«КНИГА ДЛЯ МЕНЯ –
ЧТО-ТО ВРОДЕ
СООБЩНИКА...» 22
Интервью с с писательницей
и художником
Дельфиной Перре
#11
(2309)
WWW.KNIGOBOZ.RU
8
ЛЮБОВЬ
АПЕЛЬСИНОВ
И МУХОЛОВОК
Законы мироздания
по Кирини
Это случается каждый год последние шесть
лет: где-то в конце мая Оргкомитет «Большой
книги» приглашает писателей, журналистов,
критиков и издателей на традиционный
и, по мере сил, торжественный
Литературный обед. Столы мудро накрывают
на третьем этаже ГУМа, чтобы все
пришедшие могли услышать имена финалистов
премии, глядя не столько в тарелку,
сколько на Кремль. А вид открывается восхитительный,
к тому же легкое белое вино,
красная черешня и пирожные… Но вот
то, что учредители и эксперты «Большой
книги» устроили 25 мая на этот раз, пожалуй,
лишь очень отдаленно напоминало
обед. То есть белые крахмальные скатерти,
столовые приборы и круглые тарелки,
бокалы и закуски – все как полагается –
было, а атмосфера… Дело в том, что оглашение
«короткого списка» премии проходило
в атмосфере субботника. Ведро,
лопата, грабли, лейка – вот главные герои,
которые стояли во главе угла, точнее –
посреди сцены. И только потом на нее
поднялся Дмитрий Бак – ведущий церемонии
и член Совета экспертов, преподаватель
РГГУ и литературный критик. Он
и объяснил ситуацию: «Мы собрались здесь
для того, чтобы продолжить наше славное
дело. Заканчивается театральный сезон,
последний звонок звенит в школе, вот и мы
подходим к последнему этапу шестого сезона.
Скоро будем собирать урожай. И те три
предмета, которые вы видите на сцене, –
символические. Мы все возделываем сад русской
литературы».
Ну а дальше, едва собравшиеся гости
успели переварить, в прямом и переносном
смысле, эту наживку, как слово взял
главный победитель «Большой книги»
пятого сезона – автор толстовского «Бегства
из рая», писатель и журналист Павел
Басинский. «Я по опыту знаю, – поделился
он со всеми, – как это волнительно.
Все писатели переживают перед объявлением
''длинного списка'', и еще больше – перед
объявлением ''короткого''. Это серьезное
испытание. Многие думают, что окажутся
не первыми, или всего лишь вторыми,
или третьими, или вообще ни в какой список
не попадут. Это неправильно. Лучшая
тактика здесь, по моему мнению, –
помнить, что ты не первый, не второй
и не третий, а единственный. Я бы поднял
бокал за то, чтобы победили все! Правда,
это невозможно».
[Окончание на стр. 3]
pro
16
ПАРИЖМОСКВАТРАНЗИТ
Как
возвращали
Куприна
22
выходит с 5 мая 1966 года
В МАШИНЕ
С
ВОЛКОМ
Продолжение
шоколадной истории
Короткий субботник
МАКЬЮЭН
ШВЫРЯЕТСЯ
ПОМИДОРАМИ
8
«MOTLEY CRUE»
В АДУ
И НА ЗЕМЛЕ
17
Читайте в сегодняшнем выпуске «PRO»:
Объединенный национальный стенд России на Варшавской книжной ярмарке;
Елена Костюкович – о востребованности русской литературы в Италии.
Напоминаем нашим читателям, что список новых книг, а также рейтинги бестселлеров
зарубежной литературы вы сможете найти только в PROфессиональной версии
«Книжного обозрения», распространяемого только по подписке. Подробности – на стр. 14.
Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 20 июня с.г.
Стр.1
Книжное обозрение
2
Грех и Ученик чародея
книга недели
Отчего нельзя?
Вот, действительно, что не так с этим самым
гвоздем? А еще интересно, что подвигало
людей, вроде бы парадных, лауреатов – типа
того же Галича, Солженицына, Сахарова –
вдруг, ни с того ни с сего, выступать против
власти? Вопрос не из праздных, поскольку
многие, купаясь в лучах славы, даже не
помышляли о каком-либо бунте.
