Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Толерантность – что это такое?: пособие для старшеклассников (50,00 руб.)

0   0
Авторы Юсупова И.М.
ИздательствоПознание
Страниц128
ID208387
АннотацияЧто стоит за словом «толерантность»? В каких формах она проявляется? Справедливо ли во всех жизненных ситуациях утверж- дать, что «толерантность – это хорошо, а интолерантность – плохо»? Нужно ли толерантность воспитывать с детства? Авторский коллек- тив в популярном изложении фактов предлагает старшеклассникам самим ответить на эти вопросы.
ISBN978-5-8399-0248-0
УДК316.647.5
ББК60.5+66.3,5
Толерантность – что это такое?: пособие для старшеклассников / ред. И.М. Юсупова .— Казань : Познание, 2008 .— 128 с. — ISBN 978-5-8399-0248-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/208387 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пособие для старшеклассников Под научной редакцией И.М. Юсупова Казань ПОЗНАНИЕ 2008 УДК 316.647.5 ББК 60.5+66.3,5 Т52 Печатается по рекомендации Академии наук Республики Татарстан и решению Ученого совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: Алишев Б.С. – профессор, доктор психологических наук (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО) Белоусова А.Б. – доцент, кандидат психологических наук (кафедра конфликтологии Казанского государственного технологического университета) Т52 Толерантность – что это такое?: пособие для старшеклассников / Н.В. Ванюхина, О.В. Григорьева, Г.Г. Семенова-Полях и др.; под ред. <...> Справедливо ли во всех жизненных ситуациях утверждать, что «толерантность – это хорошо, а интолерантность – плохо»? <...> 52 Что препятствует толерантному отношению к людям с ограниченными возможностями? <...> Всякий здравомыслящий человек считает нормальным терпимое отношение к обычаям и обрядам другой нации при естественном предпочтении традиций своего народа. <...> Здесь следует различать четыре разновидности поведения: – обычаи, недозволенные в своей, но разрешаемые по отношению к другой национальной культуре (например, конокрадство у цыган допускалось только в отношении других народов и жестко пресекалось в отношении к своим соплеменникам); – поведение, недозволенное ни в своей, ни в чужой национальной среде (основные запретные заповеди Библии и Корана совпадают); – поведение, признаваемое и в своей, и инородной культуре (защита личностью своей чести, достоинства, свободы); – традиции, разрешаемые в своей, но не допускаемые в чуждой культуре (у мусульман многоженство узаконено Кораном, в то же время в христианстве это порицается). <...> Оно означает, что, попадая в инородную культуру, следует вести себя в соответствии с нормами, обычаями, традициями этой культуры, не навязывая свои ценности, идеологию, образ жизни. <...> Это вызывает неприятие со стороны приверженцев <...>
Толерантность_–_что_это_такое?_пособие_для_старшеклассников.pdf
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань) ТОЛЕРАНТНОСТЬ – что это такое? Пособие для старшеклассников Под научной редакцией И.М. Юсупова Казань ПОЗНАНИЕ 2008
Стр.1
УДК 316.647.5 ББК 60.5+66.3,5 Т52 Печатается по рекомендации Академии наук Республики Татарстан и решению Ученого совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: Алишев Б.С. – профессор, доктор психологических наук (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО) Белоусова А.Б. – доцент, кандидат психологических наук (кафедра конфликтологии Казанского государственного технологического университета) Т52 Толерантность – что это такое?: пособие для старшеклассников / Н.В. Ванюхина, О.В. Григорьева, Г.Г. Семенова-Полях и др.; под ред. И.М. Юсупова. – Казань: Познание, 2008. – 128 с. ISBN� �78-5-83��-0248-0 Что стоит за словом «толерантность»? В каких формах она проявляется? Справедливо ли во всех жизненных ситуациях утверждать, что «толерантность – это хорошо, а интолерантность – плохо»? Нужно ли толерантность воспитывать с детства? Авторский коллектив в популярном изложении фактов предлагает старшеклассникам самим ответить на эти вопросы. ISBN� �78-5-83��-0248-0 УДК 316.647.5 ББК 60.5+66.3,5 © Н.В. Ванюхина, О.В. Григорьева, Г.Г. Семенова-Полях и др. © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2007.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Слово к читателю………………………………………………….…..4 Глава 1. Толерантность или интолерантность?...............................8 Биологическая основа нетерпимости……...................……12 Психологическая основа нетерпимости…......………..…...13 Социально-психологическая основа толерантности……...14 Глава 2. Межконфессиональная толерантность……...............