Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Социальная психология (110,00 руб.)

0   0
Первый авторЛисова Екатерина Николаевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц35
ID208872
АннотацияЦель дисциплины "Социальная психология"- оснащение студентов системой социально-психологической системой знаний о закономерностях функционирования и развития индивидуального и группового субъектов, а также их общения, деятельности и взаимоотношений.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов-психологов 2-го курса очной и 5-го курсаочно- заочной форм обучения
Лисова, Е. Н. Социальная психология / Е. Н. Лисова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 35 с. — 35 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208872 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.Н. Лисова СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 17 декабря 2009 г., протокол № 1400-09 Рецензент О.С. <...> Лапкова Программа курса подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии ВГУ. <...> Успешное ее усвоение определяет наличие фундамента в профессиональной компетентности специалистов-психологов, а именно: понимание содержания и структуры социальной реальности, видение места и роли определенного социальнопсихологического процесса в ней, владение необходимыми для его описания терминами и лексическими конструкциями. <...> Цель дисциплины «Социальная психология» – оснащение студентов системой социально-психологических знаний о закономерностях функционирования и развития индивидуального и группового субъектов, а также их общения, деятельности и взаимоотношений. <...> 1) сформировать у студентов систематизированные представления о специфике социально-психологического знания и его теоретико-методологических основах; <...> 3) выработать у студентов умение анализировать социально-психологические процессы и явления; <...> Третий блок представляет собой либо творческое задание, либо психологический практикум. <...> 4 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (очной и очно-заочной форм обучения) № Раздел дисциплины Лекции 01 Предметная область социаль- 6 (4)1 ной психологии 02 Социальная психология во 2 (1) временнóй трансспективе 03 Социально-психологический 2 (1) взгляд на природу личности 04 Психология совместной дея- 2 (1) тельности, общения и взаимоотношений 05 Общение как обмен дейст- 4 (2) виями. <...> Взаимодействие в контексте совместной деятельности 06 Общение как обмен инфор- 2 (1) мацией 07 Общение как восприятие и 4 (2) познание людьми друг друга 08 Группа как социально-пси- 2 (1) хологический феномен 09 Социально-психологическая <...>
Социальная_психология.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Социальная_психология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е.Н. Лисова СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Социальная психология» (ОПД.Ф.12), согласно Государственному образовательному стандарту, входит в общепрофессиональный блок подготовки будущих психологов. Успешное ее усвоение определяет наличие фундамента в профессиональной компетентности специалистов-психологов, а именно: понимание содержания и структуры социальной реальности, видение места и роли определенного социальнопсихологического процесса в ней, владение необходимыми для его описания терминами и лексическими конструкциями. По содержанию рассматриваемых проблем социальная психология связана с философией, социологией, историей, общей психологией, психологией личности, этнопсихологией, психологией экстремальных ситуаций и другими курсами, читаемыми студентам-психологам на факультете философии и психологии. Своего рода «сердцевину» такой междисциплинарной интеграции составляют вопросы, касающиеся: соотношения и приоритета индивидуального и социального в человеке; единства его биологической, психологической и социальной организации; взаимодействия и взаимовлияния индивидуального, группового и массового уровней общественной реальности. Цель дисциплины «Социальная психология» – оснащение студентов системой социально-психологических знаний о закономерностях функционирования и развития индивидуального и группового субъектов, а также их общения, деятельности и взаимоотношений. Для достижения указанной цели ставятся задачи: 1) сформировать у студентов систематизированные представления о специфике социально-психологического знания и его теоретико-методологических основах; 2) дать знания о проблемных областях и актуальных вопросах современной социальной психологии, обосновать пути их решения; 3) выработать у студентов умение анализировать социально-психологические процессы и явления; 4) развить у них интерес к углубленному изучению дисциплины; 5) сформировать положительную мотивацию будущих психологов на применение полученных знаний, умений и навыков в учебной и профессиональной деятельности. Данное издание направлено на организацию и структурирование аудиторных (лекционных и семинарских), а также внеаудиторных (прежде всего самостоятельных) занятий студентов-психологов 2 курса очной и 5 курса очно-заочной форм обучения. Опираясь на его содержание (выделенные основные положения, подлежащие усвоению) и следуя приведенным методическим рекомендациям (ориентирам по форме занятий, их теоретическому и практическому наполнению, литературным источникам), бу3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Междисциплинарный характер социально-психологического знания: его структура и связь с другими науками. Возможные позиции в отношениях между психологией, социологией и социальной психологией (Г.М. Андреева, Е.С. Кузьмин, Д. Майерс, Дж. МакДэвид и Г. Харрари). Интеграция сведений различных наук в решении социально-психологических вопросов. Основные разделы социальной психологии: их направленность и основная проблематика исследований. Происхождение социальной психологии. Социально-психологические идеи в рамках философских учений на разных исторических этапах. Вклад марксизма в развитие социальной психологии. Социально-психологические идеи социологов: психологический редукционизм (Ф. Гиддингс, Г. Тард и др.) и интеракционизм (Г. Блумер, Э. Гофман, М. Кун, Дж. Мид, Т. Сарбин, Г. Хаймен и др.). Предмет социальной психологии. Причины начала полемики о нем в России в 20-е гг. XX в. и ее содержание (В.А. Артемов, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, М.