Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Возрастная психология: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 1 (200,00 руб.)

0   0
Первый авторВанюхина
ИздательствоПознание
Страниц105
ID208407
Аннотация Книга первая данного учебного пособия освещает основные воп- росы психологии развития: методологию, возрастные периодизации, классические и новейшие теории развития. Д анное пособие по курсу «Возрастная психология» предназначе- но для студентов очного и заочного отделений факультета психологии, а также в качестве дополнительного материала для студентов различ- ных факультетов, изучающих психологию.
Кем рекомендованоРекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия
Кому рекомендованодля студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050706 – педагогика и психология
ISBN978-5-8399-0252-7
УДК159.9(075.8)
ББК88я72
Ванюхина, Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 1 / Н.В. Ванюхина .— Казань : Познание, 2008 .— 105 с. — ISBN 978-5-8399-0252-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/208407 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.В. Ванюхина Возрастная психология Учебное пособие В 2-х книгах Книга 1 Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050706 – педагогика и психология Казань Познание 2008 <...> 6 Òåìàòè÷åñêèé ïëàí êóðñà «Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ» Тема Лекции Тема 1: Предмет и задачи возрастной 4 психологии Тема 2: Методы возрастной психологии 2 Тема 3: История возрастной психологии 4 Тема 4: Развитие отечественной возрастной 2 психологии Тема 5: Проблема психического развития 6 человека Тема 6: Теории развития и возрастные 4 периодизации в психоанализе Тема 7: Когнитивное направление в 4 психологии развития Тема 8. <...> Культурно-историческое направление в 4 психологии развития Тема 9: Развитие в пренатальном периоде 2 Тема 10: Психологические особенности 2 новорожденного Тема 11. <...> Младенчество 4 Тема 12: Развитие психики в раннем детстве 6 Тема 13: Развитие психики в дошкольном 8 возрасте Тема 14: Кризис 6-7 лет 2 Тема 15: Младший школьный возраст 8 Тема 16: Психопатологические и 2 психосоматические расстройства детства Тема 17: Психологические особенности 8 подростка Тема 18: Психология юношеского возраста 6 Тема 19: Психология зрелого возраста 8 (взрослости) Тема 20: Пожилой и старческий возраст 4 Итого: 90 Семинары 2 4 2 2 4 2 2 4 2 1 1 2 2 1 4 1 4 4 4 2 50 7 <...> Возрастная психология рассматривает изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на развитие психики в течение всей жизни; большое значение придается сравнению закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. <...> В этой дисциплине анализируются причины снижения темпа развития, соотношение критических и литических периодов, выявляются возрастные кризисы, сопровождающие человека не только в юности, но и в зрелые годы. <...> Предмет возрастной психологии Предметом исследования возрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития человека <...>
Возрастная_психология_учеб._пособие_в_2_кн._Кн._1.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) Н.В. Ванюхина Возрастная психология Учебное пособие В 2-х книгах Книга 1 Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050706 – педагогика и психология Казань Познание 2008
Стр.1
УДК 159.9(075.8) ББК 88я72 В17 Печатается по решению редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензент: доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и психофизиологии Института экономики, управления и права (г. Казань) И.М. Юсупов Содержание Пояснительная записка...........................................................................5 Тематический план курса «Возрастная психология»........................7 Введение......................................................................................................8 Тема 1: Предмет и задачи возрастной психологии..............................9 1.1. Предмет возрастной психологии...................................................9 1.2. Задачи возрастной психологии ................................................11 1.3. Разделы возрастной психологии.................................................15 1.4. Связи возрастной психологии с другими науками....................17 Тема 2: Методы возрастной психологии.............................................20 2.1. Методы организации исследования............................................20 2.2. Методы сбора данных...................................................................23 Тема 3: История возрастной психологии............................................29 3.1. Донаучный этап развития возрастной психологии....................29 3.2. Возникновение возрастной психологии......................................38 В17 Ванюхина, Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие: в 2-х кн. Кн. 1 / Н.В. Ванюхина. – Казань: Познание, 2008. – 208 с. ISBN 978-5-8399-0252-7 Книга первая данного учебного пособия освещает основные вопросы психологии развития: методологию, возрастные периодизации, классические и новейшие теории развития. Данное пособие по курсу «Возрастная психология» предназначено для студентов очного и заочного отделений факультета психологии, а также в качестве дополнительного материала для студентов различных факультетов, изучающих психологию. ISBN 978-5-8399-0252-7 (Книга 1) ISBN 978-5-8399-0256-5 (Книга 2) УДК 159.9(075.8) ББК 88я72 Тема 4: Развитие отечественной возрастной психологии................47 4.1. Возрастная психология в дореволюционной России.................47 4.2. Возрастная психология в России после революции..................53 Тема 5: Проблема психического развития человека........................63 5.1. Механизмы развития.....................................................................63 5.2. Условия психического развития...................................................70 5.3. Биогенетические теории развития (Э. Геккель, С. Холл, К. Бюлер, П.