….18 Как польский скинхед стал евреем………………........…...20 Кому не угодил Вифлеемский огонь?...................................23 Кому мешают старообрядцы?...............................................24 Глубок ли раскол между православной и католической церковью..................................................................................25 Глава 3. Интолерантность и экстремизм……............................….2� Глава 4. Толерантность к субкультурам…..………...………….....40 Глава 5. Толерантность к «иным»……………………...……….....50 Как менялось отношение общества к инвалидам…...........52 Что препятствует толерантному отношению к людям с ограниченными возможностями?.......................................56 Глава 6. Толерантность к материальному неравенству…...….…62 Глава 7. Юношеская нетерпимость……………………….............85 Глава 8. Толерантность в общении……………………...…..……..�4 Как возникает и проявляется коммуникативная толерантность?........................................................................�4 На чем базируется толерантность в общении?....................�6 Глава 9. Конфликт как проявление интолерантности……..…..104 Как разрешить внутриличностный конфликт?..................110 Как повысить собственную толерантность к себе?...........111 Послесловие...............................................................................…......120 3
Стр.3
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ В кризисные периоды существования государства, когда уровень жизни падает, в народе начинается «брожение умов». Обыденное сознание быстро находит виновника народного неблагополучия. Нация создает образ врага, который, как правило, отыскивается среди представителей соседствующего народа. Вероятность вспышки межнационального конфликта тем выше, чем сильнее сходства соседствующих наций по характеру, темпераменту и внешнему облику. С этого начинались в конце 1�80-х – начале 1��0-х гг. армяно-азербайджанский конфликт в Карабахе, абхазо-грузинский в Сухуми, киргизо-узбекский в Фергане. В те же годы попытки разжечь межнациональную рознь безуспешно предпринимались и в Татарстане. Обостренное осознание своей национальной принадлежности возникает у родственных народов, особенно при сходстве их языков. Стремление выделить «своих» из «чужих» воздвигает границы между народами. Границы эти не географические, не административные и не культурные, а психологические, существующие в представлениях конкретных людей – это плод национального самосознания «мы», отмежевывающего «нас» от «них». Культурные же отличия (национальный язык, обряды, традиции) – всего лишь «флажки», вдоль которых проходит межнациональное дистанцирование. Если по историческим причинам при открытых границах культурные отличия размываются, свою разрушающую межнациональные отношения роль начинают играть предубеждения и предрассудки. 4
Стр.4
Предубеждение – предвзятое отрицательное мнение с эмоциональной окраской, в основе которого лежит искаженное восприятие. Предрассудок – ставшее привычным эмоциональное неприятие кого-либо или чего-либо, которое может резко перерасти в агрессивные действия. Всякий здравомыслящий человек считает нормальным терпимое отношение к обычаям и обрядам другой нации при естественном предпочтении традиций своего народа. Эта «норма» вырабатывалась многими веками как признание нематериальных ценностей иной, непривычной нам культуры. Здесь следует различать четыре разновидности поведения: – обычаи, недозволенные в своей, но разрешаемые по отношению к другой национальной культуре (например, конокрадство у цыган допускалось только в отношении других народов и жестко пресекалось в отношении к своим соплеменникам); – поведение, недозволенное ни в своей, ни в чужой национальной среде (основные запретные заповеди Библии и Корана совпадают); – поведение, признаваемое и в своей, и инородной культуре (защита личностью своей чести, достоинства, свободы); – традиции, разрешаемые в своей, но не допускаемые в чуждой культуре (у мусульман многоженство узаконено Кораном, в то же время в христианстве это порицается). Соответственно перечисленным типам поведения человечество за свою долгую историю выработало четыре правила взаимодействия с народами иных культур. Названия этим правилам даны американским психологом Дж. Таусендом. Они имеют разную силу своего воздействия. «Свинцовое» правило гласит: «Поступай с другими так, как ты не поступил бы с собой». Оно основано на идее неравенства культур: «Эти люди не такие как мы, их обычаи примитивны, надо обучить их своей культуре, религии, идеологии». Следование этому канону исторически заканчивалось войнами с «проглатыванием» или полным уничтожением малочисленного и технически неразвитого народа. «Серебряное» правило предписывает: «Не поступай с другими так, как ты не поступил бы с собой». Оно основано на оценке иной культуры по собственным меркам, т.е. измеряя других «на свой аршин». В межнациональных конфликтах оно также нерезультативно, так как у 5
