Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
"Книжное обозрение" и профессиональное приложение PRO

"Книжное обозрение" и профессиональное приложение PRO №13 2011 (60,00 руб.)

0   0
Страниц40
ID207928
АннотацияГазета «Книжное обозрение» - двадцатичетырехполосное периодическое издание, посвященное книгам, книжному бизнесу и издательскому делу. В газете публикуются рецензии на книжные новинки, репортажи о текущих событиях литературной жизни, критические обзоры, рейтинги продаж, интервью с писателями. Выходит с 1966 года, ранее раз в неделю, с 2010 года раз в две недели. Главный редактор – Александр Набоков. Газета считается самым авторитетным изданием в области книжного дела. Учредитель профессиональной премии «Человек книги» и антипремии «Абзац». Профессиональное приложение PRO посвящено проблемам книгораспространения и книготорговли, также в нем публикуются тематические рейтинги продаж, список сигнальных экземпляров, аналитические обзоры книжного рынка для специалистов.
"Книжное обозрение" и профессиональное приложение PRO .— 2011 .— №13 .— 40 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/207928 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

(2311) WWW.KNIGOBOZ.RU 4 ВСЕМ НАМ ПРИЧИНЯТ ДОБРО 5 ЗАБАВЫ КУРТУАЗНЫХ МАНЕКЕНОВ Рассказы Франсуазы Саган Метафизика Юрия Арабова выходит с 5 мая 1966 года 6 КАК НАДУТЬ АМЕЛИ Переписка неудачника с Нотомб Тропой зеленого муравья новости Мир Вернера Херцога (стр. <...> Это очень важно». pro Читайте в сегодняшнем выпуске «PRO»: О Международном конгрессе молодых книгораспространителей (ICYB); «Искусство книги» – номинанты Международного конкурса государств – участников СНГ. <...> Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 18 июля с.г. Книжное обозрение 2 #13 (2311) новости книга недели Тетрадь с пожелтевшими страницами Ей было двенадцать лет, и она не знала точно, как нужно вести дневник: про что писать, про что не надо, стоит ли, к примеру, описывать события вокруг, или лучше сосредоточиться на собственных чувствах и мыслях, ими вызванных. <...> ISBN 978-5-9691-0690-1 гораздо разумнее задать другой: где взять в гетто толстую тетрадь? <...> Книжное действо, развернувшееся в главной библиотеке края – имени Горького – и на площадке перед ней, было устроено не для делового общения книгоиздателей, книгораспространителей и продавцов книг – мощных полиграфических производств в Пермском крае нет, а состояние книготорговой отрасли оставляет желать лучшего. <...> Деревянный дом буквально держится на печной трубе. <...> «И Флора уронила к ним цветок…»: Цветочные традиции и цветочный этикет в частной и общественной жизни России XVIII – начала ХХ века. <...> Книжное обозрение 3 #13 (2311) мариасун ланда «Мне бы хотелось быть похожей на слона...» персона Беседовала Вера Бройде «Один из самых лучших способов путешествовать, какие я когда-либо знала, – это чтение и написание историй» – так считает та, которая знает толк и в первом, и во втором, и в третьем. <...> Книжное обозрение 4 #13 (2311) русская проза рецензии Метафизика в степи Книгу можно описать одним предложением: «Бред полнейший, но как рассказывает! <...> Однако в наших реалиях почва для мифотворчества высушена суровой цензурой, потому люди <...>
Книжное_обозрение_и_профессиональное_приложение_PRO_№13_2011.pdf
«НАДЕЖДА – ЭТО СВОЕГО РОДА ЗАРЯДКА» 3 Интервью с писателем Мариасун Ланда #13 (2311) WWW.KNIGOBOZ.RU 4 ВСЕМ НАМ ПРИЧИНЯТ ДОБРО Метафизика Юрия Арабова 56 ЗАБАВЫ КУРТУАЗНЫХ МАНЕКЕНОВ Рассказы Франсуазы Саган новости Первые лауреаты Дмитрий Медведев присудил Премии президента РФ за 2010 год молодым деятелям культуры, сообщает пресс-служба Кремля. Премии в размере 2,5 млн. рублей каждая присуждаются гражданам России за значительный вклад в развитие отечественной культуры в целях стимулирования дальнейшей деятельности лауреатов, создания благоприятных условий для новых творческих достижений. Дарима Базарова – заведующая центром национальных и краеведческих документов государственного учреждения культуры «Национальная библиотека Республики Бурятия» – стала лауреатом премии «За вклад в сохранение историко-культурного наследия Республики Бурятия с использованием