А. Рейснер, Г.И. Челпанов и др.). Прекращение официальных социальнопсихологических разработок в 30–50-е гг. XX в. Продолжение исследований групповой и общественной психологии в педагогических, философских и общепсихологических работах (Л.С. Выготский, А.С. Залужный, А.С. Макаренко и др.). Формирование разных подходов к определению предмета социальной психологии в конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.). Фундаментальная, прикладная и практическая сферы деятельности социального психолога (содержание сферы, репертуар ролей и деятельность в ней, ее эффективность, круг решаемых проблем, используемый психологом язык, система его общения и взаимодействия с другими людьми). Актуальные проблемы и задачи социальной психологии как фундаментальной науки. Основные направления прикладных социально-психологических исследований. Области деятельности практического социального психолога. Методы исследования и воздействия в социальной психологии. Тема 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВО ВРЕМЕННÓЙ ТРАНССПЕКТИВЕ Социальные и теоретические предпосылки возникновения социальной психологии как науки. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и других наук (VI в. до н.э. – сер. XIX в.). Первые «социально-психологические теории» (психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения). 6
Стр.6
Выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) и общей психологии (50-60-е гг. XIX в. – 20-е гг. XX в.). Прагматическая ориентация в социальной психологии. Работы В. Мëде, Ф. Олпорта. Оформление социальной психологии в самостоятельную науку (с 20-х гг. XX в.). Общая характеристика основных направлений в социальной психологии: бихевиоризм (А. Бандура, Д. Доллард, Г. Келли, Н. Миллер, Д. Тибо, Дж. Хоманс); психоанализ (Т. Адорно, У. Байон, У. Беннис, Л. Берковитц, З. Фрейд, Г. Шепард); когнитивизм (В. Дуаз, С. Московиси, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, А. Тэшфел, Ф. Хайдер, Л. Фестингер); интеракционизм (Г. Блумер, Г. Хаймен, Э. Гофман, М. Кун, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Сарбин, М. Шериф); деятельностный подход (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, Д.Б. Эльконин и др.). Их вклад в социальную психологию и ее современное состояние. Тема 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ ЛИЧНОСТИ Специфика социально-психологического взгляда на личность. Причины повышения интереса к исследованию проблемы личности в социальной психологии. Проблема личности в истории социальной психологи: деперсонализированная личность в первых социально-психологических теориях, группозависимая личность в экспериментальных исследованиях коактных групп, социально-психологическое содержание личности в исследованиях ее подструктур, личность как феномен системы межличностных отношений. Понимание личности в социологии и общей психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая, Б.Д. Парыгин, В.А. Петровский, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов и др.). Проблемы усвоения и реализации личностью социального опыта. Сферы и содержание процесса социализации. Соотношение социализации, развития личности, ее обучения и воспитания. Стороны социализации (пассивная, активная и конструирующая). Институты и агенты социализации. Критерии социализированности по А.С. Волович. Стадии социализации. Ее место и роль в процессе развития личности (теория В.А. Петровского). Соотношение социальной установки, установки, аттитюда, отношения, ценностных ориентаций, направленности личности и личностного смысла (В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, У. Томас и Ф. Знанецкий, Д.Н. Узнадзе и др.). Структура социальных установок (А.Г. Асмолов, М.А. Ковальчук, М. Смит, В.А. Ядов и др.). Функции социальных установок (Д. Брунер и Р. Уайт, Д. Кац, М. Смит). 7
Стр.7
Психологические основы влияния на усвоение и реализацию личностью социального опыта. Проблемные области в процессе социализации, требующие специального вмешательства. Факторы, определяющие реализацию установок в поведении личности. Парадокс Р. Лапьера и его теоретические объяснения (Д. Кац, М. Рокич, Э. Стотленд и Н. Фишбайн, В.А. Ядов и др.). Подходы к формированию установок (поведенческий, когнитивный, деятельностный, мотивационный, структурный и генетический). Пути влияния на социализацию личности. Социально-психологические качества и способности личности. Структура, виды и факторы ее социально-психологической компетентности. Социальная идентичность (Дж. Тернер, А. Тэшфел, Э.Г. Эриксон и др.). Личность в группе. Личностные характеристики членов группы. Взаимосвязь различных личностных переменных и группового функционирования. Тема 4. ПСИХОЛОГИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Формы социальной активности. Совместная деятельность, общение и взаимоотношения. Принцип деятельности в социальной психологии. Соотношение общения и деятельности в понимании отечественных ученых. Общение как определенная сторона деятельности (Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев) и как вид деятельности (А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин). Общение и деятельность как взаимосвязанные разные категории (Б.Ф. Ломов). Их неразрывное единство. Общая характеристика, типы и особенности организации совместной деятельности (Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, Л.И. Уманский, Я. Яноушек). Феномены совместимости и сработанности людей в ее процессе. Понятие общения в обыденном и научном сознании. Житейские и научные знания, навыки и умения, личность другого человека, познание себя и его, совместное решение с ним определенных задач и установление взаимоотношений в содержании процесса общения. Формы, типы и виды общения. Познавательное, регулирующее и развивающее значение общения для личности и общества, его социальный и психологический смысл. Общение в контексте общественных и межличностных отношений. Сравнительный анализ подходов к соотношению общественных и межличностных отношений. Классификации видов отношений. Особенности межличностных отношений субъекта в зависимости от его половой принадлежности, возраста, национальности, темперамента, личностных качеств, самооценки, состояния здоровья, профессии и опыта общения. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.