Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Стихи. Переводы. Poetica. Moralia. В 4 т. (211,00 руб.)

0   0
Первый авторСедакова Ольга Александровна
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц584
ID208576
АннотацияТретий том четырехтомного издания избранных работ Ольги Седаковой, продолжая многовековую традицию мысли поэта о поэзии, своим заглавием отсылает к классическим образцам – «Поэтике» Аристотеля или «Искусству поэзии» Горация (а в новое время – к поэтологии Рильке, Клоделя, Элиота). Том включает тексты, посвященные поэзии, поэтике и отдельным русским поэтам. Жанры этих сочинений разнообразны, от почти формального филологического исследования до радиобеседы и короткой рецензии.
ISBN978-5-91244-025-0
Седакова, О. А. Стихи. Переводы. Poetica. Moralia. В 4 т. : Т. 3. Poetica / О. А. Седакова .— Москва : ПРОМЕДИА : Русский фонд содействия образованию и науке, 2010 .— 584 с. — ISBN 978-5-91244-025-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/208576 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

8 I Заметки и воспоминания о разных стихотворениях, а также «Похвала поэзии» . <...> 246 В поисках взора: Италия на пути Блока . <...> Об одном глубинном мотиве Анны Ахматовой . <...> Русская поэзия 30–40 годов как духовный опыт . <...> 444 «И почем у нас совесть и страх» К юбилею Анны Ахматовой . <...> Самая ранняя из них, «Похвала поэзии», написана в 1982 году, последняя – в 2010. <...> Жанры этих сочинений очень разные – от традиционного филологического исследования (о поэтике Ахматовой, о влиянии Некрасова на русскую поэзию) до эссе, университетских и публичных лекций, бесед и некрологов. <...> Четвертая часть – из истории русской поэзии, или: русская поэзия XIX – XX веков в свете ее истории (Пушкин, Некрасов, Хлебников, Ахматова, Пастернак). <...> Об этом пишет Елена Шварц: Скорей свяжи сравнений цепью Весь этот мир, Не то растает, унесется В глухой эфир. <...> С некоторых пор поэтический взгляд стали отождествлять с взглядом ребенка: Рильке, Хлебников, Пастернак, и не они одни, этому способствовали. <...> Были тяжелыми, как одеяло, слезами в горле, или мелькающим столпом золотой пыли в груди, или «свистом тоски, которая не с меня началась», как сказал Пастернак. <...> Ю.Н.Тынянов говорит, что Пастернак – показательно «детский поэт» – дает нам связь вещей, которой у нас до того не было. <...> «Печальный», с его звучанием и смысловой жизнью, так тесно связано с именем Пушкина (как некоторые мелодические обороты с именем Шопена или некоторые колористические пристрастия с именем Рембрандта), что, говоря о «творческой печали» (Ахматова) или «печаль моя жирна» (Мандельштам), поздний поэт бросает на свою строку отсвет пушкинианства. <...> Итак, память позволяет поэту стать больше, чем собой, стать «моментальной личностью, создавшей эти строки», как сказал П. <...> Есть поэты противоположного склада, самый ясный из них – Велимир Хлебников (второй мой любимый русский поэт, между прочим): их вдохновение, генерирующие «идеи», «образы» с природной естественностью, кажется чудесно богатым. <...> Хлебниковского склада <...>
Собрание_сочинений._Том_3._Poetica.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Собрание_сочинений._Том_3._Poetica.pdf
Ольга Седакова .................................... СТИХИ ПЕРЕВОДЫ POETICA MORALIA
Стр.2
Ольга Седакова .................................... POETICA * * * Университет Дмитрия Пожарского Москва 2010
Стр.3
УДК 821.161.1. ББК 84 (2 Рос=Рус)6-4 + 84 (2 Рос=Рус)6-5 Подготовлено к печати и издано по решению Ученого совета Университета Дмитрия Пожарского ISBN ????????????????????? © Седакова О.А., 2010 © Райхштейн А.А., оформление, 2010 © Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010.
Стр.4
........................................................................................... Содержание От автора . 8 I Заметки и воспоминания о разных стихотворениях, а также «Похвала поэзии» . 13 II Поэзия и антропология . 99 Поэзия и ее критик . 114 Поэзия за пределами стихотворства . 120 «В целомудренной бездне стиха». О смысле поэтическом и смысле доктринальном . 127 Немного о поэзии. О ее конце, начале и продолжении . 141 Успех с человеческим лицом . 147 Кому мы больше верим: поэту или прозаику? . 158 III Стихотворный язык: семантическая вертикаль слова . 169 Вокализм стиха . 177 Звук . 194 Четырехстрофный амфибрахий или «Чудо» Бориса Пастернака в русской поэтической традиции . 206 . 5 .