современных информационных технологий». Поэт Мария Маркова премирована «За вклад в развитие традиций российской поэзии». «Вы первые лауреаты, и я вас сердечно поздравляю с этой престижной наградой, – сказал Дмитрий Медведев на церемонии награждения. – Надеюсь, как и всякая награда такого высокого уровня, она будет востребована, ее будут получать лучшие деятели культуры нашей страны. Ну и, надеюсь, она поможет решить вам те или иные проблемы, которые есть у любого человека. В этом тоже цель премии!» Президенту понравились слова Даримы Базаровой, сравнившей работу своих коллег с бойцами невидимого фронта: «Сделаю только одну поправку: это такие сотрудники невидимого фронта, у которых не бывает провалов. И в этом смысле все, что вы делаете, всегда идет во благо нашей страны, помогает огромному количеству людей просто раскрыть собственный духовный мир, реализоваться как личность. Чего там скрывать, многие работники библиотек – это, по сути, подвижники, которые работают за идею, за очень небольшое вознаграждение, но никуда не уходят, потому что считают, что это их миссия в жизни. Это очень важно». pro Читайте в сегодняшнем выпуске «PRO»: О Международном конгрессе молодых книгораспространителей (ICYB); «Искусство книги» – номинанты Международного конкурса государств – участников СНГ. Напоминаем нашим читателям, что список новых книг, а также рейтинги бестселлеров зарубежной литературы вы сможете найти только в PROфессиональной версии «Книжного обозрения», распространяемого только по подписке. Подробности – на стр. 14. Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 18 июля с.г. Мир Вернера Херцога (стр. 20) выходит с 5 мая 1966 года КАК НАДУТЬ АМЕЛИ Переписка неудачника с Нотомб Тропой зеленого муравья Мир Вернера Херцога (стр. 20) ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАНА БРАНЖЕЛИНА 7 ПУШКИ, РОЗЫ И УГАР 19
Стр.1
Книжное обозрение 2 Первая пермская книга недели Тетрадь с пожелтевшими страницами Ей было двенадцать лет, и она не знала точно, как нужно вести дневник: про что писать, про что не надо, стоит ли, к примеру, описывать события вокруг, или лучше сосредоточиться на собственных чувствах и мыслях, ими вызванных. Словом, она тогда – в 1941-м – была еще маленькой и не думала заводить дневник. Но отец сказал Виктору: «Пиши дневник. Мы живем в интересное историческое время», – и брат стал писать. Посудите сами, разве могла младшая сестренка позволить себе хоть в чем-то от него отстать? Глупый вопрос – Лазерсон В., Лазерсон-Ростовская Т. Записки из Каунасского гетто (Катастрофа сквозь призму детских дневников): Дневники. Очерки. Стихи / Сост. Т.Лазерсон-Ростовская, П.Полян. М.: Время, 2011. – 304 с.: ил. – (Свитки из пепла: Свидетельства о катастрофе). 1500 экз. (п). ISBN 978-5-9691-0690-1 гораздо разумнее задать другой: где взять в гетто толстую тетрадь? Что же, это целая история: почти детективная, немного кинематографическая, и грустная, и смешная, а главное – не придуманная, пережитая на самом деле. Как и все, что составляет содержание этой книги, в которую, помимо дневников, вошли также очерки, стихи, отрывки писем, полученных адресатами от их литовских спасителей, и фотографии, чудом сделанные в самом гетто. На одной из них запечатлены старшие товарищи девочки по подпольной организации АБЦ – там всем по 15–16 лет, и они улыбаются. Если вам кажется это неожиданным или ненормальным, то вы страшно неправы. «Вчера беседовали на интересную тему – до основания разобрали вопросы любви. Сплошная психология. Не зря говорят, что женщины интересуются психологией. Раша тоже ведет записи, для меня это новость…» Дневников, которые вели узники гетто, во всем мире насчитывается лишь несколько. Вы думаете об Анне Франк – красивой и жизнерадостной девочке, которая умерла в Амстердаме. Ее ровесники – сестра и брат, Тамара и Виктор Лазерсоны – выжили. Сейчас Тамаре Владимировне 84 года, она поэт и живет в Хайфе. Ее тетрадь вызывает сострадание, которое разрывает сердце, но не только: еще восхищение. Вера Бройде Выбор редакции На карте российских книжных ярмарок стало одним городом больше. С 23-го по 24 июня в рамках пермского фестиваля «Белые ночи» прошла первая Пермская