Методические указания предназначены для лекционных,
семинарских и практических занятий студентовпсихологов по специализации Социальная и политическая
психология. <...> УДК 159.9:316.35(07)
ББК Ю 954я73
Ярославский государственный
университет, 2008
2
Спецкурс «Психология взаимоотношений в малой группе»
для студентов 4 курса специализации Социальная и политическая
психология предполагает лекционные, семинарские и практические занятия, цель которых – углубленное изучение слушателями
социальной психологии малой группы. <...> Курс направлен на изучение психологических характеристик
малой группы; закономерностей динамических процессов, происходящих в малых группах (виды групповых влияний, формирование норм, феномен группового давления, групповая сплоченность); лидерства и руководства в малых группах, власти и авторитета; процессов принятия группового решения, эффективности
деятельности малой группы. <...> Кроме того, часть занятий построена
в форме практикума с применением основных методов изучения
малой группы (социально-психологического климата в группе,
стиля руководства, стиля общения в совместной деятельности,
исследования межличностных отношений в группе, групповой
сплоченности, групповых ролей). <...> Основные положения
Цели и задачи курса
– Познакомить студентов с основными понятиями социальной психологии малой группы: границы малой группы, классификация малых групп, структура малой группы, механизмы формирования малой группы;
– изучить динамические процессы в малых группах: феномен
группового давления, групповая сплоченность, лидерство и руководство в малых группах, принятие группового решения, эффективность деятельности малой группы;
– рассмотреть социально–психологические аспекты развития
группы: группа, коллектив, команда;
– познакомить с психологией межгрупповых отношений;
– обучить студентов основным методам социально-психологического исследования процессов, происходящих в малой <...>
Психология_взаимоотношении_в_малой_группе.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра социальной и политической психологии
Психология взаимоотношений
в малой группе
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2008
1
Стр.1
УДК 159.9:316.35(07)
ББК Ю 954я73
П 86
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2008 года
Рецензент – кафедра социальной и политической психологии
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Составитель С.А. Трифонова
Психология взаимоотношений в малой группе / сост.
П 86
С.А. Трифонова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ,
2008. – 64 с.
Методические указания предназначены для лекционных,
семинарских и практических занятий студентовпсихологов
по специализации Социальная и политическая
психология. Сборник предполагает знакомство с основными
темами лекций и семинаров, инновационными методами,
способствующими более глубокому усвоению наиболее
важных тем спецкурса, методами исследования
взаимоотношений в группе, а также освоение этих методов
в практике работы с группой/ коллективом.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
030301 Психология (дисциплина "Психология
взаимоотношений в малой группе", блок ДС), очной формы
обучения.
УДК 159.9:316.35(07)
ББК Ю 954я73
Ярославский государственный
университет, 2008
2
Стр.2
Оглавление
Раздел 1. Содержание курса «Психология взаимоотношений в малой
группе» .................................................................................................... 4
1.1. Основные положения .................................................................................... 4
1.2. Основные темы лекционных и семинарских занятий ............................... 5
1.3. Рекомендуемая литература ........................................................................ 8
1.4. Вопросы к текущей аттестации по курсу «Психология
взаимоотношений в малых группах» ................................................. 10
1.5. Контрольные и тестовые задания к промежуточной аттестации по
курсу «Психология взаимоотношений в малых группах» ................ 12
Раздел 2. Активные методы обучения в курсе «Психология
взаимоотношений в малых группах» ............................................. 17
2.1. Упражнение «География команды» к теме 1 «Понятие о малой
группе» и к теме 3 «Группа как система. Структура группы» ..... 17
2.2. Задание «Групповой пирог» к теме 3 «Группа как система.
Структура группы» ............................................................................. 18
2.3. Упражнение «Незаконченные предложения» к теме 5 «Нормативное
поведение в группе» .............................................................................. 19
2.4. Упражнение «Альтернатива» к теме 5 «Нормативное поведение в
группе» ................................................................................................... 20
2.5. Психотехнические упражнения на сплоченность и сработанность
группы к теме 6 «Групповая сплоченность» ................................... 21
2.6. Игра «Деньги в середине» к теме 7 «Процесс принятия группового
решения» ................................................................................................ 23
2.7. Игра «Статус» к теме 8 «Лидерство и руководство в малых группах»
................................................................................................................ 25
2.8. Игра «Ты выбираешь» к теме 8 «Лидерство и руководство в малых
группах» и к теме 13 «Конфликт и группы» .................................... 26
2.9. Игра «Лидер» к теме 8 «Лидерство и руководство в малых группах» и
к теме 9 «Типы групп» ......................................................................... 28
Раздел 3. Методы исследований взаимоотношений в малой группе ..... 30
3.1. Графическая методика исследования взаимоотношений в малой группе
«Гравюра» (С.Е. Поддубный) .............................................................. 30
3.2. Проективная методика определения стилевых ориентаций поведения
руководителя (по А.А. Ершову) ........................................................... 38
3.3. Модифицированный вариант методики Ф. Фидлера на изучение
представлений об идеальном руководителе (С.Е. Поддубный,
Н.П. Смирнова, В.А. Хащенко) ............................................................ 46
3.4. Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щурков
– Н.П. Фетискин) ................................................................................. 48
3.5. Тест самомониторинга М. Снайдера ....................................................... 54
3.6. «Шкала принятия других» Фейя ............................................................... 58
3.7. «Шкала враждебности» Кука-Медлей ..................................................... 60
63
Стр.63
Психология взаимоотношений
в малой группе
66
Стр.66