Автор книги Виктор Кондырев, тезка
писателя, был «сыном» Виктора Платоновича,
а заодно и другом. «Сыном» в кавычках,
потому что Некрасов женился на матери
Виктора довольно поздно, обоим «молодоженам»
было уже за шестьдесят. А другом –
просто потому, что они долгое время дружи«Национальному
бестселлеру» исполнилось десять лет. Организаторы премии решили 29
мая собрать в московской гостинице «Radisson SAS Royal» всех лауреатов прошлых лет и в
торжественной обстановке назвать имя писателя десятилетия, вручить ему «Супер Нацбест»
и денежный приз в размере 100 000 долларов. Оставаясь верным себе, оргкомитет и на этот,
юбилейный, раз повторил традиционную, ежегодную процедуру премии: то есть победителя
выбирали через прямое голосование председатели Малых жюри предыдущих десяти сезонов.
В итоге, получив три голоса (от Ирины Хакамады, Эдуарда Лимонова и Леонида Юзефовича)
абсолютным победителем стал Захар Прилепин с романом «Грех».
А 5 июня в Санкт-Петербурге прошел финал одиннадцатого «Национального бестселлера».
Председатель оргкомитета «Нацбеста» Вадим Левенталь заявил, что Дмитрию Быкову не
нужна премия «Национальный бестселлер», которая была ему присуждена в итоге состоявшегося
голосования Малого жюри премии. «Он уже является знаменитостью, всеми любим и читаем.
Не нужен и он премии, так как наша цель – найти книгу, обладающую нереализованным потенциалом
интеллектуального бестселлера. Быков под эту цель не подходит», – сказал Левенталь, добавив,
что сам он болел за детектив «Ты так любишь эти фильмы», выпущенный под псевдонимом
Фигль-Мигль. Вместе с тем, подчеркнул Левенталь, «выбор «Нацбеста» – открытая процедура,
на которую оргкомитет влиять не может. Мы только оформляем списки, а затем выступаем
как наблюдатели». В судьбе романа «Остромов, или Ученик чародея», по словам ответственного
секретаря «Нацбеста» Виктора Топорова, важную роль сыграли высокие оценки трех членов
Большого жюри – журналистки Валерии Жаровой, критика Никиты Елисеева и поэта Игоря
Караулова. «Мы думали даже снять Быкова, тем более, что он претендовал и на «Супер Нацбест»,
вручавшийся неделю назад, но сами отказались от этой идеи, о чем я лично жалею. То, что произошло,
нас не устраивает», – признался Левенталь.
Сам Быков заявил, что оркгомитет «Нацбеста» «далеко находится от литературного проКондырев
В.
Все на свете, кроме шила
и гвоздя: Воспоминания
о Викторе Платоновиче
Некрасове. Киев–Париж.
1972–87 гг.
М.: АСТ, Астрель, 2011. – 576
с. 5000 экз. (п) ISBN 978-5-17073243-2,
978-5-271-34467-9
ли и в СССР, и потом во Франции. Так что
ценность книги – именно в каждодневных
близких наблюдениях. В конце концов свою
биографию Некрасов однажды уже написал.
И даже не одну. В изящной повести «Саперлипопет,
или Если б да кабы, да во рту росли
грибы...» описано сразу несколько вариантов
развития событий. Что было бы, если бы
они с матерью не уехали из Парижа в Россию
перед самой революцией? Что, если бы Виктор
Некрасов стал не писателем, а актером
(всерьез собирался!)? Что, если бы не засвербела
совесть, и пошел бы он проторенной
дорожкой советских писателей-лауреатов?..
О том, что случилось на самом деле, и рассказывает
«Все на свете...». В ней нет ничего
фантастического, напротив, порой кажется,
что автор даже сгущает краски в описании
героя. Но в одном месте объяснено и это:
«При жизни я не боготворил его и не обожал
слепо. Не преклонялся, но почитал. Не высказывал
громогласно и прилюдно восхищение, <...>
стеснялся патетичности». Такое бывает у
по-настоящему любящих друг друга людей:
дескать, что говорить, когда и так все ясно?
Потом иногда бывает поздно. Но эта биография,
если вглядеться, представляет собой
самое настоящее признание в любви к Некрасову.
