Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Экономика: учебник для учащихся профильных классов общеобразовательных школ (100,00 руб.)

0   0
Авторы Тимирясова В.Г.
ИздательствоПознание
Страниц332
ID208309
АннотацияУчебное пособие содержит основные понятия и категории экономической науки: потребности и ресурсы, спрос и предложение, издержки производства и прибыль, рынки факторов производства и основы предпринимательства, вало- вой внутренний продукт и экономический рост, цикличность экономики и безрабо- тица, денежно-кредитная политика и рынок ценных бумаг, социальная политика и международное экономическое сотрудничество, управление качеством и глоба- лизация. В книге много интересных фактов, связанных с состоянием и перспективами соци- ально-экономического развития Российской Федерации и Республики Татарстан.
Кем рекомендованодля учащихся профильных классов общеобразовательных школ
ISBN978-5-8399-0260-2
УДК330(075)
ББК65.9(2)я7
Экономика: учебник для учащихся профильных классов общеобразовательных школ / ред. В.Г. Тимирясова .— Казань : Познание, 2008 .— 332 с. — ISBN 978-5-8399-0260-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/208309 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-8399-0260-2 Учебное пособие содержит основные понятия и категории экономической науки: потребности и ресурсы, спрос и предложение, издержки производства и прибыль, рынки факторов производства и основы предпринимательства, валовой внутренний продукт и экономический рост, цикличность экономики и безработица, денежно-кредитная политика и рынок ценных бумаг, социальная политика и международное экономическое сотрудничество, управление качеством и глобализация. <...> Например, в младших классах изучается курс «Экономическая азбука» («Экономический букварь»), в средних классах – «Введение в экономику», в старших классах – «Экономика» и «Основы предпринимательства». <...> Такие дисциплины, как «Основы менеджмента», «Основы маркетинга», «Экономика и экология», «Рынок ценных бумаг», «Налоговая система», «История экономических учений», «Международные экономические отношения», «Бухгалтерский учет», «Экономические программы политических партий и движений» во многих школах изучаются факультативно. <...> В учебном пособии рассматриваются такие понятия и категории, как потребности и ресурсы, спрос и предложение, издержки производства и прибыль, рынки факторов производства и основы предпринимательства, валовой внутренний продукт и экономический рост, цикличность экономики и безработица, денежно-кредитная политика и рынок ценных бумаг, социальная политика и международное экономическое сотрудничество, управление качеством и глобализация. <...> Например, законы спроса и предложения, закон убывающей отдачи и т.д. <...> Ключевые понятия и термины: потребности, закон возвышения потребностей, редкость, кривая производственных возможностей, альтернативная стоимость. <...> КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ На предприятиях постоянно возникают ситуации, когда появляется необходимость расширить производство одного из выпускаемых товаров. <...> АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ Изучение проблемы редкости и анализ кривой производственных <...>
Экономика_учебник_для_учащихся_профильных_классов_общеобразовательных_школ.pdf
ЭКОНОМИКА Учебное пособие для учащихся профильных классов общеобразовательных школ Третье издание, исправленное и дополненное Допущено Министерством образования и науки Республики Татарстан Казань Познание 2008 1
Стр.1
УДК 330(075) ББК 65.9(2)ÿ7 Ý40 Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Руководитель авторского коллектива по подготовке учебного пособия – проф. В.Г. Тимирясов Редакционная коллегия: Ш.И. Еникеев, Ф.С. Зиятдинов, Â.À. Ìàëüãèí, Ä.À. Сергеев Рецензенты: ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. КГУ Ñ.Â. Ìîêè÷åâ; д-р экон. наук, проф. Института государственной службы при Президенте РТ А.Л. Бикмуллин; учитель высшей квалификационной категории гимназии ¹75 ã. Казани Þ.Ô. Симонов Э40 Экономика: учеб. пособие для учащихся профильных классов общеобразовательных øêîë. – 3-å èçä., èñïð. и äîï. – Êàçàíü: Ïîçíàíèå, 2008. – 332 ñ. ISBN 978-5-8399-0260-2 Учебное пособие содержит основные понятия и категории экономической науки: потребности и ресурсы, спрос и предложение, издержки производства и прибыль, рынки факторов производства и основы предпринимательства, валовой внутренний продукт и экономический рост, цикличность экономики и безработица, денежно-кредитная политика и рынок ценных бумаг, социальная политика и международное экономическое сотрудничество, управление качеством и глобализация. В книге много интересных фактов, связанных с состоянием и перспективами социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Татарстан. Предназначено для учащихся профильных экономических классов общеобразовательных школ, преподавателей и всех интересующихся основами современной экономики, написано в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к уровню экономических знаний школьников. УДК 330(075) ББК 65.9(2)ÿ7 © Институт экономики, управления и права (ã. Êàçàíü), 2008 ISBN 978-5-8399-0260-2 2 © Коллектив àâòîðîâ, 2008