П. Блонский, К. Гетчинсон, В. Штерн)..............................................................................................72 5.4. Социогенетические теории развития (Б. Скиннер, Р. Сирс, С. Бижу, Д. Баер, Ш. Бюлер).................................................75 5.5. Предпосылки развития психики..................................................89 5.6. Представление о возрасте в зарубежной и отечественной психологии...............................................................95 ISBN 978-5-8399-0252-7 © Ванюхина Н.В., 2008 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2008 Тема 6: Возрастные периодизации в психоанализе........................102 6.1. Теория развития и возрастная периодизация З. Фрейда.........102 6.2. Теория развития А. Фрейд.........................................................113 6.3. Теория развития и возрастная периодизация Э. Эриксона........................................................................................116 6.4. Теория развития К. Хорни.........................................................128 3
Стр.2
Тема 7: Когнитивное направление в психологии развития..........134 7.1. Предпосылки развития когнитивного направления................134 7.2. Теория развития и возрастная периодизация Ж. Пиаже.............................................................................................135 7.3. Теория морального развития Л. Колберга................................143 7.4. Теория развития умений К. Фишера.........................................145 7.5. Развитие как решение задач (Р. Кейз).......................................146 7.6. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина...........................................147 7.7. Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова....................................................................................151 Тема 8: Культурно-историческое направление в психологии развития...........................................................156 8.1. Теория развития Л. С. Выготского............................................156 8.2. Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева................159 8.3. Концепция Д.Б. Эльконина........................................................164 8.4. Теория развития личности Л.И. Божович .................................168 8.5. Модель развития общения М.И. Лисиной................................169 8.6. Теория развития психики А. Валлона.......................................171 8.7. Эко-психологическое направление (У. Бронфенбреннер, К. Ригель, В.А. Петровский).........................174 Библиографический список................................................................178 Словарь терминов.................................................................................182 Приложение............................................................................................190 Биография З. Фрейда..........................................................................190 Биография А.Фрейд ...............................................................................195 Биография Э. Эриксона ..........................................................................200 Биография К. Хорни................................................................................203 Биография Б. Скиннера...........................................................................204 Пояснительная записка Цель курса «Возрастная психология» – дать студентам знания об основных условиях, механизмах психического развития человека на каждом возрастном этапе, дать представление об основных теориях развития и возрастных периодизациях, ознакомить с возможностями саморазвития и самовоспитания, а также с факторами, способствующими и препятствующими личностному росту. Полный курс «Возрастной психологии» в рамках дистанционного обучения рассчитан на 140 часов (90 лекционных и 50 семинарских). Курс состоит из лекционных тем, списков основной и дополнительной литературы и приложения. Задачи курса: сформировать систему психологических знаний по курсу • «Возрастная психология»; создать терминологическую базу в рамках данного курса; развить навыки работы с литературными источниками; сформировать навыки анализа и оценки теорий развития; развить навык применения полученных знаний на практике. По окончанию изучения курса «Возрастная психология» студен• • • • ты должны знать: классические теории развития и возрастные периодизации; методологию возрастной психологии; основные особенности возрастных периодов; иметь представление о новейших теориях развития и возраст• • • • ных периодизациях. К окончанию изучения курса «Возрастная психология» студенты должны уметь: дать общий обзор теорий развития и возрастных периодиза• ций; • • • ции; • самостоятельно составлять методики исследования; 4 5 оценить каждую теорию развития; охарактеризовать особенности периодов онтогенеза человека; использовать методы возрастной психологии адекватно ситуа
Стр.3