И некоторая ее ворчливость, ершистость
– лишнее подтверждение истинной
нежности дружеских чувств, позволяющих не
сиропно сюсюкать, а приятельски ерничать и
слегка ворчать на близкого человека..
Дмитрий Малков
Выбор редакции
цесса», да и вообще «премиальный процесс не так интересен, как литература», но «сама премия
гораздо лучше, чем ее оргкомитет». За «Остромова…» – роман о литературе и масонстве
в 1920-е годы – в Малом жюри проголосовали рэпер Noize MC (Иван Алексеев) и прошлогодний
лауреат «Нацбеста» Эдуард Кочергин, а также председательница судейской коллегии
Ксения Собчак. «Мнение жюри для меня интересно и показательно, я ему благодарен. И
тем приятнее победить, когда этого так сильно не хочет оргкомитет», – отметил писатель,
который, по собственному признанию, не явился на церемонию в Петербург именно для
того, чтобы подчеркнуть свое несогласие с организаторами «Нацбеста». Проигнорировал он
и награждение 2006 года, когда победил его «Борис Пастернак». Быков особо подчеркнул,
что на «финансовую составляющую» премии не претендует, а 250 тысяч рублей анонимно
пожертвует на благотворительность.
История с продолжением
В тот самый день, когда «Книжное обозрение» вручило лауреату «Русского Букера» Елене Колядиной
премию «Абзац», оргкомитет премии объявил о том, что открытие нового сезона откладывается
из-за отсутствия спонсора. До сегодняшнего дня считалось, что в 2011 году «Букер» не
состоится. Однако 1 июня эта информация была опровергнута: спонсор найден – и «Букер» всетаки
будет, хотя и в «новом формате»: так называемый «Букер десятилетия». Литературный секретарь
премии Игорь Шайтанов рассказал, что члены жюри прошлых лет выберут тройку победителей
по рейтинговому голосованию из всех, кто входил в число претендентов прежде. В начале
июля, когда обычно оглашается шорт-лист премии, эта тройка будет обнародована. А в начале
декабря, когда обычно вручается премия, будет названа и сама Книга десятилетия – по версии
«Русского Букера». Что же касается нового спонсора, то Шайтанов не произнес имени (сославшись
на то, что договор еще не подписан), но уточнил, что это отечественная компания, которая
работает «скорее в области электронных технологий» и «нуждается в рекламе».
Издания, отрецензированные в номере
Васильченко А. Загадочная экспедиция. . . . . 15
Гаркушев Е. Призраки будущего . . . . . . . . . . . . 15
Живой А. Первый контакт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
История костюма в рисунках
Франсуазы Карон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Кирини Б. Кровожадные сказки . . . . . . . . . . . . . 8
Lee T., Sager M. Tattoos & Tequila:
To Hell and Back with One of Rock’s
Most Notorious Frontmen . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Макьюэн И. Солнечная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Нечаева Э. Ночное солнце . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Очаковская М. Портрет
с одной неизвестной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
7
1
Его романы не были реалистичны,
под стать им и рассказы: фантастические
и прелестные. Пиньоль –
ученый-антрополог, а эта дисциплина,
как известно, желает «познать другого».
Поэтому не ищите в книгах экстраполяцию
автора: он пишет про сумасшедших и загадочных
существ – это не
мы, но... они так на нас
похожи.
Пиньоль А.С.
Перре Д. Я, волк и каникулы с дедушкой . . . . 22
Сахаров А. Воспоминания: Полное издание
в одном томе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Смирнов В. Государевы вольнодумцы . . . . . . 15
Стил В., Парк Дж. Готика:
Мрачный гламур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Усков Н. Семь ангелов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Филатов Н. Гражданин поручик . . . . . . . . . . . . . 16
Хапаева Д. Кошмар: Литература и жизнь . . . . 15
Хустведт С. Печали американца . . . . . . . . . . . . . 8
Шестаков В. История английского
искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Эрикссен Е. Яблоко в тюрьме . . . . . . . . . . . . . . . 16
2
Золотые века: Рассказы
/ Пер. с каталанского
Н.Авровой-Раабен.
М.: Астрель, CORPUS, 2011. –
384 с.