Стр.2
Авторский коллектив Предисловие – Ãë. 1, 2, 3, 4, 13 (§§1,2) – Ãë. 5, 6, 7 (§3), 11, 12, 13 (§3) – Ãë. 7 (§§1,2,5), 10, 17, 18, 19 – Ãë. 7 (§4) – Ãë. 8, 14, 15 – Ãë. 9 – Ãë. 16 – Ãë. 20 – Ãë. 21 – проф. В.Г. Тимирясов ê.ý.í., ñò. ïðåï. Ä.À. Сергеев ê.ý.í., ïðîô. Ø.È. Еникеев ê.ý.í., äîö. È.À. Кабашева ä.ý.í., ïðîô. Ô.Ñ. Зиятдинов (в соавторстве с Д.А. Сергеевым) ä.ý.í., ïðîô. Â.À. Мальгин ê.ý.í., äîö. Ë.Á. Шабанова ê.ý.í., äîö. Ë.Â. Воронцова ê.ý.í., äîö. À.Â. Тимирясова ä.ý.í., ïðîô. Ô.Ñ. Зиятдинов ê.ý.í., cò. ïðåï. À.Ô. Валидова 3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Ïðåäèñëîâèå...................................................................................5 Глава 1. Что изучает экономическая íàóêà? .............................9 Глава 2. Ограниченность ресурсов и âûáîð............................ 21 Глава 3. Рыночный механизм: спрос, предложение, цена ............................................................................... 31 Глава 4. Потребительское поведение в рыночной экономике ...............................................50 Глава 5. Производство, издержки и ïðèáûëü.......................... 60 Глава 6. Конкуренция. Основные типы рыночных структур ......................................................................... 76 Глава 7. Рынок факторов производства .................................. 89 Глава 8. Основы предпринимательства ................................. 116 Глава 9. Что такое ìàðêåòèíã?.................................................. 130 Глава 10. Преимущества и недостатки рынка ........................ 142 Глава 11. Макроэкономика: основные показатели, их измерение ............................................................. 153 Глава 12. Макроэкономическое ðàâíîâåñèå.......................... 169 Глава 13. Макроэкономическая нестабильность .................. 183 Глава 14. Экономический ðîñò.................................................. 200 Глава 15. Государственное регулирование экономики ........ 211 Глава 16. Денежно-кредитная политика ................................. 222 Глава 17. Рынок ценных бумаг ................................................. 238 Глава 18. Бюджетно-налоговая политика ............................... 254 Глава 19. Социальная политика ............................................... 269 Глава 20. Экономика Республики Татарстан: состояние и перспективы ........................................................... 281 Глава 21. Международное экономическое сотрудничество .......................................................... 294 Словарь ....................................................................................... 312 4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Юный читатель! Наша страна переживает особый период социально-экономического развития – формирование эффективного рыночного хозяйства. Рынок – это не только новая форма экономических отношений в обществе, но и новое экономическое мышление, новая психология людей. XXI век предъявляет новые требования к обществу и человеку, и сегодня мы говорим об экономике знаний, о решающей роли в экономическом развитии человеческого интеллекта, воплощ¸нного в новейших технологиях и разработках. Формирование современного рыночного механизма и экономической культуры возможно только на основе глубоких экономических знаний, позволяющих хорошо разбираться в экономических процессах и явлениях, механизме действия экономических законов, экономических категориях. Вот почему сегодня экономические знания нужны каждому гражданину России, особенно молодым. Конечно, более серь¸зные знания об экономике нужны прежде всего тем из вас, кто решил стать предпринимателем, менеджером, аудитором. Однако и будущим педагогам, врачам, юристам, инженерам, строителям, агрономам, профессиональным военным, рабочим разных отраслей производства необходимо знать, как функционирует рынок, как образуются цены на продукцию и услуги, как зарабатывать деньги, как лучше их потратить, как формируются и распределяются средства государственного бюджета, чем определяется курс рубля и иностранных валют. Сегодня каждый из вас должен быть экономически грамотным. Современному человеку необходимо иметь прочное представление об экономике, как и о математике, физике, биологии, географии, истории, литературе и других «школьных» науках. Это требование времени. 5
