ЭКОНОМИКА
Учебное пособие для учащихся
профильных классов общеобразовательных школ
Третье издание,
исправленное и дополненное
Допущено Министерством образования и науки
Республики Татарстан
Казань
Познание
2008
1
Стр.1
УДК 330(075)
ББК 65.9(2)ÿ7
Ý40
Печатается по решению Ученого совета
и редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Руководитель авторского
коллектива по подготовке
учебного пособия
проф. В.Г. Тимирясов
Редакционная коллегия: Ш.И. Еникеев, Ф.С. Зиятдинов,
Â.À. Ìàëüãèí, Ä.À. Сергеев
Рецензенты:
ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. КГУ Ñ.Â. Ìîêè÷åâ;
д-р экон. наук, проф. Института государственной
службы при Президенте РТ А.Л. Бикмуллин;
учитель высшей квалификационной категории
гимназии ¹75 ã. Казани Þ.Ô. Симонов
Э40 Экономика: учеб. пособие для учащихся профильных классов общеобразовательных
øêîë. 3-å èçä., èñïð. и äîï. Êàçàíü: Ïîçíàíèå, 2008.
332 ñ.
ISBN 978-5-8399-0260-2
Учебное пособие содержит основные понятия и категории экономической
науки: потребности и ресурсы, спрос и предложение, издержки производства
и прибыль, рынки факторов производства и основы предпринимательства, валовой
внутренний продукт и экономический рост, цикличность экономики и безработица,
денежно-кредитная политика и рынок ценных бумаг, социальная политика
и международное экономическое сотрудничество, управление качеством и глобализация.
В
книге много интересных фактов, связанных с состоянием и перспективами социально-экономического
развития Российской Федерации и Республики Татарстан.
Предназначено для учащихся профильных экономических классов общеобразовательных
школ, преподавателей и всех интересующихся основами современной
экономики, написано в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к
уровню экономических знаний школьников.
УДК 330(075)
ББК 65.9(2)ÿ7
© Институт экономики, управления
и права (ã. Êàçàíü), 2008
ISBN 978-5-8399-0260-2
2
© Коллектив àâòîðîâ, 2008
Стр.2
Авторский коллектив
Предисловие
Ãë. 1, 2, 3, 4, 13 (§§1,2)
Ãë. 5, 6, 7 (§3), 11, 12, 13 (§3)
Ãë. 7 (§§1,2,5), 10, 17, 18, 19
Ãë. 7 (§4)
Ãë. 8, 14, 15
Ãë. 9
Ãë. 16
Ãë. 20
Ãë. 21
проф. В.Г. Тимирясов
ê.ý.í., ñò. ïðåï. Ä.À. Сергеев
ê.ý.í., ïðîô. Ø.È. Еникеев
ê.ý.í., äîö. È.À. Кабашева
ä.ý.í., ïðîô. Ô.Ñ. Зиятдинов
(в соавторстве с Д.А. Сергеевым)
ä.ý.í., ïðîô. Â.À. Мальгин
ê.ý.í., äîö. Ë.Á. Шабанова
ê.ý.í., äîö. Ë.Â. Воронцова
ê.ý.í., äîö. À.Â. Тимирясова
ä.ý.í., ïðîô. Ô.Ñ. Зиятдинов
ê.ý.í., cò. ïðåï. À.Ô. Валидова
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Ïðåäèñëîâèå...................................................................................5
Глава 1. Что изучает экономическая íàóêà? .............................9
Глава 2. Ограниченность ресурсов и âûáîð............................ 21
Глава 3. Рыночный механизм: спрос, предложение,
цена ............................................................................... 31
Глава 4. Потребительское поведение
в рыночной экономике ...............................................50
Глава 5. Производство, издержки и ïðèáûëü.......................... 60
Глава 6. Конкуренция. Основные типы рыночных
структур ......................................................................... 76
Глава 7. Рынок факторов производства .................................. 89
Глава 8. Основы предпринимательства ................................. 116
Глава 9. Что такое ìàðêåòèíã?.................................................. 130
Глава 10. Преимущества и недостатки рынка ........................ 142
Глава 11. Макроэкономика: основные показатели,
их измерение ............................................................. 153
Глава 12. Макроэкономическое ðàâíîâåñèå.......................... 169
Глава 13. Макроэкономическая нестабильность .................. 183
Глава 14. Экономический ðîñò.................................................. 200
Глава 15. Государственное регулирование экономики ........ 211
Глава 16. Денежно-кредитная политика ................................. 222
Глава 17. Рынок ценных бумаг ................................................. 238
Глава 18. Бюджетно-налоговая политика ............................... 254
Глава 19. Социальная политика ............................................... 269
Глава 20. Экономика Республики Татарстан: состояние
и перспективы ........................................................... 281
Глава 21. Международное экономическое
сотрудничество .......................................................... 294
Словарь ....................................................................................... 312
4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Юный читатель!
Наша страна переживает особый период социально-экономического
развития формирование эффективного рыночного
хозяйства. Рынок это не только новая форма экономических
отношений в обществе, но и новое экономическое мышление,
новая психология людей. XXI век предъявляет новые требования
к обществу и человеку, и сегодня мы говорим об экономике
знаний, о решающей роли в экономическом развитии
человеческого интеллекта, воплощ¸нного в новейших технологиях
и разработках.
