Н.В. Ванюхина
Возрастная психология
Учебное пособие
В 2-х книгах
Книга 1
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического
образования в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности 050706 –
педагогика и психология
Казань
Познание
2008 <...> 6
Òåìàòè÷åñêèé ïëàí êóðñà «Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ»
Тема
Лекции
Тема 1: Предмет и задачи возрастной
4
психологии
Тема 2: Методы возрастной психологии
2
Тема 3: История возрастной психологии
4
Тема 4: Развитие отечественной возрастной
2
психологии
Тема 5: Проблема психического развития
6
человека
Тема 6: Теории развития и возрастные
4
периодизации в психоанализе
Тема 7: Когнитивное направление в
4
психологии развития
Тема 8. <...> Культурно-историческое направление в
4
психологии развития
Тема 9: Развитие в пренатальном периоде
2
Тема 10: Психологические особенности
2
новорожденного
Тема 11. <...> Младенчество
4
Тема 12: Развитие психики в раннем детстве
6
Тема 13: Развитие психики в дошкольном
8
возрасте
Тема 14: Кризис 6-7 лет
2
Тема 15: Младший школьный возраст
8
Тема 16: Психопатологические и
2
психосоматические расстройства детства
Тема 17: Психологические особенности
8
подростка
Тема 18: Психология юношеского возраста
6
Тема 19: Психология зрелого возраста
8
(взрослости)
Тема 20: Пожилой и старческий возраст
4
Итого:
90
Семинары
2
4
2
2
4
2
2
4
2
1
1
2
2
1
4
1
4
4
4
2
50
7 <...> Возрастная психология рассматривает изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на развитие психики
в течение всей жизни; большое значение придается сравнению закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. <...> В этой
дисциплине анализируются причины снижения темпа развития,
соотношение критических и литических периодов, выявляются возрастные кризисы, сопровождающие человека не только в юности, но
и в зрелые годы. <...> Предмет возрастной психологии
Предметом исследования возрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития
человека <...> 
								
							
							
								
								
									
										Возрастная_психология_учеб._пособие_в_2_кн._Кн._1.pdf
										
                                            
                                            		
								                        
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Н.В. Ванюхина
Возрастная психология
Учебное пособие
В 2-х книгах
Книга 1
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического
образования в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности 050706 –
педагогика и психология
Казань
Познание
2008
								                        
