Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Книжное обозрение

Книжное обозрение №26 2012 (40,00 руб.)

0   0
Страниц24
ID207889
АннотацияГазета «Книжное обозрение» - двадцатичетырехполосное периодическое издание, посвященное книгам, книжному бизнесу и издательскому делу. В газете публикуются рецензии на книжные новинки, репортажи о текущих событиях литературной жизни, критические обзоры, рейтинги продаж, интервью с писателями. Выходит с 1966 года, ранее раз в неделю, с 2010 года раз в две недели. Главный редактор – Александр Набоков. Газета считается самым авторитетным изданием в области книжного дела. Учредитель профессиональной премии «Человек книги» и антипремии «Абзац».
Книжное обозрение .— 2012 .— №26 .— 24 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/207889 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«И ВОТ БЕДНАЯ САЛЬНАЯ СВЕЧА ОСТАЛАСЬ СОВСЕМ ОДНА...» <...> 3 ДАРВИН СЕРДИТСЯ НА ИГУАНУ ДЕТИ ПРОТИВ ЮПИТЕРА 18 23 Найдена неизвестная сказка Ханса Кристиана Андерсена #26 <...> Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 14 января 2013 г. Книжное обозрение 2 #26 (2350) новости Юбилей в Простоквашине Свое семидесятипятилетие 22 декабря 2012 года отметил самый-самый детский писатель – Эдуард Успенский. <...> В шестидесятые появились написанные в соавторстве с Романом Качановым книги и мультфильмы про Чебурашку и крокодила Гену, а в семидесятые-восьмидесятые – история о троих в Простоквашине. <...> В 2010 году писателю была присуждена премия имени Корнея Чуковского в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе». <...> В субботу 5 января вас ожидает праздник от детского книжного клуба «Библиоша»: рождественская елка, литературная программа «В поисках Синей Птицы» и творческая мастерская «Расчудесные чудеса». <...> В воскресенье 6 января издательство «Время» и Молодежный книжный клуб «Литературногеографические путешествия по странам и континентам» проведет квест-игру «Правдивая история Деда Мороза». <...> Награды за лучший дебют удостоились сценарист Инга Киркиж, успешно попробовавшая свои силы в прозе, и Евгений Бабушкин, победитель премии «Дебют» этого года в номинации «Малая проза». <...> В номинации «Проза» победил Виктор Голышев — были отмечены его переводы книг Сьюзан Сонтаг «О фотографии» (вышла в издательстве «Ad Marginem») и Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» (издательство «АСТ, Астрель»). <...> В номинации «Поэзия» лауреатом стал Евгений Солонович за перевод «Римских сонетов» Джузеппе Джоакино Белли (вышла в «Новом издательстве»). <...> Лауреатами премии «Мастер» в разные годы были Анатолий Гелескул, Александр Ревич, Елена Суриц, Михаил Яснов, Александр Ливергант, Елена Баевская, Григорий Кружков, Александр Богдановский, Марина Бородицкая, Любовь Горлина, Наталья Шаховская, Нина Федорова <...>
Книжное_обозрение_№26_2012.pdf
«И ВОТ БЕДНАЯ САЛЬНАЯ СВЕЧА ОСТАЛАСЬ СОВСЕМ ОДНА...» 3 Найдена неизвестная сказка Ханса Кристиана Андерсена ДАРВИН СЕРДИТСЯ НА ИГУАНУ 18 ДЕТИ ПРОТИВ ЮПИТЕРА 23 #26 (2350) WWW.KNIGOBOZ.RU Читаем снова! Читаем снова! «КО» вспоминает лучшие издания уходящего года уходящего года (стр. 4-9, 16, 17, 19-21) (стр. 4-9, 16, 17, 19-21) «КО» вспоминает лучшие издания выходит с 5 мая 1966 года pro Читайте в этом выпуске «PRO»: Открыт прием заявок на получение субсидий в рамках ФЦП «Культура России (2012–2018 годы)»; Книжники России подводят итоги года. Напоминаем нашим читателям, что список новых книг, а также рейтинги бестселлеров зарубежной литературы вы сможете найти только в PROфессиональной версии «Книжного обозрения», распространяемого только по подписке. Подробности – на стр. 14. Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 14 января 2013 г.