книжная ярмарка, задуманная независимым книжным магазином «Пиотровский» и издательским домом «Соль». Книжное действо, развернувшееся в главной библиотеке края – имени Горького – и на площадке перед ней, было устроено не для делового общения книгоиздателей, книгораспространителей и продавцов книг – мощных полиграфических производств в Пермском крае нет, а состояние книготорговой отрасли оставляет желать лучшего. Это был праздник для простых читателей. Ожидания организаторов более чем оправдались – ярмарку посетили около 8 000 человек. Более 50 издательств, крупных и маленьких, привезли в Пермь книги самых разных жанров. Виктор Ерофеев, Захар Прилепин, Олег Кашин и Андрей Аствацатуров встречались с читателями и рассуждали о вечном и злободневном, а Александр Скляр читал стихи Евгения Головина. Наряду с гостями из столиц на ярмарке выступали видные пермские писатели. Вдохновленный успехом книжного праздника директор магазина «Пиотровский» и программный директор ярмарки Михаил Мальцев заявил: Пермская книжная ярмарка будет ежегодной. Блум, радуйтесь! Разгадана еще одна загадка мировой литературы: ирландский программист Рори Маккан нашел решение головоломки Джеймса Джойса – «Пересечь Дублин и не натолкнуться на кабак». Выпускник колледжа Университет Дублина по специальности «компьютерные технологии» взялся за загадку из «Улисса» со всей серьезностью и размышлял над ней несколько лет. Маккан пометил 30 точек на карте по сторонам Дублина: 15 вдоль северного бока Королевского канала и 15 – вдоль южного бока канала Гранда (линии водной навигации были приняты за пределы города, как это было во времена Джойса), а затем при помощи онлайн-карты разработал алгоритм, ищущий путь между точкой на севере и точкой на юге, минуя встречающиеся на пути пабы. После того как программист разместил предполагаемый маршрут на своем сайте, к проекту подключились другие пользователи Интернета – они предоставляли информацию о пабах, которых не было на карте. «Безкабацкая» траектория движения по Дублину несколько раз корректировалась, после чего Макканн объявил, что ответ на вопрос, более ста лет назад волновавший Леопольда Блума, найден. Разрушение музея Первый в России Цветаевский музей был создан в городе Александрове Владимирской области, на территории усадьбы, где сестры Цветаевы провели два предреволюционных года. За 20 лет существования он не раз входил в число лучших музеев России. Но в юбилейное лето двери усадьбы закрыты для посетителей. Здание разрушается – и находиться в его стенах опасно для жизни. Деревянный дом буквально держится на печной трубе. С каждым дождем ситуация усугубляется. Издания, отрецензированные в номере Агалакова Ж. Все, что я знаю о Париже . . . . . . . . 11 Александер Д.А. Танцующие с Богами . . . . . . . . . . 9 Арабов Ю. Орлеан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Басманова Э. «И Флора уронила к ним цветок…»: Цветочные традиции и цветочный этикет в частной и общественной жизни России XVIII – начала ХХ века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Басовская Е. Советская пресса – за «чистоту языка»: 60 лет борьбы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Белянин А. Колдун на завтрак15 Брюно Ж.-Л. Галлы 15 Володихин Д. Маленькая княгиня . . . . . . . . . . . . . . 15 Гальперин Я. Бранжелина. Нерассказанная история Брэда Питта и Анджелины Джоли . . . . . . . . . . . . 7 Гуманитарная география: Вып. 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Дантек М.Ж. Призрак джазмена на падающей станции «Мир» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Джобсон Р. Уильям и Кейт. Love Story . . . . . . . . . . . 7 Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Друбецкая М., Шумяцкая О. Продавцы теней.. . . . .20 Дэвис С. Watch your bleed: Сага о Guns N’ Roses . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Дэвис С. Молот богов: Сага о Led Zeppelin . . . . . . 19 Дютётртр Б. Девочка и сигарета 6 Зеленогорский М. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Ирани А. Песня Кахунши . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Как рассказывают историю детям в разных странах мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Касишке Л. Вся жизнь перед глазами . . . . . . . . . . . 