Стр.5
............................................................................................ IV Ольга Седакова . Poetica Поэзия, разум и мудрость: мысль Александра Пушкина . 227 Наследство Некрасова в русской поэзии . 246 В поисках взора: Италия на пути Блока . 277 Контуры Хлебникова . 290 Шкатулка с зеркалом. Об одном глубинном мотиве Анны Ахматовой . 322 «Вакансия поэта»: к поэтологии Пастернака . 349 V Три вариации на тему: «Посещение» 1. Притча и русский роман . 363 2. «Неудавшаяся епифания»: два христианских романа, «Идиот» и «Доктор Живаго» . 376 3. Маленький шедевр: «Случай на станции Кочетовка» . 394 Lux aeterna. Заметки об И.А.Бунине . 409 VI «Узел жизни, в котором мы узнаны». Русская поэзия 30–40 годов как духовный опыт . 419 Непродолженные начала русской поэзии . 429 О Николае Заболоцком . 437 Анна Баркова . 444 «И почем у нас совесть и страх» К юбилею Анны Ахматовой . 454 «Звезда нищеты». Арсений Александрович Тарковский . 460 . 6 .
Стр.6
............................................................................................ VII Содержание Кончина Бродского . 477 Иосиф Бродский: воля к форме . 490 Русская поэзия после Бродского. Вступление к «Стэнфордским лекциям» . 504 Леонид Аронзон: поэт кульминации . 515 Возвращение тепла. Памяти Виктора Кривулина . 529 Слово Александра Величанского . 541 Тон. Памяти Владимира Лапина . 552 Айги: отъезд . 558 L’antica fiamma. Елена Шварц . 567 Алфавитный указатель . 580 . 7 .
Стр.7
............................................................................................ Ольга Седакова . Poetica От автора В этот том включены работы, непосредственную тему которых составляют поэзия, поэтика, поэты. Самая ранняя из них, «Похвала поэзии», написана в 1982 году, последняя – в 2010. Вообще говоря, все, что я пишу в прозе, так или иначе посвящено поэзии, даже если это «Письма о Рембрандте» или «Словарь церковнославянских паронимов». Выбор из всего, что написано, и расположение выбранного – всегда мучительная для меня задача. Поэтому прежде всего я благодарю Анну Шмаину-Великанову и Маргариту Криммель: без их помощи я не справилась бы с составлением этого тома. Жанры этих сочинений очень разные – от традиционного филологического исследования (о поэтике Ахматовой, о влиянии Некрасова на русскую поэзию) до эссе, университетских и публичных лекций, бесед и некрологов. Некоторые из этих текстов были опубликованы на иностранных языках прежде, чем по-русски. Все тексты пересмотрены мной для настоящего издания; во многие внесены более или менее заметные изменения. Вот краткий путеводитель по тому. Он разбит на семь частей. . 8 .
Стр.8
............................................................................................ От автора Первую часть составляет «Похвала поэзии». Это, в замысле, отдельная книга. Как отдельная книга, «Похвала» выходила во французском переводе; в настоящее время готовится к изданию в английском и итальянском. Мне хотелось бы когда-нибудь увидеть ее в отдельном издании и на русском. Здесь она вступает со всем последующим в довольно сложные отношения. В «Похвале» впервые поставлены многие темы, которые в дальнейших работах развиваются, иногда продолжаются, а иногда пересматриваются, но всегда выражаются проще и точнее. Читатель, предпочитающий «взрослое» письмо раннему, может начать читать этот том сразу со второй части. Вторая часть – самые общие размышления о поэзии, условно говоря: поэзия при свете философии. Третья часть – обсуждение некоторых вопросов поэтики и стихотворной техники: поэзия при свете аналитики. Четвертая часть – из истории русской поэзии, или: русская поэзия XIX – XX веков в свете ее истории (Пушкин, Некрасов, Хлебников, Ахматова, Пастернак). Пятая часть – отступление к поэтике прозы: один сюжетный мотив в трех вариациях. Шестая часть – поэзия в условиях идеологии: поэзия как жест сопротивления. Седьмая часть включает очерки о русских поэтах 70-х – 90-х годов, о той эпохе, которую можно назвать: «Начиная с Бродского». Кругу «негуттенберговских» поэтов были посвящены мои курсы лекций в Висконсинском (1997) и затем в Стэнфордском (2007) университетах. Я надеюсь в дальнейшем подготовить к печати полный текст Стэнфордских лекций, из которых здесь приводятся только две первые. В дальнейших речь идет о Елене Шварц, Сергее Стратановском, Викторе Кривулине, Петре Чейгине, Лео. 9 .
Стр.9
............................................................................................ Ольга Седакова . Poetica ниде Губанове, Александре Величанском, Иване Жданове, Алексее Парщикове, Елизавете Мнацакановой, Геннадии Айги, Дм.Пригове, Льве Рубинштейне, Тимуре Кибирове, Маре Малановой, Михаиле Гронасе. В настоящем издании я ограничиваюсь заметками об ушедших современниках. О.С. Август 2009, Азаровка . 10 .
Стр.10