Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Русский язык и культура речи (110,00 руб.)

0   0
Первый авторСидорова Елена Владимировна
АвторыШвецова Ольга Анатольевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц30
ID208866
АннотацияОсновная цель курса "Русский язык" - теоретическое и практическое освоение студентами норм современного русского литературного языка.
Кому рекомендованоРекомендовано для студенто первого курса юридического факультета.
Сидорова, Е. В. Русский язык и культура речи / О. А. Швецова; Е. В. Сидорова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 30 с. — 29 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208866 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебно-методическое пособие Составители: <...> О.А. Швецова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом юридического факультета 24 апреля 2010 г., протокол № 4 Рецензент преп. <...> Н.В. Белоконь Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре русского языка филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Носители языка демонстрируют невысокую степень владения правилами орфографии и пунктуации, незнание элементарных норм литературного языка, неточное понимание правил использования языка в разных сферах его функционирования, что, в первую очередь, объясняется безразличным отношением к собственному речевому облику и свидетельствует о низком уровне речевой культуры, а значит, затрудняет взаимопонимание и может стать причиной профессиональных неудач. <...> Введение в программы по подготовке специалистов гуманитарного и негуманитарного профилей курса «Русский язык и культура речи» акцентирует внимание на проблемах грамотного использования речевых средств в публичной сфере общения. <...> 4) освоение и наиболее целесообразное использование синонимических вариантов; <...> 5) грамотное использование полученных знаний о русском языке в профессиональной юридической деятельности. <...> В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны получить следующие основные знания, навыки и умения: – иметь представление о русском литературном языке как о высшей форме национального языка, об истории русского литературного языка; – знать основные черты русской языковой нормы; 4 – знать, как складываются нормы; уметь отыскивать причину их колебаний; – повысить свою языковую культуру и речевую грамотность <...>
Русский_язык_и_культура_речи.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Русский_язык_и_культура_речи.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебно-методическое пособие Составители: Е.В. Сидорова, О.А. Швецова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
Содержание Цели и задачи курса .............................................................................................4 Содержание дисциплины .....................................................................................5 Тематический план и сетка часов дисциплины .................................................5 Учебно-методическая карта дисциплины ..........................................................6 Основная литература ............................................................................................8 Дополнительная литература ................................................................................8 Электронные ресурсы...........................................................................................9 Программа зачета..................................................................................................9 Контрольные работы...........................................................................................10 3
Стр.3
Номер темы 6 7 8 9 Тема Языковое и речевое богатство Чистота речи Точность речи Понятность речи 10 Выразительность речи 11 12 Языковые особенности судебной речи Общение в юридической практике Лекции (час) 4 2 2 2 2 2 2 Учебно-методическая карта дисциплины Номер темы Номер лекции Основные дидактические единицы 1. Культура речи как составная часть культуры в целом. 2. Современное представление о культуре речи. 3. Речевая 1 1 культура общества и речевая культура личности. 4. Критерии оценки культуры речи. 5. Уровни культуры речи. 6. Основы профессиональной речи юриста 2 2 1. Понятие о национальном русском языке. 2. Формы существования национального языка. 3. Литературный язык – высшая форма национального языка. 4. Из истории литературного языка 6 1, 2, 3, 4, 5 7, 16, 17 Устный опрос 1, 2, 3, 4, 5 7, 16, 17 Устный опрос Основная литература Дополнительная литература Формы текущего контроля Практические занятия (час) Лабораторные занятия (час) Самостоятельная работа (час) 4 2 2 2 2 2 2 Формы текущего контроля Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос, контрольн. работа