5 Кобец В. Прощание: Рассказы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Конюшевский В. Попытка возврата. . . . . . . . . . . . 15 7 1 Кронин П. Знакомьтесь – Вернер Херцог 20 Левина А. Развод по-эмигрантски . . . . . . . . . . . . . . 15 Лелич С. Разрыв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Липскеров Д. Всякий капитан – примадонна . . . . . 4 Лукин Е. Ё . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Мартынов В. Автоархеология. 1952–1972. . . . . . . 11 Махов А. Средневековый образ . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Нагим Ф. Tanger. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Нотомб А. 6Форма жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Практики и идентичности: Гендерное устройство: Сб. Статей . . . . . . . . . . . . . . . 11 Рай А. Примула: Повести и рассказы. . . . . . . . . . . . 15 Рой О. Он & Она: Роман. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Саган Ф. Слезинки в красном вине. . . . . . . . . . . . . . . 5 Семенов В. Иосиф Бродский в северной ссылке: Поэтика автобиографизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Сетербаккен С. Невидимые руки . . . . . . . . . . . . . . . 17 Скалдина О. Красная книга России. . . . . . . . . . . . . 24 Соколовская Н. Любовный канон . . . . . . . . . . . . . . . 5 Стогоff И. Русская книга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Тагиефф П.-А. Протоколы сионских мудрецов: Фальшивка и ее использование . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Торубаров Ю. Иван Калита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Фейбер М. Огненное Евангелие . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Шабалов С. В стране фей и эльфов: Персонажи кельтского фольклора . . . . . . . . . . . . . . . 22 Шамрай Т. Заговор обезьян. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 О тайнах жизни и творчества Рафаэля размышляет известный итальянист, литератор и переводчик Александр Махов, переводчик всего поэтического наследия Микеланджело Буонаротти, а также поэзии Леопарди, удостоенный в 2004 году золотой медали президента Итальянской республики за заслуги в области культуры и искусства. Недавно Александр Сокуров отметил 60-летний юбилей. А его поклонники этим летом смогут порадоваться не только замечательной дате, но и литературному дебюту режиссера – сборнику эссе и рассказов «В центре океана». И возможно, узнают о Сокурове много нового – того, чего не увидишь на экране. 2 Махов А. Рафаэль. М.: Молодая гвардия, 2011. – 412 с. – (Жизнь замечательных людей). Сокуров А. В центре океана. СПб.: Амфора, 2011. – 319 с. Варламов А. Все люди умеют плавать. М.: АСТ, Астрель, 2011. – 384 с. Седьмой сезон 12 июня завершился прием заявок на участие во Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». В этом году ее будут вручать в седьмой раз. Как отмечает руководитель оргкомитета премии Марина Гусева: «Мы находимся в постоянном, тесном контакте с издателями, учеными-историками, литераторами, краеведами, музейными работниками и ощущаем острую необходимость в поддержке, которую испытывают музеи и издатели, занимающиеся исторической литературой. Конечно, премия “Александр Невский” не компенсирует поддержки на государственном уровне, но мы убеждены, что любые мероприятия в этом направлении позитивно влияют на самоощущение профессионалов области – настоящих подвижников своего дела. Мы поощряем энтузиастов, создающих мемориальные экспозиции, придумывающих уникальные проекты, пишущих исследовательские труды, тем самым открывая для нас новые имена и факты истории страны». К 12 августа экспертный совет премии сформирует список номинантов, куда войдут девять участников литературного конкурса и девять лучших музейных проектов. Из них будут выбраны лауреаты первых трех премий в каждом конкурсе, а также обладатели специальных наград. По традиции, награждение лауреатов премии состоится 12 сентября – в день Святого благоверного князя Александра Невского. Имени Гончарова Лауреатами Всероссийской литературной премии, посвященной 200-летию со дня рождения Ивана Гончарова, стали писатели Евгений Шишкин (Москва) и Ольга Шейпак (Ульяновск), а также проректор Марийского государственного технического университета, профессор Наталья Старыгина. Церемония вручения премии прошла 19 июня в торжественном зале Ульяновской научной библиотеки им. В.