МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Е.Н. Лисова
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебная программа
дисциплины и планы семинарских занятий для вузов
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2011
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Социальная психология» (ОПД.Ф.12), согласно
Государственному образовательному стандарту, входит в общепрофессиональный
блок подготовки будущих психологов. Успешное ее усвоение определяет
наличие фундамента в профессиональной компетентности специалистов-психологов,
а именно: понимание содержания и структуры социальной
реальности, видение места и роли определенного социальнопсихологического
процесса в ней, владение необходимыми для его описания
терминами и лексическими конструкциями.
По содержанию рассматриваемых проблем социальная психология
связана с философией, социологией, историей, общей психологией, психологией
личности, этнопсихологией, психологией экстремальных ситуаций и
другими курсами, читаемыми студентам-психологам на факультете философии
и психологии. Своего рода «сердцевину» такой междисциплинарной
интеграции составляют вопросы, касающиеся: соотношения и приоритета
индивидуального и социального в человеке; единства его биологической,
психологической и социальной организации; взаимодействия и взаимовлияния
индивидуального, группового и массового уровней общественной
реальности.
Цель дисциплины «Социальная психология» – оснащение студентов
системой социально-психологических знаний о закономерностях функционирования
и развития индивидуального и группового субъектов, а также их
общения, деятельности и взаимоотношений.
Для достижения указанной цели ставятся задачи:
1) сформировать у студентов систематизированные представления о
специфике социально-психологического знания и его теоретико-методологических
основах;
2) дать знания о проблемных областях и актуальных вопросах современной
социальной психологии, обосновать пути их решения;
3) выработать у студентов умение анализировать социально-психологические
процессы и явления;
4) развить у них интерес к углубленному изучению дисциплины;
5) сформировать положительную мотивацию будущих психологов на
применение полученных знаний, умений и навыков в учебной и профессиональной
деятельности.
Данное издание направлено на организацию и структурирование аудиторных
(лекционных и семинарских), а также внеаудиторных (прежде
всего самостоятельных) занятий студентов-психологов 2 курса очной и
5 курса очно-заочной форм обучения. Опираясь на его содержание (выделенные
основные положения, подлежащие усвоению) и следуя приведенным
методическим рекомендациям (ориентирам по форме занятий, их теоретическому
и практическому наполнению, литературным источникам), бу3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Междисциплинарный характер социально-психологического знания:
его структура и связь с другими науками. Возможные позиции в отношениях
между психологией, социологией и социальной психологией
(Г.М. Андреева, Е.С. Кузьмин, Д. Майерс, Дж. МакДэвид и Г. Харрари).
Интеграция сведений различных наук в решении социально-психологических
вопросов. Основные разделы социальной психологии: их направленность
и основная проблематика исследований.
Происхождение социальной психологии. Социально-психологические
идеи в рамках философских учений на разных исторических этапах. Вклад
марксизма в развитие социальной психологии. Социально-психологические
идеи социологов: психологический редукционизм (Ф. Гиддингс, Г. Тард и
др.) и интеракционизм (Г. Блумер, Э. Гофман, М. Кун, Дж. Мид, Т. Сарбин,
Г. Хаймен и др.).
Предмет социальной психологии. Причины начала полемики о
нем в России в 20-е гг. XX в. и ее содержание (В.А. Артемов,
В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, М.А. Рейснер,
Г.И. Челпанов и др.). Прекращение официальных социальнопсихологических
разработок в 30–50-е гг. XX в. Продолжение исследований
групповой и общественной психологии в педагогических,
философских и общепсихологических работах (Л.С. Выготский,
А.С. Залужный, А.С. Макаренко и др.). Формирование разных подходов
к определению предмета социальной психологии в конце 50-х –
начале 60-х гг. XX в. (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.).
Фундаментальная, прикладная и практическая сферы деятельности
социального психолога (содержание сферы, репертуар ролей и деятельность
в ней, ее эффективность, круг решаемых проблем, используемый психологом
язык, система его общения и взаимодействия с другими людьми). Актуальные
проблемы и задачи социальной психологии как фундаментальной
науки. Основные направления прикладных социально-психологических исследований.
Области деятельности практического социального психолога.
Методы исследования и воздействия в социальной психологии.
Тема 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВО ВРЕМЕННÓЙ
ТРАНССПЕКТИВЕ
Социальные и теоретические предпосылки возникновения социальной
психологии как науки. Накопление социально-психологических знаний
в сфере философии и других наук (VI в. до н.э. – сер. XIX в.). Первые «социально-психологические
теории» (психология народов, психология масс,
теория инстинктов социального поведения).
6
Стр.6
Выделение описательной социальной психологии из философии (социологии)
и общей психологии (50-60-е гг. XIX в. – 20-е гг. XX в.). Прагматическая
ориентация в социальной психологии. Работы В. Мëде, Ф. Олпорта.