Стр.1
Книжное обозрение 2 Юбилей в Простоквашине Свое семидесятипятилетие 22 декабря 2012 года отметил самый-самый детский писатель – Эдуард Успенский. Автор Чебурашки и крокодила Гены, кота Матроскина и Дяди Федора, Успенский давно стал классиком, хотя, по собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Начинал он как юморист: выпустил несколько юмористических книг, печатал фельетоны в «Литературной газете», но одновременно писал сценарии для мультфильмов. Поскольку сценарии пользовались популярностью и приносили гонорары, а фельетоны все чаще запрещались, Эдуард Николаевич скоро полностью ушел в детскую литературу. За сценариями последовали книги, пьесы и даже сборник стихов. В шестидесятые появились написанные в соавторстве с Романом Качановым книги и мультфильмы про Чебурашку и крокодила Гену, а в семидесятые-восьмидесятые – история о троих в Простоквашине. На Успенского обрушилась заслуженная слава. Сегодня произведения Успенского переведены более чем на 25 языков, книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В 2010 году писателю была присуждена премия имени Корнея Чуковского в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе». Книжное Рождество С 4 по 14 января 2013 года в книжном магазине «Библио-Глобус» в Москве пройдет Рождественский книжный фестиваль. В течение десяти дней книги, музыкальные записи, игры, обучающие программы можно будет купить со скидкой 20%. Кроме того, магазин приготовил радостную рождественскую программу праздников и развлечений для детей и подростков. И, конечно, как принято в новогодние праздники, «Библио-Глобус» будет дарить много подарков. С 4 по 6 января издательство «Время» будет проводить акцию «Новогодние поздравления Деда Мороза» с увлекательными конкурсами, викторинами, призами и подарками. В субботу 5 января вас ожидает праздник от детского книжного клуба «Библиоша»: рождественская елка, литературная программа «В поисках Синей Птицы» и творческая мастерская «Расчудесные чудеса». В воскресенье 6 января издательство «Время» и Молодежный книжный клуб «Литературногеографические путешествия по странам и континентам» проведет квест-игру «Правдивая история Деда Мороза». 12 января детский книжный клуб «Библиоша» проведет мероприятия: «Планета праздников. День заповедников и национальных парков», литературные чтения к 130-летию А.Н. Толстого и творческую мастерскую «Расчудесные чудеса». Вход для детей и их родителей свободный. А вот какая ожидается рождественская программа для взрослых: 8 и 10 января состоятся заседания философского клуба, ведущим выступит к.ф.н. С.А. Шаракшанэ. 9 января пройдет встреча краеведческого клуба – вести будет С.И. Савинков. 11 января соберется клуб «Oxford», чтобы обсудить проблему правильного выбора учебника для сдачи ЕГЭ и ГИА. неформат года Правительство награждает Литературовед, библиофил и историк провинциальной культуры Олег Ласунский 22 декабря 2012 года стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области культуры. На соискание премии Олега Ласунского выдвинуло Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям при поддержке НП «Национальный союз библиофилов». Премия присуждена Ласунскому за издание «Власть книги. Рассказы о книгах и книжниках». Руководитель Роспечати и председатель НСБ Михаил Сеславинский назвал выдержавшую несколько переизданий книгу культовой. «Это гимн отечественной книжной культуре и самой просветительской деятельности талантливого ученого, благородно передавшего свое уникальное собрание воронежским государственным библиотекам», – подчеркнул глава Роспечати в поздравительной телеграмме. Олег Ласунский известен также работой «Литературная прогулка по Воронежу», исследованиями об И. Никитине, А. Кольцове, О. Мандельштаме, библиографическими работами и изысканиями. Среди других лауреатов премии – поэт Юрий Кублановский, писатели Борис Евсеев, Юрий Кублановский, Юрий Мамлеев, Роман Сенчин, Михаил Яснов и другие – всего 25 человек. Премия правительства в области культуры присуждается за «наиболее талантливые произведения в области литературы, изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального, театрального, циркового и аудиовизуального искусства, архитектуры и дизайна, за выдающуюся просветительскую деятельность в сфере культуры, а также за создание для детей и юношества наиболее талантливых творческих проектов и произведений». Отряд октябрят В Москве 25 декабря 2012 года в театре «Эрмитаж» старейший литературный «толстый» журнал «Октябрь» наградил своих лауреатов. Премию получили: публицист, телеведущий Александр Архангельский за роман «Герой второго уровня»; лауреат «Русского Букера» Андрей Дмитриев за роман «Крестьянин и тинэйджер» – он впервые был опубликован именно в журнале «Октябрь»; филолог, профессор РГГУ Дмитрий Бак за рубрику «Сто поэтов начала столетия», а также поэт Мария Ватутина, писатель Николай Климонтович, романист-фантаст Михаил Успенский, литературный обозреватель Дмитрий Харитонов. Награды за лучший дебют удостоились сценарист Инга Киркиж, успешно попробовавшая свои силы в прозе, и Евгений Бабушкин, победитель премии «Дебют» этого года в номинации «Малая проза». Работа мастера Гильдия «Мастера литературного перевода» объявила лауреатов переводческой премии “Мастер” 2012 года. В номинации «Проза» победил Виктор Голышев — были отмечены его переводы книг Сьюзан Сонтаг «О фотографии» (вышла в издательстве «Ad Marginem») и Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» (издательство «АСТ, Астрель»). В номинации «Поэзия» лауреатом стал Евгений Солонович за перевод «Римских сонетов» Джузеппе Джоакино Белли (вышла в «Новом издательстве»). Номинантов на премию выдвигают члены Гильдии «Мастера литературного перевода», издатели, ориентированные на публикацию интеллектуальных книг, и критики. В 2012 году в обеих номинациях была выдвинута 61 переводческая работа. Лауреатами премии «Мастер» в разные годы были Анатолий Гелескул, Александр Ревич, Елена Суриц, Михаил Яснов, Александр Ливергант, Елена Баевская, Григорий Кружков, Александр Богдановский, Марина Бородицкая, Любовь Горлина, Наталья Шаховская, Нина Федорова и Ольга Седакова. Издания, отрецензированные в номере Административно-территориальное деление Вятской губернии. 1905 год. . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Благовещение: Хроники спасённого иконостаса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Веркин Э. Облачный полк . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Гамаюнов И. Жасминовый дым . . . . . . . . . . . . 10 Гаспарян А. Генерал Скоблин. Легенда советской Разведки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Диккенс Ч. Рождественская елка. . . . . . . . . . . 24 Домаль Р. Великий запой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Егоров А. Разгром Деникина . . . . . . . . . . . . . . . 15 Караваев Д. 1812. Герои экранного эпоса. 7 1 Составленная Михаилом Сеславинским энциклопедия «тамиздата» не задумывались как некий канонический список. Задача издания – «широкими мазками продемонстрировать все богатство красок и оттенков в этой фантастической палитре авторов и их произведений». И мозаика действительно впечатляет. Исторические персоны эпохи Отечественной войны 1812 года на кино- и телеэкране. . . . . . 15 Литвиновы А. и С. Несвятое семейство. . . . . 15 Матонин Е. Иосип Броз Тито . . . . . . . . . . . . . . . 15 Прасолов В. Вангол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Рапопорт А. От Пскова до Архангельска. . . . 15 Руи Санчес А. Тайные сады Могадора . . . . . 10 Семёнова М., Разумовский Ф. Парадокс Ферми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Тодд Ч. Одинокая смерть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Чернова А. Самолет пролетел . . . . . . . . . . . . . . 10 2 ТамИздат: 100 избранных книг / Сост., вступ. ст. М. Сеславинского. М.: Русский путь, 2012. – 520 с.: ил. Как часто нам говорят: «Не волнуйтесь!», а Гэвин Претор-Пинни – журналист, автор «Занимательного облаковедения» – теперь решил исследовать и этот вопрос. И снова сделал это досконально: написал удивительную книгу о нашем вечно взволнованном мире. Оказывается, только на них он и держится: на звуковых, морских, экономических, световых и мозговых. Претор-Пинни Г. Занимательное волноведение: Волнения и колебания вокруг нас / Пер. с англ. О.Дементиевской. М.: Гаятри/Livebook, 2012. – 416 с. #26 (2350) новости Молитва оттепели В Государственном литературном музее в Москве проходит выставка «Тогда, в шестидесятые... (Опыт «оттепели»)», которая продлится до 15 мая 2013 года. Идея родилась благодаря одному наблюдению: начиная с 2012 года следует череда юбилеев для многих писателей и поэтов, которые начали свой творческий путь в 1960-е годы. Экспозиция, размещенная в пяти залах, не ограничена коллекцией фондов Государственного литературного музея, пусть и одной из самых больших в России: здесь представлены также материалы из Международного Мемориала, Центрального музея кино, Госфильмофонда России, ГКЦМ В.С. Высоцкого, московского театра «Современник», Московского театра на Таганке, Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова, Санкт-Петербургского государственного академического театра, Театра комедии им. Н.П. Акимова, Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова, из документальных фильмов и семейных архивов писателей и коллекционеров. Это самая масштабная выставка, посвященная тому времени, когда поэзия вдруг встрепенулась и снова зажила полной жизнью. Ахмадулина, Вознесенский, Слуцкий, Евтушенко, Бродский, Высоцкий, Новелла Матвеева — молодые лица смотрят на нас с трепетных черно-белых фотографий в залах Литературного музея. Приехавший тогда в Россию Сартр сказал: «Наверное, поэзия – это то, во что обратилась молитва русского человека», ведь расцвет поэзии пришелся на хрущевские гонения церкви. Не только бумажные свидетельства представлены здесь, но и предметы обстановки — редакций журналов «Юность» и «Новый мир», а, главное, тесных московских кухонь, где рождалась поэтическая — и настоящая — свобода с ее самиздатами, фотографиями Хэма и, наконец, чемоданами, поездами и самолетами. Это уже чуть позже, ближе к новым «холодам». Дело Платонова К июню 2013 года готовится издание книгиальбома «Андрей Платонов. Личное дело», где будут впервые собраны уникальные материалы — документы и фотографии воронежского периода жизни и творчества писателя. Подготовка книги именно к июню обусловлена тем, что именно в это время в Воронеже откроется большая выставка под эгидой третьего Платоновского фестиваля и московского Политехнического музея. Редактор книги — член попечительского совета Платоновского фестиваля, завотделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ, ведущий платоновед Наталья Корниенко. Обширные материалы, среди которых автобиографии, прошения, доклады, газетные и журнальные публикации, чертежи, деловая переписка, патенты на изобретения, были собраны в фондах Отдела рукописей Института мировой литературы РАН и Российского государственного архива литературы и искусства, а также ряда документохранилищ Воронежской области. Большая часть будет опубликована впервые и откроет жизнь знаменитого прозаика с малоизвестной стороны. . 3 Аркадий Ипполитов много лет является хранителем кабинета итальянской гравюры в Государственном Эрмитаже, но это не значит, что все его комментарии похожи на примечания, которые в толстых наукообразных книгах обычно набирают мелким шрифтом. В музеях вещи часто пылятся, а здесь они поют и танцуют – как чашки, блюдца и ложечки в диснеевской «Золушке». Ипполитов А. Особенно Ломбардия: Образы Италии XXI. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. – 368 с., ил.
Стр.2
Книжное обозрение #26 (2350) Сальная свеча Окончание 2012-го года ознаменовалось не только несостоявшимся столкновением с планетой Нибиру, но и настоящим предрождественским чудом. Этой зимой читателям представили, возможно, самую первую сказку Ганса Христиана Андерсена. Напомним: последний раз неизвестные произведения писателя удалось обнаружить в середине 1920-х годов, тогда преподаватель Ханс Брикс заявил о находке мемуаров сказочника. Шестистраничный документ, повествующий о жизненном пути Сальной Свечи, случайно обнаружили еще осенью, в национальном архиве Дании, среди бумаг, принадлежавших состоятельным семьям Оденсе – родного города писателя. Подлинность рукописи подтвердил ведущий специалист по творчеству Ганса Христиана Андерсена в Дании Эйнар Стиг Аскгаард. «Это сенсационное открытие. С одной стороны, потому, что это, скорее всего, самая первая сказка Андерсена, с другой – потому, что она показывает, что он интересовался сказками еще в юном возрасте, до того как стал писателем», – заявил эксперт. По мнению специалистов, Андерсон сочинил «Сальную Свечу», еще будучи восемнадцатилетним гимназистом, за семь лет до своего литературного дебюта. Однако в этой маленькой, очень простой и наивной притче более чем явственно видны очертания завораживающего сказочного мира, который еще предстояло выстроить великому датчанину, – мира очаровательно живых, глубоко мыслящих и тонко чувствующих вещей, переживающих приключения, которые и людям-то выпадают не часто. Мира, в котором любовь и философия таятся в самых незамысловатых бытийных малостях. Мы решили, что «Сальная Свеча» будет отличным новогодним поздравлением для наших читателей – ведь повествует эта история о старом и новом, о поисках смыла и возрождении и главное – об обретении счастья. С новым годом – пусть в вашей жизни всегда будет место неожиданным сказкам! Пусть каждый из вас найдет свое огниво – и, разумеется, пусть в этом вам помогут хорошие книги! од котлом разгорелся огонь – и там зашипело, заскворчало. То была колыбель Сальной Свечи – и вот из разогретого котла вышла безупречная свечка. Была она крепкая, ослепительно белая, тонкая и так славно отлитая, что любому, кто на нее смотрел, казалась она обещанием светлого радостного будущего –и все, кто на нее смотрели, верили, что, обещание это обязательно сбудется. П Овца – славная маленькая овечка – была свече матерью, а котел – отцом. От матери достались ей блестящее белое тело и лишь смутные догадки о том, что ждет ее впереди, зато от отца – тоска по огню, что однажды озарит ее, проникнув в самую ее сердцевину. Так свеча появилась на свет – и с самыми радостными предчувствиями бросилась в объятия жизни. Много, много странных созданий встретилось ей, стремящейся узнать мир и – кто знает? – может быть, найти свое предназначение. Но она слишком доверилась миру, который был озабочен лишь самим собой, а вовсе не судьбой Сальной Свечи. Мир не понял, сколь ценна была свеча, а посему решил использовать ее для своей выгоды. Свечу неправильно держали: черные пальцы оставляли все больше и больше пятен на ее изначальной белой невинности – и вот невинность померкла, вся покрылась грязью окружающего мира, подступившего к ней совсем близко – гораздо ближе, чем может выдержать свеча. Она уже не понимала, где чисто, а где сажа – хотя внутри оставалась неоскверненной, какой и была самого начала. Ее лживые друзья поняли, что до этой чистой сердцевины им не добраться и в ярости выбросили свечу – она больше не могла им пригодиться. Мерзкая корка отпугивала от свечи хороших людей – боясь измазаться сажей, они держались подальше. И вот бедная Сальная Свеча осталась совсем одна, всеми покинутая, не зная, что ей делать. Добрые люди отвергли ее, и теперь она понимала, что была лишь орудием в руках людей скверных. Свече было невероятно грустно, ведь она так плохо прожила свою жизнь – похоже, она просто измарала все хорошее вокруг себя. Она не могла постичь, для чего была создана, в чем было ее предназначение, зачем появилась она на земле – может быть, чтобы погубить себя и других? Чем дольше и усердней она размышляла, тем тоскливей ей становилось, и не видела она ничего хорошего внутри себя, никакого смысла в своей жизни, никакой цели в своем существовании. Как будто сажа не только покрыла ее тело, но и застила ей глаза. Но вот она повстречала маленький язычок пламени – это было огниво. Огниво знало свечу лучше, чем она сама знала себя. Ясным взглядом посмотрело оно прямо сквозь грязную корку – и увидело, как хороша свеча. Огниво пододвинулось ближе, и сияющая надежда охватила свечу – она загорелась, и сердце ее растаяло. Пламя ее было подобно торжественному свадебному факелу. Светлое, яркое, оно взметнулось вверх и озарило дорогу для всех, кто был вокруг и теперь мог отправиться на поиски истины, озаряя свечой свой путь. Свеча была достаточно крепкой, чтобы питать пламя. Капля воска, а за ней – другая, покатились вниз, подобно семенам новой жизни – большие, круглые – и под ними исчезла старая сажа. То были плоды бракосочетания не только плоти, но и духа Так Сальная Свеча обрела свое предназначение – и светила еще долгие годы, на радость себе и всем вокруг. 4 Придворная такса Табакерк Двадцать Седьмой и дворняга Рыжий, что живут при Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, и есть рассказчики этой истории – настоящей истории искусства, от древнейших времен до наших дней, в которой не то что собакам – даже искусствоведу и куратору, заведующему отделом Новейших течений не так-то просто разобраться. Боровский А. История искусства для собак; Худ. О. Тобрелутс. М.: Амфора, 2012. – 128 с. 5 Интересная альтернатива глянцевому ретро а ля «Намедни». Четырнадцать авторов вспомнили советскую эпоху – и создали полифоническую книгу-музей, где равную ценность имеют такие экспонаты, как Винил, Пофигизм, Дефицит, Будущее, Нефасованные товары, Смерть генсеков и «Эта страна». Vita Sovietica. Неакадемический словарьинвентарь советской цивилизации / Под ред. А.Лебедева. М.: Август, 2012. – 296 с. 6 Хитроумный философ Жорж Перек последовательно объясняет, что такое спальня, гостиная, квартира, дом, улица…. Проще говоря, тестирует реальность на предмет ее истинной функциональности, а не привычного нам житейского удобства. И открывает тем самым подлинную суть знакомых с детства пространств. 7 Перек Ж. Просто пространства: Дневник пользователя / Пер. с фр. В.Кислова. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2012. – 152 с. Александр Кабаков рассказывает о «Победе», «Кадиллаке», «Волге» ГАЗ22 с оленем, «ушастом» «Запорожце» и «Роллс-Ройсе», в котором можно сидеть, не снимая цилиндра. Это не очерки об истории машиностроения, а скорее, своеобразный сборник эссе о машинах как о культурных символах. ханс кристиан андерсен 3 сказка Ханс Кристиан Андерсен Кабаков А. Проехали: Машины прошлого века в воспоминаниях и картинках. М.: Астрель, 2012. – 156 с.
Стр.3