Г.Р. Юсупова
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Казань
Познание
2009
1
УДК 37
ББК 74
Ю91
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г.Казань)
Рецензенты: <...> В.В. Гузеев, доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой образовательных технологий Академии повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования, г. Москва <...> Ю91 Юсупова, Г.Р.
Методическая система повышения квалификации педагогических
кадров в области деятельностно-ценностных образовательных
технологий. <...> ISBN 978-5-8399-0271-8
Монография представляет собой методологическое и дидактическое
обоснование процесса повышения квалификации деятельностно-ценностного образования, адекватного потребностям, посредством образовательной технологии «Типовой модуль повышения квалификации». <...> Методологические подходы к повышению
квалификации работников образования
в деятельностно-ценностной парадигме ......................... 42 <...> МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ...... 87
3.1. <...> Совершенствование общего среднего образования требует не
только улучшения содержания образования, программ и учебников,
но и формирования у учителей субъект-субъектного восприятия учебного процесса. <...> Необходимостью становится деятельностно-ценностное обучение, т.е. обучение способам учебных действий, где помимо собственно познавательной деятельности вырабатывается система ценностей индивида. <...> Для решения этих задач необходимо повышение квалификации педагогических кадров, основанное на технологическом подходе к образованию. <...> Среди существующих проблем поиска адекватной современному информационному обществу технологии постдипломного образования одной из важнейших задач остается создание таких организационно-педагогический условий обучения, которые позволили бы
педагогу вести самостоятельный <...>
Методическая_система_повышения_квали-_фикации_педагогических_кадров_в_области_деятельностно-ценностных_образовательных_технологий..pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Г.Р. Юсупова
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Казань
Познание
2009
1
Стр.1
УДК 37
ББК 74
Ю91
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г.Казань)
Рецензенты:
В.В. Гузеев, доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой образовательных
технологий Академии повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования, г. Москва
М.Е. Бершадский, кандидат пед. наук, профессор Академии повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,
г. Москва.
Ю91 Юсупова, Г.Р.
Методическая система повышения квалификации педагогических
кадров в области деятельностно-ценностных образовательных
технологий. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики,
управления и права, 2009. – 120 с.
ISBN 978-5-8399-0271-8
Монография представляет собой методологическое и дидактическое
обоснование процесса повышения квалификации деятельностно-ценностного
образования, адекватного потребностям, посредством образовательной
технологии «Типовой модуль повышения квалификации».
Предназначена для специалистов системы повышения квалификации,
сотрудников методических служб, а также для руководителей и педагогов
образовательных учреждений различных уровней.
УДК 37
ББК 74
ISBN 978-5-8399-0271-8
2
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2009
© Юсупова Г.Р., 2009
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................. 5
Глава 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ .............................................11
1.1. Основные направления развития системы повышения
квалификации педагогов России ......................................11
1.2. Поиск образования, адекватного меняющемуся
информационному пространству повышения
квалификации работников ................................................ 18
1.3. Образовательные технологии в повышении
квалификации педагогов................................................... 24
Глава 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЦЕННОСТНОГО
ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КАДРОВ............................................................................. 41
2.1. Методологические подходы к повышению
квалификации работников образования
в деятельностно-ценностной парадигме......................... 42
2.2. Принципы отбора процессуальных компонентов
повышения квалификации педагогов при изучении
деятельностно-ценностных образовательных
технологий ......................................................................... 59
2.3. Процессуальные компоненты повышения
квалификации работников образования для изучения
деятельностно-ценностных образовательных
технологий ......................................................................... 68
3
Стр.3
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ...... 87
3.1. Пример деятельностно-ценностного повышения
квалификации педагогов................................................... 87
3.2. Типовой модуль деятельностно-ценностного
повышения квалификации работников образования
в методической системе .................................................... 95
3.3. Возможные перспективы дальнейших
исследований.................................................................... 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................... 99
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................111
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Система образования в любой стране призвана способствовать
реализации основных задач социально-экономического и культурного
развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к
активной деятельности в разных сферах экономической, культурной
и политической жизни общества. Поэтому роль педагогического вуза
и института повышения квалификации чрезвычайно важна.
История человечества свидетельствует, что образование и общество
неотделимы. Все экономические, социальные, политические,
демографические, экологические и другие проблемы, с которыми
сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования.
В
«Концепции модернизации российского образования на период
до 2010 года» сказано, что «школа – в широком смысле этого слова –
должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических
отношений, формирования новых жизненных установок
личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя
их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются
мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают
развитым чувством ответственности за судьбы страны»
(www.ksu.ru/news/base/concept.htm).
Развитие мирового сообщества приводит к глубоким изменениям
в сознании и поведении людей. Преобразовывать внутренний мир
индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать
нравственные качества, повышать уровень культуры и
профессиональной подготовки человека – таковы функции современного
образования. Социальная роль образования заключается в возможности
оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в
обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению
глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать
результаты своих действий и, если потребуется, предупреждать
их последствия. В то же время образование осмысливается как
непрерывный процесс в течение всей жизни современного человека.
5
Стр.5