Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Совершенствование финансирования деятельности образовательных учреждений (200,00 руб.)

0   0
Первый авторХамидуллина
ИздательствоПознание
Страниц120
ID208313
АннотацияВ монографии исследуются правовые и экономические аспекты управ- ления финансированием образования в России, действующие нормы законо- дательства, регулирующего образовательную систему, основные направле- ния законопроектной деятельности Правительства РФ в рамках реализации национального проекта «Образование». Изложены общие положения финан- сирования образования в России, обозначены цели, задачи, источники финансирования, а также возможности внедрения новых способов финанси- рования с позиции реформирования бюджетного процесса в России.
ISBN978-5-8399-0247-3
УДК1
ББК87.6
Хамидуллина, Г.Р. Совершенствование финансирования деятельности образовательных учреждений / Г.Р. Хамидуллина .— Казань : Познание, 2008 .— 120 с. — ISBN 978-5-8399-0247-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/208313 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сравнительная характеристика планирования расходов бюджета на образование 2002-2008 гг. <...> Отвечая национальным и глобальным интересам, материальным и духовным реалиям, образование встало перед необходимостью создания новой системы финансирования образовательных учреждений, организации бюджетного процесса на уровне вуза, структуры управления и правового статуса образовательного учреждения. <...> В основу финансирования системы образования должен быть положен принцип управления по результатам и использования различных финансовых инструментов. <...> Необходимость перехода к нормативно-подушевому финансированию неоднократно декларировалась в том числе и в Концепции модернизации российского образования. <...> Например, какие именно учреждения и организации, подведомственные органам управления образованием, имеются в виду – образовательные или иные? <...> Ведь в ведении органов управления до сих пор остаются различные организации – научные учреждения, предприятия, разного рода центры, объединения и т.д. <...> Бесплатным по Конституции является дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. <...> Для этого государством создана сеть государственных образовательных учреждений и обеспечивается их функционирование. <...> Закон в значительной мере уравнял государственные и негосударственные образовательные учреждения в возможностях осуществления образовательной деятельности, закрепив и некоторые существенные отличия: негосударственным образовательным учреждениям в первой редакции Закона было предоставлено право получать бюджетное финансирование при наличии у них государственной аккредитации, но в дальнейшем такая возможность была оставлена только для учреждений, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; <...> В одной из статей закона «Об образовании» установлено, что финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов <...>
Совершенствование_финансирования_деятельности_образовательных_учреждений.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) Г.Р. Хамидуллина, И.В. Миргалеева, Н.Н. Жилина СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Казань Познание 2008
Стр.1
УДК 1 ББК 87.6 Х18 Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управлении и права (г. Казань) Рецензенты: Заместитель министра образования и науки РТ, член-корреспондент АН РТ, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики ТГГПУ В.В. Хоменко; заслуженный экономист РТ, зав. кафедрой менеджмента ТГГПУ, доктор экономических наук, профессор М.П. Сергеев Хамидуллина, Г.Р. Х18 Совершенствование финансирования деятельности образовательных учреждений / Г.Р. Хамидуллина, И.В. Миргалеева, Н.Н. Жилина. – Казань: Познание, 2008. – 120 с. ISBN 978-5-8399-0247-3 В монографии исследуются правовые и экономические аспекты управления финансированием образования в России, действующие нормы законодательства, регулирующего образовательную систему, основные направления законопроектной деятельности Правительства РФ в рамках реализации национального проекта «Образование». Изложены общие положения финансирования образования в России, обозначены цели, задачи, источники финансирования, а также возможности внедрения новых способов финансирования с позиции реформирования бюджетного процесса в России. Работа представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами реформирования образовательной системы в России, может быть рекомендована научным и педагогическим работникам, аспирантам и студентам гуманитарных специальностей. УДК 1 ББК 87.6 ISBN 978-5-8399-0247-3 �� Институт эк ут экономики, управ и права (г. Казань), 2008 �� Хамидуллина Г.Р., 2008 �� Миргалеева И.В., 2008 �� Жилина Н.Н., 2008 мики, управления
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................4 1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ЕЕ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ..........................................................................................6 1.1. Законодательные основы функционирования системы образования России......................................................................................6 1.2. Общие вопросы финансирования системы образования.................20 1.3. Анализ современного финансового обеспечения системы образования.................................................................................................33 1.4. Повышение эффективности использования бюджетных средств...44 2. МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ОЦЕНКА, ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ........................................51 2.1. Сравнительная характеристика планирования расходов бюджета на образование 2002-2008 гг. ....................................................................51 2.2. Проблемы разработки и использования нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений.................71 2.3 Направления совершенствования механизма финансирования деятельности образовательных учреждений...........................................83 3. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.........................................................................................91 3.1. Основы исследования финансового обеспечения образования в условиях рынка........................................................................................91 3.2. Финансовое управление в системе образования развитых стран....100 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................107 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.....................................................109 ПРИЛОЖЕНИЕ .......................................................................................112 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ К числу современных важнейших экономических закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации экономики и других сторон социальной жизни. Проявляется этот процесс двояко: возрастает роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука, усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей экономики. Формируется новая трактовка фундаментального образования. Существенные изменения характера, направленности и содержания образования все более ориентируют его на «свободное развитие человека», мобильность, самостоятельность, креативность, конкурентоспособность, что способствует и социально-экономическому развитию в целом. Развитие и модернизация образования в нашей стране является важным и многосложным процессом. Отвечая национальным и глобальным интересам, материальным и духовным реалиям, образование встало перед необходимостью создания новой системы финансирования образовательных учреждений, организации бюджетного процесса на уровне вуза, структуры управления и правового статуса образовательного учреждения. Россия, всегда отличающаяся развитой системой образования и высоким образовательным уровнем населения, сегодня столкнулась с проблемой слабой адаптированности к рынку. Современные требования к высокому уровню образования и квалификации работников на рынке труда ставят соответствующие задачи перед рынком образовательных услуг. Для того чтобы адекватно вписаться в действующие экономические условия, необходима модернизация институциональной организации системы образования в целом и по ее отдельным уровням. Широкомасштабная реформа образования, озвучиваемая многочисленными общественными деятелями как его модернизация, является в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики. Сложность реформирования в России неизменно упирается в то, что реформы проводятся сверху, тем самым превращая заинтересованных лиц в скептически настроенных наблюдателей. Актуальность темы монографии обусловлена необходимостью совершенствования системы финансирования образования в России в условиях становления и развития экономики знаний. В основу финансирования системы образования должен быть положен принцип управления по результатам и использования различных финансовых инструментов. В настоящее время любая финансируемая за счет бюджетных средств 4
Стр.4
программа развития образовательной деятельности должна содержать четкий перечень индикаторов эффективности. Необходимость перехода к нормативно-подушевому финансированию неоднократно декларировалась в том числе и в Концепции модернизации российского образования. Однако до сих пор в системе общего образования этот механизм отрабатывается только в нескольких субъектах Российской Федерации. Среди финансовых инструментов необходимо выделить нормативно-подушевое финансирование, позволяющее обеспечивать транспарентность распределения бюджетных средств, привязывать объем финансирования непосредственно к потребителю образовательной услуги по принципу «деньги следуют за учащимся». Формирование механизмов, позволяющих стандартизировать критерии, по которым государство осуществляло бы финансирование образовательных услуг в области общего образования и стимулировало бы привлечение в этих целях частных ресурсов в легальной форме, – это важное направление реформы образования. Вопросы финансирования образования являются предметом исследования многих известных ученых, однако многое еще остается нерешенным. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.