развития МЭ в решении конкретных вопросов обеспечения экономической безопасности России;  определять основные проблемы, связанные с интегрированием российской экономики в мировую; 5
Стр.5
 выявлять проблемы национальных экономик отдельных стран и регионов с точки зрения взаимоотношений мирового экономического центра и мировой периферии;  характеризовать взаимозависимость и взаимообусловленность развития различных форм МЭО;  владеть:  основными приемами анализа статистических данных о состоянии МЭ на основе публикаций государственных статистических органов, национальных и международных экономических организаций;  основными методами анализа статистических данных о состоянии мирохозяйственных связей на основе публикаций национальных и международных экономических организаций. В УП представлена структура и формы организации практических (семинарских) занятий, в том числе с использованием методов современных образовательных технологий: докладов, рефератов, эссе, вопросов для обсуждения, кейсов, дискуссий, тестовых заданий, аналитических задач. УП содержит рекомендации по организации аудиторной и самостоятельной работы студента, требования по балльно-рейтинговой оценке текущих и промежуточных знаний, написанию курсовой работы, темы курсовых работ, вопросы экзаменов и зачетов по МЭ. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически