Е. П. БОРЗОВА
ТРИАДОЛОГИЯ
Санкт-Петербург
2013
Научный редактор:
доктор философских наук, профессор И. Ф. Кефели
Рецензенты:
кандидат философских наук, доцент И. А. Аносова
кандидат философских наук, доцент О. В. Плебанек
Борзова Е. П. <...> Автор считает, что в настоящее время
триалектика отражает суть развития человечества, на данный момент
сформировавшегося в целостную глобальную систему, требующую адекватного
подхода исследования, «новой парадигмы мышления». <...> Такой парадигмой может
выступить триалектика как метод мышления на уровне всеобщего и разумного
понимания действительности. <...> 2.7 Философское осмысление отношения лиц в христианской Троице. <...> Триада как метод теоретического конструирования известна в
истории европейской мысли со времени греческой античности и
неоднократно привлекала к себе внимание исследователей. <...> Авторский замысел раскрывается в стройной тематической
последовательности четырех глав книги — «Триединство в истории
культуры», «Роль триединства в историко-философских концепциях»,
«Триалектика миропонимания и триединство мира», «Конкретные
5
формы триединства». <...> Автор уделяет преимущественное внимание
тем представлениям о триединстве мира, которые сложились в эпоху
древности, и это вполне оправдано в культурологическом аспекте. <...> Триада не есть схема описания целостности, расчлененной на
три составляющие. <...> Тринитарный познавательный опыт предполагает
присутствие третьего начала в любой дуальности, в любой мыслимой
оппозиции и актуализацию этого третьего в живой конкретике единства. <...> Диалектические парадоксы софистики,
ориентированной на социальную прагматику философского дискурса
(победу в судебных тяжбах и общественных прениях), внесли в
тринитарный опыт новое измерение — субъективную деятельность
мышления, безразличного к онтологическому статусу мыслимого
содержания. <...> Иначе развивается тринитарный опыт в диалектике
Сократа: диалектика как диспутальное искусство <...>
Триадология.pdf
Е. П. БОРЗОВА
ТРИАДОЛОГИЯ
Санкт-Петербург
2013
Стр.2
Научный редактор:
доктор философских наук, профессор И. Ф. Кефели
Рецензенты:
кандидат философских наук, доцент И. А. Аносова
кандидат философских наук, доцент О. В. Плебанек
Борзова Е. П.
Триадология. — СПб.: СПбКО, 2013. — 579 с.
ISBN 978-5-903983-33-9
Монография доктора философских наук, профессора Е.П. Борзовой
посвящена исследованию роли триалектики миропонимания, триединства,
триады и троичности в изучении истории культуры, философии и современных
глобальных аспектов развивающейся мировой действительности.
Работа представляет новый взгляд на основу развития мира, который автор
раскрывает в триалектике миропонимания, показывает ее как существующую во
всех религиях и культурах народов мира. Автор считает, что в настоящее время
триалектика отражает суть развития человечества, на данный момент
сформировавшегося в целостную глобальную систему, требующую адекватного
подхода исследования, «новой парадигмы мышления». Такой парадигмой может
выступить триалектика как метод мышления на уровне всеобщего и разумного
понимания действительности. Общая концепция укладывается в единое учение,
которое автор назвал триадологией.
В основу монографии положены материалы докторской диссертации и
курсы, которые читаются в Санкт-Петербургском государственном
университете культуры и искусств: «История философии», «История мировой
культуры», «Духовные ценности мировых цивилизаций», «Основы
межкультурной коммуникации».
ISBN 978-5-903983-33-9
© Борзова Е. П., 2013
© Издательство «СПбКО»., 2013
© Электронное издание Чистяков А.Н., 2013
Стр.3
Оглавление
Предисловие …………………………………………………………………. 5
Триалектика как метод мышления …………………………………………. 5
Введение............................................................................................................ 10
Глава I. Триединство в истории культуры.............. ...................................... 25
1.1 Троицы богов, троичность мироздания и человека в Древнем
Египте ………………………………………………………………………… 28
1.2 Триадичность в культуре Месопотамии................................................. 39
1.3 Троичность и Тримурти в духовной традиции Древней Индии…….. 46
1.4 Идея троичности в духовных традициях Китая... ................................ 57
1.5 Трехчленность и троичная природа библейской картины мира
в древнееврейской культуре........... ................................................................ 69
1.6 Триединство в религии Древней Греции................................................ 82
1.7 Троичности в культурах этрусков и римлян...... ................................... 91
1.8 Триады в кельтской религии и в скифском мире.................................. 101
1.9 Триадичность в славянской культуре .................................................... 109
1.10 Троица в христианстве............................................................................. 119
1.11 Триадичность в исламе и мусульманской культуре…………………. 132
1.12. Значение идеи триединства в формировании своеобразия культуры
Японии………………………………………………………………………… 139
Глава II. Роль триединства в историко-философских концепциях.............. 154
2.1 Триадичность в античной философии.................................................... 156
2.2 Триадизм в концепциях гностицизма и неоплатонизма........................ 171
2.3 Развитие тринитарного мышления в средние века................................ 184
2.4 Философы Возрождения о троичности................................................... 201
2.5 Триединство в философии Нового времени........................................... 222
2.6 Русская философия о триединстве и сущности Троицы …………….. 249
2.7 Философское осмысление отношения лиц в христианской Троице.
Современный взгляд на историю вопроса...................................................... 317
2.8 Герменевтическая триада.......... ………………………………………. 326
2.9 Концепция трех миров К.Р. Поппера…………………………………. 339
2.10 Проблемы синергетической креативной триады…………………….. 348
2.11 Триединство и «золотое сечение».......................................................... 368
Глава Ш.Триалектика миропонимания и триединство мира....................... 381
3.1 Тринитарная природа противоречия и противоречивая триада
как субстанция мировой действительности………………………………… 385
3.2 Познание триадической природы бесконечного процесса
развития мира........................................................................
405
3.3 Триады познания: чувства, рассудок и разум………………………….. 427
3
Стр.4
3.4 Тринитарная природа духовности: душа, дух и Бог............................... 462
Глава IV. Конкретные формы триединства………………………………… 476
4.1 Триадическая концепция культуры.......................................................... 478
4.2 Тринитарная природа личности………………………………………… 492
4.3 Триадичность как логическая основа права…………………………… 511
4.4 Триадические парадигмы социального и политического развития
531
Литература......................................................................................................... 565
Иллюстрации…………………………………………………………………. 577
4
Стр.5