Патти Смит – американская рокпевица
и поэт, подруга и любимая
модель фотографа Роберта
Мэпплторпа. В своих воспоминаниях
она рисует точный и в то же время глубоко
личный портрет эпохи. «Фабрика» Энди
Уорхола и отель «Челси»,
встречи с поэтамибитниками
и легендарными
музыкантами. И
собственное взросление.
Смит П.
Просто дети / Пер. с англ.
С.Силаковой.
М.: Астрель, CORPUS, 2011. –
368 с.
Яркое начало
Лауреатом литературной премии имени
Риммы Казаковой «Начало» за 2011 год стала
поэтесса Вера Полозкова. Награждение состоялось
17 мая в Пестром зале Центрального
дома литераторов. В торжественном мероприятии
приняли участие первый секретарь СП
Москвы Евгений Сидоров и сопредседатель
СП Москвы Сергей Филатов. Вера Полозкова
получила диплом лауреата с формулировкой
«За яркое начало творческого пути», а также
денежное вознаграждение, которое составляет
1000 долларов США. Меценатом премии
выступила ученица Риммы Казаковой, поэт из
Лос-Анджелеса Натэлла Лалабекян.
Премия «Начало» была учреждена в 2008
году для поощрения молодых поэтов. Объявление
имен лауреатов традиционно происходит
в мае, в память поэтессы Риммы Казаковой,
которая скончалась 19 мая 2008 г.
День русского языка
Финансирование федеральной целевой программы
«Русский язык» в течение пяти лет,
начиная с текущего года, составит 2,5 миллиарда
рублей. Об этом сообщил президент
РФ Дмитрий Медведев 6 июня на встрече
с представителями фонда «Русский мир»
и объединения российских лингвистов с
молодыми русистами и специалистами по
популяризации русского языка в Интернете,
которая прошла в Государственном институте
русского языка имени А.С. Пушкина.
«Я надеюсь, что они (средства) будут правильным
образом расходоваться, но, конечно, мы
и дальше будем поддерживать деятельность
НПО и общественных организаций, включая
фонд «Русский мир» и российскую ассоциацию
преподавателей русского языка и литературы»,
– сказал президент. И добавил: «Я сегодня
подписал указ, в соответствии с которым
6 июня будет отмечаться в нашей стране в
качестве особого дня – Дня русского языка, я
всех с этим светлым событием поздравляю».
Как ранее сообщила пресс-служба Кремля,
указ принят «в целях сохранения, поддержки
и развития русского языка как общенационального
достояния народов РФ, средства
международного общения и неотъемлемой
части культурного и духовного наследия мировой
цивилизации». Указ вступает в силу со дня
его подписания.
Премия имени Линдгрен
Австралийский писатель и иллюстратор Шон
Тан стал лауреатом литературной премии
имени Астрид Линдгрен. Австралиец получил
из рук наследной принцессы Виктории
чек на 5 млн. шведских крон (550 тысяч евро).
Церемония состоялась 31 мая на сцене Стокгольмской
филармонии. 37-летний Тан –
автор и иллюстратор около 20 книг. Самые
известные – изданная на русском языке
«Ничья вещь», графический роман «Прибытие»
и сборник «Сказки дальних предместий».
В этом году Тан уже удостоился награды
американской киноакадемии «Оскар» за
мультфильм «Ничья вещь» – по его книге.
История о музыке, или о любви к
музыке, или о том, как любовь к
человеку на поверку оказывается
любовью к его музыке. Трогательная
сказка о скрипаче Марчелло, придумавшем
виолончель, и о луне, разрешившей
нежному Пьеро себя
подарить прекрасной
Коломбине. Галье
посвятила ее Мстиславу
Ростроповичу.
3
Галье Р.М.
Подари мне луну /
Пер. с фр. Н.Кудряковой.
М.: Махаон, 2011. – 40 с.
#11 (2309)
новости
Стр.2
Книжное обозрение
#11 (2309)
«большая книга»
3
событие
Короткий субботник
[Окончание. Начало на стр. 1]
С победителем не поспоришь: что правда,
то правда – в том смысле, что это невозможно.