И.Ленина. Ежегодно Премия присуждается в двух номинациях: «Современным российским прозаикам за высокохудожественное произведение (роман, повесть, рассказ), утверждающее идеи гуманизма, патриотизма, отличающееся глубоким проникновением в нравственнопсихологические основы бытия человека и продолжающее гончаровские традиции в литературе», а также «Исследователям за выдающийся вклад в изучение и пропаганду жизни и творчества И.А.Гончарова». Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов отметил, что в следующем году премия станет международной. Он также сообщил, что в доме, в котором родился и жил Иван Гончаров, будет открыт единственный в мире историко-мемориальный центр-музей его имени. Кроме того, по словам Губернатора, в июне 2012 года состоится Пятая Международная Гончаровская научно-практическая конференция. В ней примут участие литературоведы из 10 стран и из регионов России. Также состоится Мировая премьера оперы «Обломов» и Международная парусная регата «Гончаров–200» с участием российских и зарубежных яхтсменов. Рассказы из нового сборника Варламова – о простом, знакомом, злободневном, очень человечном… и ненавязчиво сверхъестественном. Все люди умеют плавать. Просто не все об этом знают. А еще – кто-то заходит в воду, чтобы плыть, кто-то – чтобы найти русалку, ктото – чтобы тонуть, а ктото – чтобы топить. 3 #13 (2311) новости
Стр.2
Книжное обозрение #13 (2311) мариасун ланда 3 персона «Мне бы хотелось быть похожей на слона...» Беседовала Вера Бройде «Один из самых лучших способов путешествовать, какие я когда-либо знала, – это чтение и написание историй» – так считает та, которая знает толк и в первом, и во втором, и в третьем. Мариасун Ланда. Она приехала в Москву на Книжный фестиваль из родного Сан-Себастьяна, что в Стране Басков. Выпускница факультета философии и литературы, а теперь и преподаватель Магистерской Школы Университета, но главное – писательница, сочинившая множество историй, одна из которых, удостоенная Баскской Премии в области детской и юношеской литературы, присуждаемой правительством страны, была недавно переведена на русский. Это повесть «Крокодил под кроватью», рассказывающая о том, как однажды утром, собираясь на работу в банк, Хуан Хосе обнаружил у себя под кроватью крокодила – с ботинком, зажатым в челюстях. Не зная, что делать (ведь крокодила, как позже выяснилось, кроме него никто больше не видел), герой обратился к врачу, от которого и услышал диагноз: «Крокодилит». Типичное проявление затяжного одиночества и расстройства надежды. – Как-то раз Поль Берна в «Лошади без головы» сказал, что все люди всегда более или менее похожи на животных. Кажется, что в «Крокодиле под кроватью» вы развиваете эту мысль, но только не в детективном ключе, как он, а в духе Кафки, в духе «Превращения». Это так? – Да, я думаю так. И мне очень по душе эта мысль. Мне кажется, что порой люди, сами того не зная, выглядят, да и ведут себя, как животные. А иногда они становятся похожими на тех зверей, которых заводят у себя. Как муж постепенно становится похож на жену, а дети – на родителей. Что до меня, то раньше я считала себя похожей на слона. Мне бы хотелось быть на него похожей: такой же большой, сильной, доброй, заботливой и мудрой, с хоботом, который ловко может достать с ветки цветок или банан. – Рассказав о том, что свой крокодил прячется под кроватью у некоторых ранимых, заброшенных и не очень приспособленных к жизни людей, вы, может быть, отчасти их реабилитировали. В том, что они одиноки и несчастны, исключительно их вина – или не только? – Я хотела рассказать историю такого человека, который не знает, что он на самом деле очень одинок и что ему тоскливо. Крокодил – это метафора не одиночества, а незнания, непонимания своего одиночества. Сначала герой думает о настоящей рептилии, которая сбежала из зоопарка, – это первый этап. Второй – попытка поделиться своей тревогой с кем-то из знакомых: тут-то