Стр.5
каждой из сторон возникает несоответствие самооценки и оценки противоположной стороны. «Золотое» правило межнационального общения сводится к формуле: «Поступай с другими так, как ты поступил бы с собой». В его основе лежит идея гуманизма и равенства всех проживающих на Земле народов. Следование ему дает великолепные результаты в рамках одной и той же культуры. Однако при взаимодействии людей из разных культур происходят сбои, поскольку одни и те же поступки людей расцениваются представителями различных культур по-разному, подчас противоположно. «Платиновое» правило оформляется в виде: «Делай так, как это нравится другим, как это у них принято» или словами русской народной мудрости – «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Это правило признает равноценность всех культур для человечества. Оно означает, что, попадая в инородную культуру, следует вести себя в соответствии с нормами, обычаями, традициями этой культуры, не навязывая свои ценности, идеологию, образ жизни. С другой стороны, следование этому правилу при долгом пребывании внутри другого народа приводит к утрате традиций и обычаев своей национальной культуры. При исторически сложившихся обстоятельствах, когда переселенцы оказываются растворенными в чужеродной им культурной среде, мигранты в стремлении сохранить свою национальную самобытность объединяются в диаспоры (национальные общности), где говорят на родном языке и поддерживают национальные традиции. Это вызывает неприятие со стороны приверженцев главенствующей культуры в данной местности, что быстро перерастает в нетерпимость (интолерантность) к национальному меньшинству. Следующий шаг – агрессивные наступательные действия против инакомыслящих. Нетерпимость проявляется не только в отношении инородцев. Наверное, каждый читатель испытал хотя бы раз в жизни неприятие манер в поведении кого-нибудь из своих одноклассников, неприятие образа жизни своего соседа по дому и даже нетерпимость к своим кровным родственникам в лице отца, матери, сестры, бабушки, тещи, свекрови. Проявления интолерантности множественны и разноплановы, а последствия разрушительны. В конфликтах и столкновениях не выигрывает никто: ни враждующие лица, ни соперничающие религии, ни конкурирующие государства. Взгляд с высоты ХХI в. в глубину тысячелетней 6
Стр.6
человеческой истории это подтверждает. Так нужно ли разрушать себя и близких своим предвзятым отношением ко всему, что нам не нравится, что не соответствует нашим вкусам, житейскому мировоззрению и волевыми действиями навязывать другим свой образ жизни? Проявления нетерпимости можно встретить в отношении лиц, отличающихся от нас цветом кожи, манерами, физическим несовершенством, мировоззрением, возрастом, финансовым положением и т.д. Творческая группа авторов из Института экономики, управления и права (г. Казань) постаралась в доступном широкому читателю жанре эссе описать эти проявления. Подбор материалов в их письменном изложении к изданию подготовили: главы 1, 2 – канд. биол. наук О.В.Григорьева; главу 3 – канд. психол. наук А.М. Шевцов; главы 4,9 – канд. психол. наук Н.В. Ванюхина. главу 5 – канд. психол. наук М.А. Филатова-Сафронова; главы 6,8 – канд. психол. наук Г.Г. Семенова-Полях; главу 7 – канд. психол. наук В.И. Хамков; слово к читателю и послесловие написаны докт. психол. наук, проф. И.М. Юсуповым. Принимаясь за работу, авторы со всей ответственностью осознавали невозможность осветить все стороны социального феномена, именуемого толерантностью. Сегодня для такого многонационального государства, как Россия и одного из ее центральных регионов – Поволжья явление переросло в ранг общественной проблемы, на которую закрывать глаза уже недопустимо. Поэтому мы адресуем содержание этой популярной книги, не претендующей на статус учебного пособия, юношеству, которое в отличие от других возрастных групп наиболее нетерпимо ко всяким формам непохожести на них самих. Как часто случается при близком рассмотрении возникшей проблемы, первое популярное издание бывает далеким от совершенства. Авторский коллектив осознает, что рекомендуемое читателям пособие не лишено недостатков, и будет благодарно всем, кто письменно направит свои замечания и пожелания по адресу: 420111, Казань, ул. Московская, 42, ИЭУП, факультет психологии. Научный редактор 7
Стр.7