Данные методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 100103 Социальнокультурный сервис и туризм (дисциплина «Основы гостеприимства», блок ДС), очной формы обучения. <...> Целью курса является формирование и углубление представлений студентов о гостеприимстве в сфере туризма, а также изучение важнейших составляющих понятия «гостеприимство», в числе
которых перевозка гостей (туристов), их размещение (основы гостиничного дела), питание (основы ресторанного дела), предоставление различных социально-культурных услуг, направленных на
организацию досуга и развлечение гостей. <...> Задачи курса включают изучение истоков и традиций гостеприимства, особенностей гостеприимства в различных регионах и
культурах в различные исторические периоды, в том числе процесса формирования, становления и развития индустрии гостеприимства, гостиничного сервиса, ресторанного сервиса, транспорта,
комплекса развлекательных и социально-культурных услуг во времени и пространстве. <...> В ходе изучения основ гостеприимства студенты должны расширить свои представления о культурно-исторических традициях
гостеприимства, об индустрии гостеприимства, ее структуре и
сущности; о видах сервиса в индустрии гостеприимства, изучить
современное состояние гостиничного бизнеса в России и за рубежом; структуру и функциональное назначение предприятий общественного питания как компонента индустрии гостеприимства; виды отдыха и развлечений; роль транспортной системы в индустрии
гостеприимства. <...> Понятие «гостеприимство»
и его основные составляющие
Цель занятия:
изучение понятия гостеприимства и его структурных звеньев. <...> Выявление особенностей индустрии и культуры гостеприимства на
универсальном и региональном уровнях. <...> Региональные особенности гостеприимства и его этнические, конфессиональные, социальные составляющие. <...> Пионеры индустрии гостеприимства
Цель занятия:
знакомство с историей возникновения <...>
Основы_гостеприимства__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра регионоведения и туризма
Основы гостеприимства
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности
Социально-культурный сервис и туризм
Ярославль 2007
1
Стр.1
УДК 069.4
ББК У9(2)43я73
О 75
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2007 года
Рецензент – кафедра музеологии и краеведения Ярославского государственного
университета им. П.Г. Демидова
Составители: Т.М. Гавристова, М.Е. Ерин
Основы гостеприимства: метод. указания / сост.
О 75
Т.М. Гавристова, М.Е. Ерин; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль:
ЯрГУ, 2007. – 52 с.
Данные методические указания предназначены для студентов,
обучающихся по специальности 100103 Социальнокультурный
сервис и туризм (дисциплина «Основы гостеприимства»,
блок ДС), очной формы обучения.
УДК 069.4
ББК У9(2)43я73
© Ярославский
государственный
университет, 2007
© Т.М. Гавристова,
М.Е. Ерин, 2007
2
Стр.2
«Основы гостеприимства» – один из основных курсов, предлагаемых
для изучения на отделении сервиса и туризма исторического
факультета Ярославского государственного университета имени
П.Г. Демидова.
Целью курса является формирование и углубление представлений
студентов о гостеприимстве в сфере туризма, а также изучение
важнейших составляющих понятия «гостеприимство», в числе
которых перевозка гостей (туристов), их размещение (основы гостиничного
дела), питание (основы ресторанного дела), предоставление
различных социально-культурных услуг, направленных на
организацию досуга и развлечение гостей.
Задачи курса включают изучение истоков и традиций гостеприимства,
особенностей гостеприимства в различных регионах и
культурах в различные исторические периоды, в том числе процесса
формирования, становления и развития индустрии гостеприимства,
гостиничного сервиса, ресторанного сервиса, транспорта,
комплекса развлекательных и социально-культурных услуг во времени
и пространстве.
«Основы гостеприимства» как дисциплина имеет одновременно
культурно-теоретический и прикладной характер, что обусловливает
специфику преподавания, включающего как историкокультурологическую,
так и экономико-практическую части.
В ходе изучения основ гостеприимства студенты должны расширить
свои представления о культурно-исторических традициях
гостеприимства, об индустрии гостеприимства, ее структуре и
сущности; о видах сервиса в индустрии гостеприимства, изучить
современное состояние гостиничного бизнеса в России и за рубежом;
структуру и функциональное назначение предприятий общественного
питания как компонента индустрии гостеприимства; виды
отдыха и развлечений; роль транспортной системы в индустрии
гостеприимства.
В ходе занятий студенты должны приобрести умения и навыки,
направленные на оказание гостеприимства и удовлетворения
потребностей туристов разных рас, этносов, половозрастных, социальных
и профессиональных групп.
Данные методические указания включают ряд тем, предлагаемых
для изучения в рамках лекционных занятий, в процессе кото3
Стр.3
Содержание
Тема 1. Понятие «гостеприимство» и его основные
составляющие ........................................................................... 4
Тема 2. Пионеры индустрии гостеприимства ............................... 5
Тема 3. Введение в индустрию гостеприимства ............................ 6
Тема 4. Маркетинг в индустрии гостеприимства ......................... 7
Тема 5. Тенденции и перспективы развития индустрии
гостеприимства ........................................................................ 9
Тема 6. Система управления гостиничным хозяйством ........... 10
Тема 7. Организационно-управленческая структура мирового
гостиничного комплекса ...................................................... 11
Тема 8. Управление персоналом в гостиничном хозяйстве ...... 12
Тема 9. Индустрия питания ............................................................ 13
Тема 10. Напитки .............................................................................. 15
Тема 11. Отдых и развлечения ....................................................... 16
Тема 12. Сады и парки Китая и Японии ...................................... 17
Тема 13. Чайная церемония ............................................................ 18
Тема 14. Азартные игры как часть индустрии развлечений ... 20
Тема 15. Собрания. Конференции. Выставки ............................. 21
Глоссарий ........................................................................................... 22
Приложение. Биографии пионеров гостеприимства ................. 38
51
Стр.51