до его сознания и доходит мысль о том, что это только его проблема и больше ничья. Тогда он обращается к другим людям с вопросом: «Что же мне делать?» – а они отправляют его к врачу. Тот дает ему лекарство, но у лекарства – прямо противоположный эффект. Так наступает третий этап – тот момент, когда Хуан Хосе вдруг осознает, что он может выразить свое состояние. Словами. Это осознание приходит к нему во время чтения инструкции к препарату. В этом, мне кажется, и заключена очень важная сторона литературы: воплощать в словах то, что мы чувствуем. В тот момент, когда герой понимает, что с ним происходит, – 4 Впервые на русском – один из самых интересных писателей французской современности – Василис Алексакис. Лаурат «Гран-при» Французской академии приглашает поучаствовать в расследовании, которое однажды затеял ради женщины простодушный студент-историк – и которое превратилось в путешествие по времени, пространству и чудесам души человеческой. Алексакис В. По Рождестве Христовом / Пер с фр. Л.Ефимова. СПб.: Лимбус Пресс, Издательство К.Тублина, 2011. – 272 с. и начинается спасение. А самым большим достижением на этом пути становится решение поведать о своем секрете девушке. Она же, в свою очередь, тоже признается ему и в своей грусти, и в своем одиночестве. Я хотела сказать, что лишь благодаря словам история становится реальной – она становится историей настоящей любви и настоящего одиночества. Но тут вдруг меня саму охватывает беспокойство: все как-то уж слишком серьезно. Потомуто я и решаю, что правильнее говорить о такой серьезной проблеме с юмором, или с ощущением абсурдности происходящего. Да, действительно, есть что-то кафкианское в основании этой истории. Если бы этого не было, мою книжку нельзя бы было давать для чтения подросткам. – А какие книжки для этого подходят? – Мне кажется, что литература для детей и подростков может говорить со своими читателями абсолютно на всякие темы. Но ей следует обращать внимание на форму. В самой форме должен быть заключен юмор. Или интрига. Или какие-нибудь такие ключевые моменты, которые способны заинтересовать ребенка в его возрасте. Но все сказанное при этом не значит, что во имя такой формы нужно отказываться от мысли, что книгу захочет прочитать и взрослый человек. Не надо упрощать, намеренно становиться инфантильным. Так что я прошу прощения за весь тот абсурд, который натворила в книге. – Но именно он так и привлекает! А в вашей повести и в тех фантастических историях, где мир предстает или абсурдным, или волшебным, которые сейчас пишут каталонцы Ким Мунзо и Санчес Пиньоль, – в них есть какоето общее чувство? Рождающееся, возможно, и из разных источников, но под одним солнцем, почти на одной земле? – Должна признаться, что я обожаю Кима Мунзо. Мне всегда нравился его писательский стиль: он такой емкий, смешной, абсурдный. Стиль коротких рассказов. В общем, я воспринимаю его как мастера. Еще мне приятно заметить, что действительно – рассказывать истории с оживающими животными – это определенно в баскской литературной традиции. Я понимаю, что здесь, вероятно, нет 5 Сколько лет мы читали и любили этот роман – и думали, что читаем и любим именно то, что хотел вдеть опубликованным Хемингуэй… А это было не так. Внук и сын писателя Шон и Патрик, проделав огромную работу, восстановили текст рукописи в том виде, в каком он существовал при жизни Хемингуэя, – добро пожаловать на новый праздник! Хемингуэй Э. Праздник, который всегда с тобой / Пер. с. англ. В.Голышева. М.: АСТ, 2011. – 288 с. ничего оригинального, но вместе с тем именно это – как ни забавно – придает историям некое современное звучание. Кроме того, не я одна видела, как животные порой здорово помогали человеку, когда ему приходилось нелегко, по сути, лечили. По большому счету, эта их черта была подмечена писателями давным-давно, начиная с басен. И теперь все то же самое, правда, с одним существенным отличием – у современной литературы чаще всего, к счастью, нет прежней морализаторской направленности. – Есть и еще одна очень важная, объединяющая вас троих, черта: прятать под смешным серьезное, а под серьезным – смешное. – Конечно, да – это в самую точку. Потому что юмор, я