Формирование современного рыночного механизма и экономической
культуры возможно только на основе глубоких экономических
знаний, позволяющих хорошо разбираться в экономических
процессах и явлениях, механизме действия экономических
законов, экономических категориях. Вот почему
сегодня экономические знания нужны каждому гражданину
России, особенно молодым.
Конечно, более серь¸зные знания об экономике нужны
прежде всего тем из вас, кто решил стать предпринимателем,
менеджером, аудитором. Однако и будущим педагогам, врачам,
юристам, инженерам, строителям, агрономам, профессиональным
военным, рабочим разных отраслей производства необходимо
знать, как функционирует рынок, как образуются цены
на продукцию и услуги, как зарабатывать деньги, как лучше их
потратить, как формируются и распределяются средства государственного
бюджета, чем определяется курс рубля и иностранных
валют.
Сегодня каждый из вас должен быть экономически грамотным.
Современному человеку необходимо иметь прочное представление
об экономике, как и о математике, физике, биологии,
географии, истории, литературе и других «школьных»
науках. Это требование времени.
5
Стр.5
Из таких дисциплин, как история, география, обществознание
ты и твои друзья уже знаете о некоторых понятиях, связанных
с экономическими процессами и явлениями. Но этого
мало для старшеклассников. Необходимо углубить ваши представления
об экономических процессах, формах хозяйственной
деятельности граждан, рыночных механизмах, государственном
регулировании экономики, инвестициях. Именно поэтому
в последние десятилетия в школах Республики Татарстан,
как и всей Российской Федерации, получают все более широкое
распространение предметы, дающие основы экономических
знаний. Например, в младших классах изучается курс «Экономическая
азбука» («Экономический букварь»), в средних классах
«Введение в экономику», в старших классах «Экономика»
и «Основы предпринимательства». Надо отметить, что мы
были одними из ïåðâûõ: в начале 90-õ ãã. XX â. по предложению
кафедры экономики Института экономики, управления и
права в старших классах школ Казани был введен предмет
«Экономика».
Такие дисциплины, как «Основы менеджмента», «Основы
маркетинга», «Экономика и экология», «Рынок ценных бумаг»,
«Налоговая система», «История экономических учений», «Международные
экономические отношения», «Бухгалтерский учет»,
«Экономические программы политических партий и движений»
во многих школах изучаются факультативно. Внеклассная
и внешкольная работа в ряде мест также направлена на формирование
экономического мышления юных граждан: развивающие
игры по экономической тематике в младших классах;
создание школьных компаний, предприятий, банков, деловые
игры в средних классах; работа в школьных компаниях,
предприятиях, проведение дискуссий, «круглых столов», деловых
игр, участие в экономических олимпиадах в старших
классах.
С учетом необходимости организации экономического образования
в школах в последние десять лет вышли учебники,
учебные пособия и книги для чтения: «Введение в экономику»
6
Стр.6
под ред. Б.А. Райзберга; «Экономика без тайн» и «Путешествие
в страну Экономика» под ред. И.В. Липсица; «Современная
экономика» под ред. О.Ю. Мамедова; «Экономика для школьников»
Â.Ñ. Автономова, Ý. Голстин и äð.
Предлагаемое учебное пособие подготовлено на русском и
татарском языках профессорско-преподавательским коллективом
Института экономики, управления и права (г. Казань), который
имеет большой опыт преподавания экономических дисциплин
в школах. Учебное пособие написано в соответствии
с новыми требованиями, предъявляемыми к уровню экономических
знаний школьников. Кроме того, предполагается издать
сборник тестов и задач, а также выпустить комплект слайдов к
данному учебному пособию и электронную версию.
В учебном пособии рассматриваются такие понятия и категории,
как потребности и ресурсы, спрос и предложение, издержки
производства и прибыль, рынки факторов производства
и основы предпринимательства, валовой внутренний продукт
и экономический рост, цикличность экономики и безработица,
денежно-кредитная политика и рынок ценных бумаг,
социальная политика и международное экономическое сотрудничество,
управление качеством и глобализация.
В книге много занимательного материала и статистических
данных, касающихся не только экономики Российской Федерации
в целом, но и ее регионов. Старшеклассники узнают
много интересных фактов, связанных с состоянием и перспективами
социально-экономического развития Республики
Татарстан.
Почему предприятия, предпринимателей и их хозяйственную
деятельность относят к микроэкономическими понятиям?
Почему национальный доход, государственные и частные инвестиции,
валовой внутренний продукт, деньги считаются макроэкономическими
показателями? Какие существуют экономические
школы? На эти и многие другие вопросы старшеклассники,
в первую очередь учащиеся профильных экономических
классов, найдут ответ в настоящем учебном пособии.
7
Стр.7
Для глубокого усвоения материала в каждой главе предлагается
перечень основных понятий. Кроме того, в конце глав
предусмотрены вопросы и задания для самопроверки, тесты.
Учебное пособие, по мнению авторов, принесет пользу школьникам,
будет способствовать формированию их экономического
мышления и культуры.
8
Экономика
Стр.8