Победа может быть общей, только
если иметь в виду русскую литературу
в целом. Но выиграет она или нет, мы узнаем
не скоро: лишь в ноябре Литературная
академия завершит свою работу и назовет
имена трех лауреатов 2011 года, а потом еще
ждать, что покажет время. Единственное,
что мы знаем теперь наверняка, так это тех,
кто вошел в список финалистов, – десять
человек, отобранных из «длинного списка».
Шорт-лист, по традиции, огласил председатель
Совета прозаик Михаил Бутов.
«Как истинный русский земледелец,
в белых штанах и с лопатой в руке, – начал
Бутов, к слову, заместитель главного редактора
журнала «Новый мир», – я буду воздеВера
Бройде
Алексей Слаповский, ставший седьмым
по счету финалистом, вошел в «короткий
список» с романом, который своим названием
подозрительно напоминает премию,
что его выбрала, – «Большая книга перемен».
Писатель был более краток, чем его
предшественник, и, приняв цветы, аплодисменты
и поздравления, поблагодарил
родной город Саратов и журнал «Волга»,
напечатавший его книгу. Затем Бутов произнес
имя восьмого финалиста – им, точнее
ею, стала Ольга Славникова с книгой
«Легкая голова» – также романной
по жанру и также повествующей о совреМихаил
Шишкин (слева) и Алексей Слаповский
лов и не по алфавиту, а совершенно произвольно,
почти как в лотерее.
Михаил Бутов
лывать русскую литературную ниву. Процесс
этот сложный и неоднозначный. Но именно
он придает миру некую структуру, что,
мне думается, весьма немаловажно». Затем,
парой слов обмолвившись о тех горячих
спорах, которые вели эксперты в ходе своей
«крайне ответственной работы» («это
были споры о соотношении молодости и дерзости,
опыта и зрелости, споры о соотношении
моральности и доброты»), оратор
заметил, что шорт-лист этого года здорово
отличается от всех предыдущих: «Мы
сформировали практически романный список.
В этом году в нем нет биографий, нет сборников
рассказов и нет non-fiction». И приступил
к чтению. Здесь следует сразу сказать,
что финалистов называли и приглашали
на сцену (если, конечно, они присутствовали
в зале) не в порядке набранных ими бал4
Стигу
Ларссону, чей цикл «Миллениум»
издан миллионными тиражами по
всему миру, не довелось увидеть свой
триумф – романы начали выходить на
год позже. Журналист и теоретик детективного
жанра Барри Форшоу рассматривает раннюю
смерть писателя как
важнейший элемент
мифологизации его
жизни и творчества.
Форшоу Б.
И тем не менее: «номером один» стал
Владимир Сорокин, с повестью, написанной
автором без деления на части и главы
и почему-то названной экспертами романом
– одним словом, с «Метелью», рассказывающей
о сорокадвухлетнем докторе
Гарине, который пытается прорваться
сквозь снежные заносы в местечко Долгое,
где ждут больные, зараженные черной
эпидемией. Вторым финалистом председатель
назвал кемеровского прозаика Сергея
Солоуха, чей роман «Игра в ящик» переносит
в начало восьмидесятых, где-то между
Брежневым и Горбачевым, и повествует
о сотрудниках подмосковного НИИ. При
этом, по словам Бака, отнюдь не производит
впечатления ретроспективы: «Хотя речь
здесь идет о времени, когда, по сути, формировалась
российская элита, формировалась
в человеческом, нравственном отношении,
тем не менее главное ощущение при внимательном
чтении – это вневременность происходящего».
Следующим
был объявлен Дмитрий
Быков – «Остромов, или Ученик чародея».
Этот новый роман писателя (который
не смог прийти на обед по уважительной
причине: являясь школьным учителем,
проводил последний звонок) рассказывает
о литературной жизни 20-х годов прошлого
века и уже, между прочим, претендует
на победу в другом «литературном соревновании»
– «Национальном бестселлере».
Но вернемся к списку: «номер четыре»
– Дмитрий Данилов с романом «Горизонтальное
положение» – «о том, что
5
Звезда по имени Стиг
Ларссон / Пер. с англ.
А.Давыдовой.
М.: РИПОЛ классик, 2011. –
320 с. – (Биография-легенда).
Сколько бы ни писали о Лондоне,
период царствования королевы
Виктории (1837–1901) неизменно
привлекает исследователей и
читателей. Первые линии метро, каменная
набережная Темзы, продвинутая канализация,
новые направления в
литературе и искусстве.