Оформление
социальной психологии в самостоятельную науку (с 20-х гг.
XX в.). Общая характеристика основных направлений в социальной психологии:
бихевиоризм (А. Бандура, Д. Доллард, Г. Келли, Н. Миллер, Д. Тибо,
Дж. Хоманс); психоанализ (Т. Адорно, У. Байон, У. Беннис, Л. Берковитц,
З. Фрейд, Г. Шепард); когнитивизм (В. Дуаз, С. Московиси, Т. Ньюком,
Ч. Осгуд, П. Танненбаум, А. Тэшфел, Ф. Хайдер, Л. Фестингер); интеракционизм
(Г. Блумер, Г. Хаймен, Э. Гофман, М. Кун, Р. Мертон, Дж. Мид,
Т. Сарбин, М. Шериф); деятельностный подход (В.С. Агеев, Г.М. Андреева,
А.Л. Журавлев, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский,
Л.И. Уманский, Д.Б. Эльконин и др.). Их вклад в социальную психологию
и ее современное состояние.
Тема 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
НА ПРИРОДУ ЛИЧНОСТИ
Специфика социально-психологического взгляда на личность. Причины
повышения интереса к исследованию проблемы личности в социальной
психологии. Проблема личности в истории социальной психологи: деперсонализированная
личность в первых социально-психологических теориях,
группозависимая личность в экспериментальных исследованиях коактных
групп, социально-психологическое содержание личности в исследованиях
ее подструктур, личность как феномен системы межличностных
отношений.
Понимание личности в социологии и общей психологии. Специфика
социально-психологической проблематики личности (Г.М. Андреева,
Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая, Б.Д. Парыгин, В.А. Петровский,
Е.В. Шорохова, В.А. Ядов и др.).
Проблемы усвоения и реализации личностью социального опыта.
Сферы и содержание процесса социализации. Соотношение социализации,
развития личности, ее обучения и воспитания. Стороны социализации
(пассивная, активная и конструирующая). Институты и агенты социализации.
Критерии социализированности по А.С. Волович. Стадии социализации.
Ее место и роль в процессе развития личности (теория В.А. Петровского).
Соотношение
социальной установки, установки, аттитюда, отношения,
ценностных ориентаций, направленности личности и личностного
смысла (В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, У. Томас и Ф. Знанецкий, Д.Н. Узнадзе
и др.). Структура социальных установок (А.Г. Асмолов, М.А. Ковальчук,
М. Смит, В.А. Ядов и др.). Функции социальных установок
(Д. Брунер и Р. Уайт, Д. Кац, М. Смит).
7
Стр.7
Психологические основы влияния на усвоение и реализацию личностью
социального опыта. Проблемные области в процессе социализации,
требующие специального вмешательства. Факторы, определяющие реализацию
установок в поведении личности. Парадокс Р. Лапьера и его теоретические
объяснения (Д. Кац, М. Рокич, Э. Стотленд и Н. Фишбайн,
В.А. Ядов и др.). Подходы к формированию установок (поведенческий,
когнитивный, деятельностный, мотивационный, структурный и генетический).
Пути влияния на социализацию личности.
Социально-психологические качества и способности личности.
Структура, виды и факторы ее социально-психологической компетентности.
Социальная идентичность (Дж. Тернер, А. Тэшфел, Э.Г. Эриксон и др.).
Личность в группе. Личностные характеристики членов группы.
Взаимосвязь различных личностных переменных и группового функционирования.
Тема
4. ПСИХОЛОГИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Формы социальной активности. Совместная деятельность, общение и
взаимоотношения.
Принцип деятельности в социальной психологии. Соотношение общения
и деятельности в понимании отечественных ученых. Общение как
определенная сторона деятельности (Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев) и как
вид деятельности (А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин). Общение и
деятельность как взаимосвязанные разные категории (Б.Ф. Ломов). Их неразрывное
единство.
Общая характеристика, типы и особенности организации совместной
деятельности (Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, Л.И. Уманский,
Я. Яноушек). Феномены совместимости и сработанности людей в ее процессе.
Понятие
общения в обыденном и научном сознании. Житейские и научные
знания, навыки и умения, личность другого человека, познание себя
и его, совместное решение с ним определенных задач и установление взаимоотношений
в содержании процесса общения. Формы, типы и виды общения.
Познавательное, регулирующее и развивающее значение общения для
личности и общества, его социальный и психологический смысл.
Общение в контексте общественных и межличностных отношений.
Сравнительный анализ подходов к соотношению общественных и межличностных
отношений. Классификации видов отношений.
Особенности межличностных отношений субъекта в зависимости от
его половой принадлежности, возраста, национальности, темперамента,
личностных качеств, самооценки, состояния здоровья, профессии и опыта
общения.
8
Стр.8