Стр.5
Из таких дисциплин, как история, география, обществознание ты и твои друзья уже знаете о некоторых понятиях, связанных с экономическими процессами и явлениями. Но этого мало для старшеклассников. Необходимо углубить ваши представления об экономических процессах, формах хозяйственной деятельности граждан, рыночных механизмах, государственном регулировании экономики, инвестициях. Именно поэтому в последние десятилетия в школах Республики Татарстан, как и всей Российской Федерации, получают все более широкое распространение предметы, дающие основы экономических знаний. Например, в младших классах изучается курс «Экономическая азбука» («Экономический букварь»), в средних классах – «Введение в экономику», в старших классах – «Экономика» и «Основы предпринимательства». Надо отметить, что мы были одними из ïåðâûõ: в начале 90-õ ãã. XX â. по предложению кафедры экономики Института экономики, управления и права в старших классах школ Казани был введен предмет «Экономика». Такие дисциплины, как «Основы менеджмента», «Основы маркетинга», «Экономика и экология», «Рынок ценных бумаг», «Налоговая система», «История экономических учений», «Международные экономические отношения», «Бухгалтерский учет», «Экономические программы политических партий и движений» во многих школах изучаются факультативно. Внеклассная и внешкольная работа в ряде мест также направлена на формирование экономического мышления юных граждан: развивающие игры по экономической тематике – в младших классах; создание школьных компаний, предприятий, банков, деловые игры – в средних классах; работа в школьных компаниях, предприятиях, проведение дискуссий, «круглых столов», деловых игр, участие в экономических олимпиадах – в старших классах. С учетом необходимости организации экономического образования в школах в последние десять лет вышли учебники, учебные пособия и книги для чтения: «Введение в экономику» 6
Стр.6
под ред. Б.А. Райзберга; «Экономика без тайн» и «Путешествие в страну Экономика» под ред. И.В. Липсица; «Современная экономика» под ред. О.Ю. Мамедова; «Экономика для школьников» Â.Ñ. Автономова, Ý. Голстин и äð. Предлагаемое учебное пособие подготовлено на русском и татарском языках профессорско-преподавательским коллективом Института экономики, управления и права (г. Казань), который имеет большой опыт преподавания экономических дисциплин в школах. Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к уровню экономических знаний школьников. Кроме того, предполагается издать сборник тестов и задач, а также выпустить комплект слайдов к данному учебному пособию и электронную версию. В учебном пособии рассматриваются такие понятия и категории, как потребности и ресурсы, спрос и предложение, издержки производства и прибыль, рынки факторов производства и основы предпринимательства, валовой внутренний продукт и экономический рост, цикличность экономики и безработица, денежно-кредитная политика и рынок ценных бумаг, социальная политика и международное экономическое сотрудничество, управление качеством и глобализация. В книге много занимательного материала и статистических данных, касающихся не только экономики Российской Федерации в целом, но и ее регионов. Старшеклассники узнают много интересных фактов, связанных с состоянием и перспективами социально-экономического развития Республики Татарстан. Почему предприятия, предпринимателей и их хозяйственную деятельность относят к микроэкономическими понятиям? Почему национальный доход, государственные и частные инвестиции, валовой внутренний продукт, деньги считаются макроэкономическими показателями? Какие существуют экономические школы? На эти и многие другие вопросы старшеклассники, в первую очередь учащиеся профильных экономических классов, найдут ответ в настоящем учебном пособии. 7
Стр.7
Для глубокого усвоения материала в каждой главе предлагается перечень основных понятий. Кроме того, в конце глав предусмотрены вопросы и задания для самопроверки, тесты. Учебное пособие, по мнению авторов, принесет пользу школьникам, будет способствовать формированию их экономического мышления и культуры. 8 Экономика
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