И все это – на фоне
будней среднего класса.
Пикард Л.
Викторианский Лондон /
Пер. с англ. В.КулагинойЯрцевой,
Н.Кротовской,
М.Бурмистровой.
М.: Издательство Ольги Морозовой,
2011. – 528 с.
окружает человека, живущего здесь и сейчас,
о быте и прозе современного дня» –
как охарактеризовал его Бак. Названный
четвертым, Данилов однако стал первым
писателем, который вышел из зала и поднялся
на сцену, чтобы принять поздравления,
цветы и произнести «ответное слово».
«Не сочтите за кокетство, – признался
он, – но я не знаю, что сказать. Потому что
идя сюда, никак не ожидал услышать свое
имя. Моя книга абсолютно экспериментальная
и трудно читаемая. Поэтому я удивлен,
хотя не могу не признать, что очень приятно
удивлен».
В середине «короткого списка» оказался
известный прозаик Юрий Буйда,
дебютировавший в литературе в 1991 году.
В шорт-лист он попал за роман об искусстве,
его людях и о том, что делает искусство
с человеком, – роман, названный
писателем «Синяя кровь», а Баком – «неожиданный».
Шестым стал поэт, прозаик
и киносценарист Юрий Арабов – и снова
с романом под заглавием «Орлеан», состоящим
из двух частей: действие первой разворачивается
в наши дни, в степи, между
Алтайским краем и Казахстаном, вторая,
маленькая, часть переносит в 1921 год.
«Я очень рад, – сказал автор, приглашенный
на сцену сразу после того, как экспертами
была представлена его книга, – и я от души
благодарю Совет премии и редколлегию журнала
''Октябрь'' и издательства ''АСТ'', где
она была напечатана. Пятнадцать лет
я писал в стол и, честно говоря, привык
к поражению. Поэтому любое попадание
в список, тем более такой список, для меня
что-то вроде бонуса, подарка».
Новая грань творчества автора «Тени
ветра» и «Игры ангела». «Владыка
тумана» – первая книга тетралогии
для юношества, куда входят так же
«Дворец полуночи», «Огни сентября» и
«Марина». Эти романы были написаны
Сафоном еще до
мирового признания, но
в них уже присутствуют
его знаменитые магия
и тайна.
6
Сафон К.Р.
Владыка тумана / Пер.
с исп. Е.Антроповой.
М.: АСТ, Астрель; Владимир: ВКТ,
2011. – 224 с.
Дмитрий Бак
менности. Девятый – писатель Сергей Кузнецов
с романом «Хоровод воды» – «своего
рода семейной сагой», по характеристике
Дмитрия Бака. Вот что сказал сам Кузнецов
– возможно, многим известный больше
как культуролог, журналист и сетевой
деятель (в 2006 году он основал и возглавил
проект «Букник» – ежеквартальное издание
и ежедневно обновляемый сайт, посвященный
популяризации еврейской культуры):
«Хотя я пишу уже десять лет, но, вдруг оказавшись
на этой сцене, чувствую себя дебютантом.
И в том смысле, что вообще попал
в список премии, и в том смысле, что оказался
в такой компании. Большое спасибо».
Ну и наконец последний финалист,
вполне ожидаемо названный и вполне ожидаемо
получивший изрядную долю аплодисментов
в свою честь, – это Михаил Шишкин
с романом «Письмовник». «Спасибо
всем, кто прочитал книгу. Спасибо тем, кто
ее выбрал. Спасибо журналу ''Знамя'' и издательству
''АСТ''», – такие слова произнес
в заключение обеда… или субботника? –
в общем, церемонии, русско-швейцарский
писатель.
Наконец-то книга «Hammer of the Gods:
The Led Zeppelin Saga», написанная
известным музыкальным журналистом
Стивеном Дэвисом в 1985 году,
появилась в переводе на русский. Естественно,
главными героями книги являются музыканты
Led Zeppelin – со всеми
их достоинствами и
недостатками.
7
Дэвис С.
Молот богов. Сага о Led
Zeppelin / Пер. с англ.
С.Рысева.
СПб.: Амфора, 2011. – 416 с. –
(Дискография).
Стр.3