Стр.6
Номер темы Номер лекции Основные дидактические единицы 3 3 Положение русского языка в современном мире 4 4 1. Понятие «языковая норма». 2. Нормы ударения. 3. Орфоэпические нормы. 4. Лексические нормы 4 6 1. Синтаксические нормы 2. Стилистические нормы 5 7 1. Смысл понятий «стиль языка» и «стиль речи». 2. Формирование в речи разговорных стилей. 3. Особенности разговорного стиля. 4. Особенности научного стиля. 5. О языке юридической науки. 6. Терминология 5 8 1. Особенности публицистического стиля. 2. Особенности стиля художественной литературы. 3. Особенности официально-делового стиля 6 9 Основные источники языкового богатства (фонетическое, словообразовательное, лексическое, морфологическое и синтаксическое богатство русского языка) 6 10 Основные источники речевого богатства (интонационное и семантическое богатство речи) 1. Понятие «чистота речи». 7 11 2. Слова-паразиты. 3. Просторечие. 4. Варваризмы. 5. Жаргонизмы. 6. Канцеляризмы. 7. Речевые клише и штампы 8 12 9 13 Точность речи Понятность речи 7 1, 2, 3, 4, 5 10, 14, 15, 16, 17 Устный опрос 1, 2, 3, 4, 5 14, 15, 16, 17 1, 2, 3, 4, 5 14, 15, 16, 17 Устный опрос Устный опрос Основная литература 1, 2, 3, 4, 5 Дополнительная литература 7 1, 2, 3, 4, 5 6, 8, 9, 10, 11, 16, 17 4 5 Морфологические нормы 1, 2, 3, 4, 5 6, 9, 10, 12, 16, 17 1, 2, 3, 4, 5 6, 9, 10, 12, 16, 17 Формы текущего контроля Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос 1, 2, 3, 4, 5 6, 10, 16, 17 Устный опрос 1, 2, 3, 4, 5 6, 10, 16, 17 Устный опрос 1, 2, 3, 4, 5 14, 15, 16, 17 Устный опрос 1, 2, 3, 4, 5 14, 15, 16, 17 Устный опрос
Стр.7
Номер темы Номер лекции 10 14 11 15 12 16 Основные дидактические единицы 1. Тропы как средство речевой выразительности. 2. Фигуры как средство речевой выразительности. 3. Пословицы, поговорки, крылатые выражения 1. Языковые особенности судебной речи. 2. О языке законодательных актов 1. Виды делового общения. 2. Основы ораторского мастерства. 3. Основы полемического мастерства 1, 2, 3, 4, 5 Основная литература 1. Введенская Л. А. Риторика для юристов : учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – 3-е изд. – Ростов н /Д : Феникс, 2005. – 576 с. 2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. – М. : Логос, 2007. – 432 с. 3. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи : курс лекций / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. – М. : Проспект, 2008. – 344 с. 4. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. – 8-е изд., испр. и доп. – М. : Айрис-Пресс, 2003. – 361 с. 5. Русский язык и культура речи / под. ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М. : Высш. образование, 2007. – 356 с. Дополнительная литература 6. Бояринцева Г. С. Культура речи юриста : учеб. пособие / Г. С. Бояринцева. – Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 1987. – 80 с. 7. Введенская Л. А. Теория и практика русской речи (новые темы в программах для школы и вуза) / Л. А. Введенская, П. П. Червинский. – Ростов н /Д. : Феникс, 1997. – 480 с. 8. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно / Л. А. Вербицкая. – М. : Высш. шк., 1993. – 143 с. 9. Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма / К. С. Горбачевич. – Л. : Наука, 1978. – 237 с. 10. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – 3-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1989. – 208 с. 11. Гречко В. А. Лексическая синонимика современного русского литературного языка / В. А. Гречко. – Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1987. – 152 с. 12. Зуева Р. С. Грамматические синонимы языка как стилистические ресурсы текста / Р. С. Зуева // Взаимодействие грамматики и стилистики текста. – Алма-Ата, 1988. – С. 3–7. 8 13, 18 Основная литература Дополнительная литература 1, 2, 3, 4, 5 14, 15, 16, 17 1, 2, 3, 4, 5 13, 18 Формы текущего контроля Устный опрос Устный опрос Устный опрос, контрольная работа
Стр.8