думаю, – это основа для самозащиты. Сохранение дистанции – то, что многие любят хвалить, и, вместе с тем, то, что большинство из нас пугает. Нам легче, когда мы смеемся. Даже если мы смеемся над самими собой и над тем, что заставляет нас грустить, над нашими страхами и тревогами. Точно так же, как это всегда делал и продолжает делать Вуди Аллен. – Когда вы читали книги в детстве, вы верили в то, что их герои ведут себя как захотят, пока за ними не присматривает автор? – Нет, я об этом как-то не думала. Знаете, мне очень нравился Том Сойер. Это тот герой, который кажется очень-очень настоящим, как будто он реален. И мне кажется, что именно из чувства восхищения реальностью этого персонажа и родилось мое желание стать писателем. Помню, я тогда, в детстве, думала: какое же все-таки это чудо – заставлять людей, взявших в руки книгу, верить во все то, что в ней происходит! И как это только возможно?! Как у писателя такое получается? Поэтому, наверно, значение детской литературы так и велико: оно огромно, как слон, о котором мы говорили. Детский писатель часто, если не всегда, создает что-то вроде автобиографии. Мы всегда читаем много книг, но будучи взрослыми, делаем это уже не с той страстью, с какой делали в детстве. Мы уже не так эмоциональны и не так подвержены искушению соотносить себя с книжными персонажами, самоидентифицировать себя с ними. Мы уже 6 Знакомьтесь с новым героем-путешественником Александра Иличевского. Как известно, точные науки – самодостаточный мир, войдя в которой, можно и не выйти. Но однажды талантливый математик Максим Покровский понял, что цифр недостаточно – нужно что-то другое. Но что? Улочки СанФранциско? Просторы Белоруссии? Пики ТяньШаня? Иличевский А. Математик. М.: АСТ, Астрель, 2011. – 320 с. не так трогательны, потому что гораздо меньше им сопереживаем. Когда мы становимся взрослыми – перестаем так сильно, как прежде, верить в своего внутреннего Тома Сойера. – Вы думаете, что детские писатели – это исключение в среде взрослых людей, потому что они хоть и выросли интеллектуально, но эмоционально остались детьми? – Мне кажется, что нужно помнить о Томе Сойере. Если он засыпает, его нужно непременно разбудить. Когда человек убивает ребенка, которым он сам когда-то был, он убивает и себя сегодняшнего. Да, пожалуй, то, что мы делаем, когда придумываем истории и записываем их, – это и есть попытка сохранить в себе ребенка. И она часто срабатывает. Другие виды искусства заботятся о том же: и музыка, и живопись. – А если бы Хуан Хосе увлекался живописью или музыкой, то, может быть, и не обнаружил у себя под кроватью крокодила? Ведь он не был бы тогда так одинок. – Возможно, если бы он чем-нибудь таким занимался, то подавил бы свою грусть. Нет, от нее и от одиночества он бы, наверное, не спрятался, но зато смог бы их самих спрятать получше. Для него ведь очень важным было дать самому себе отчет в происходящем, в собственных чувствах. Ситуация сложилась таким образом: ему пришлось жить со своим крокодилом – он вовсе не избавился от него. Тот остался с ним, и Х. Х. должен внимательно следить за тем, в каком положении находятся его челюсти. – Вы вспомнили Тома Сойера. В Америке у каждого штата свой девиз. У Южной Каролины, например, – «Пока дышу, надеюсь». Вам бы такой подошел? – О, я думаю, что это очень ценный девиз. Из всех человеческих чувств надежда – самое главное. Даже в повседневной жизни, не говоря уже о тех моментах, когда кто-то заболевает, но продолжает – вместе с теми, кому он дорог, – надеяться. До самого последнего. Мне кажется, что надежда – это занятие, своего рода зарядка: то есть ее нужно выполнять каждый день. Каждый день нужно на что-то надеяться, иначе все будет казаться черным. Так что мой девиз: делать зарядку. Критики уже пророчатМураками Нобелевскую премию. На сей раз он рассуждает о химерах социальной эволюции и рассказывает историю разлученных возлюбленных – преподавателя математики Тенго, живущего в Токио 1984-го, и его девушки Аомамэ, неожиданно попавшей в Токио… неизвестно какого года. 7 Мураками Х. «1Q84» («Тысяча невестьсот восемьдесят четыре») / Пер с яп. Д.Коваленина. М.: Эксмо, 2011. – Т. 1 – 496 с.; Т. 2 – 432 с.
Стр.3