									                        Стр.1
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
УДК 159.9(075.8) 
ББК 88я72 
В17 
Печатается по решению редакционно-издательского совета 
Института экономики, управления и права (г. Казань) 
Рецензент: 
доктор психологических наук, профессор кафедры 
психологии развития и психофизиологии 
Института экономики, управления и права (г. Казань) И.М. Юсупов 
Содержание
Пояснительная записка...........................................................................5 
Тематический план курса «Возрастная психология»........................7 
Введение......................................................................................................8 
Тема 1: Предмет и задачи возрастной психологии..............................9 
1.1. Предмет возрастной психологии...................................................9 
1.2. Задачи возрастной психологии ................................................11 
1.3. Разделы возрастной психологии.................................................15 
1.4. Связи возрастной психологии с другими науками....................17 
Тема 2: Методы возрастной психологии.............................................20 
2.1. Методы организации исследования............................................20 
2.2. Методы сбора данных...................................................................23 
Тема 3: История возрастной психологии............................................29 
3.1. Донаучный этап развития возрастной психологии....................29 
3.2. Возникновение возрастной психологии......................................38 
В17 
Ванюхина, Н.В. 
Возрастная психология: учеб. пособие: в 2-х кн. Кн. 1 / Н.В. Ванюхина. – 
Казань: Познание, 2008. – 208 с. 
ISBN 978-5-8399-0252-7 
Книга первая данного учебного пособия освещает основные вопросы 
психологии развития: методологию, возрастные периодизации, 
классические и новейшие теории развития. 
Данное пособие по курсу «Возрастная психология» предназначено 
для студентов очного и заочного отделений факультета психологии, 
а также в качестве дополнительного материала для студентов различных 
факультетов, изучающих психологию. 
ISBN 978-5-8399-0252-7 (Книга 1) 
ISBN 978-5-8399-0256-5 (Книга 2) 
УДК 159.9(075.8) 
ББК 88я72 
Тема 4: Развитие отечественной возрастной психологии................47 
4.1. Возрастная психология в дореволюционной России.................47 
4.2. Возрастная психология в России после революции..................53 
Тема 5: Проблема психического развития человека........................63 
5.1. Механизмы развития.....................................................................63 
5.2. Условия психического развития...................................................70 
5.3. Биогенетические теории развития (Э. Геккель, 
С. Холл, К. Бюлер, П.П. Блонский, К. Гетчинсон, 
В. Штерн)..............................................................................................72 
5.4. Социогенетические теории развития (Б. Скиннер, 
Р. Сирс, С. Бижу, Д. Баер, Ш. Бюлер).................................................75 
5.5. Предпосылки развития психики..................................................89 
5.6. Представление о возрасте в зарубежной 
и отечественной психологии...............................................................95 
ISBN 978-5-8399-0252-7 
© Ванюхина Н.В., 2008 
© Институт экономики, управления 
и права (г. Казань), 2008 
Тема 6: Возрастные периодизации в психоанализе........................102 
6.1. Теория развития и возрастная периодизация З. Фрейда.........102 
6.2. Теория развития А. Фрейд.........................................................113 
6.3. Теория развития и возрастная периодизация 
Э. Эриксона........................................................................................116 
6.4. Теория развития К. Хорни.........................................................128 
3 
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Тема 7: Когнитивное направление в психологии развития..........134 
7.1. Предпосылки развития когнитивного направления................134 
7.2. Теория развития и возрастная периодизация 
Ж. Пиаже.............................................................................................135 
7.3. Теория морального развития Л. Колберга................................143 
7.4. Теория развития умений К. Фишера.........................................145 
7.5. Развитие как решение задач (Р. Кейз).......................................146 
7.6. Теория планомерно-поэтапного формирования 
умственных действий П.Я. Гальперина...........................................147 
7.7. Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина, 
В.В. Давыдова....................................................................................151 
Тема 8: Культурно-историческое направление 
в психологии развития...........................................................156 
8.1. Теория развития Л. С. Выготского............................................156 
8.2. Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева................159 
8.3. Концепция Д.Б. Эльконина........................................................164 
8.4. Теория развития личности Л.И. Божович .................................168 
8.5. Модель развития общения М.И. Лисиной................................169 
8.6. Теория развития психики А. Валлона.......................................171 
8.7. Эко-психологическое направление 
(У. Бронфенбреннер, К. Ригель, В.А. Петровский).........................174 
Библиографический список................................................................178 
Словарь терминов.................................................................................182 
Приложение............................................................................................190 
Биография З. Фрейда..........................................................................190 
Биография А.Фрейд ...............................................................................195 
Биография Э. Эриксона ..........................................................................200 
Биография К. Хорни................................................................................203 
Биография Б. Скиннера...........................................................................204 
Пояснительная записка
Цель курса «Возрастная психология» – дать студентам знания 
об основных условиях, механизмах психического развития человека 
на каждом возрастном этапе, дать представление об основных 
теориях развития и возрастных периодизациях, ознакомить с возможностями 
саморазвития и самовоспитания, а также с факторами, 
способствующими и препятствующими личностному росту. 
Полный курс «Возрастной психологии» в рамках дистанционного 
обучения рассчитан на 140 часов (90 лекционных и 50 семинарских). 
Курс состоит из лекционных тем, списков основной и дополнительной 
литературы и приложения. 
Задачи курса: 
сформировать систему психологических знаний по курсу 
• 
«Возрастная психология»; 
создать терминологическую базу в рамках данного курса; 
развить навыки работы с литературными источниками; 
сформировать навыки анализа и оценки теорий развития; 
развить навык применения полученных знаний на практике. 
По окончанию изучения курса «Возрастная психология» студен• 
• 
• 
• 
ты 
должны знать: 
классические теории развития и возрастные периодизации; 
методологию возрастной психологии; 
основные особенности возрастных периодов; 
иметь представление о новейших теориях развития и возраст• 
• 
• 
• 
ных 
периодизациях. 
К окончанию изучения курса «Возрастная психология» студенты 
должны уметь: 
дать общий обзор теорий развития и возрастных периодиза• 
ций; 
• 
• 
• 
ции; 
• 
самостоятельно составлять методики исследования; 
4 
5 
оценить каждую теорию развития; 
охарактеризовать особенности периодов онтогенеза человека; 
использовать методы возрастной психологии адекватно ситуа 
								                        
									                        Стр.3