П.Г. Демидова
Составители:
Гавристова Т.М. – доктор исторических наук,
профессор кафедры всеобщей истории, зав. <...> Главный акцент сделан на изучение наиболее крупных государств региона
(Арабский Халифат, Китай, Индия, Япония, Османская империя,
Иран, Египет и др.), а также ключевых проблем периода средних
веков и нового времени (возникновение новых мировых религий,
колониализм, народные движения, революции, модернизация, реформы и др.) <...> УДК 94(5)+94(6)
ББК Т 3(0)я73
© Ярославский государственный университет, 2006
© Т.М. Гавристова, Т.А. Федорова, Д.А. Савин, 2006
2
История стран Азии и Африки как часть всемирной истории
является одной из основных дисциплин, изучаемых на исторических факультетах университетов. <...> История стран Азии и Африки в
средние века – логическое продолжение истории Древнего Востока – преподается на втором курсе дневного и вечернего отделений, новая история стран Азии и Африки – на третьем курсе соответственно. <...> Они включают
24 темы по социально-экономической, политической и социально-культурной истории государств афро-азиатского региона, в
рамках которых студентам предлагается подготовить доклады и
сообщения по наиболее актуальным проблемам курса. <...> Рекомендации призваны оказать помощь в организации самостоятельной работы по предмету. <...> Арабо-мусульманская цивилизация
В период раннего средневековья Аравийский полуостров находился на периферии мировой цивилизации. <...> Период, предшествующий принятию ислама, получил название «джахилийа» (в буквальном переводе с арабского языка: эпоха варварства, невежества, незнания
истинной веры). <...> Со временем ислам превратился в
идеологическую основу арабской государственности, Арабского
Халифата, одного из крупнейших государственных образований
периода средневековья, возникшего на стыке Азии, Африки и
Европы, и многих других государств. <...> Главная заслуга
Мухаммеда заключается в создании одной из самых универсальных мировых религий, определившей образ <...>
История_стран_Азии_и_Африки_в_средние_века_и_новое_время___Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра всеобщей истории
Лаборатория африканистики и востоковедения
История стран Азии и Африки
в средние века и новое время
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности История
Ярославль 2006
Стр.1
УДК 94(5)+94(6)
ББК Т 3(0)я73
И 90
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензент
кафедра всеобщей истории
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Составители:
Гавристова Т.М. – доктор исторических наук,
профессор кафедры всеобщей истории, зав. Лабораторией
африканистики и востоковедения,
Федорова Т.А. – канд. ист. наук, старший преподаватель
кафедры всеобщей истории;
Савин Д.А. – ассистент кафедры регионоведения и туризма
История стран Азии и Африки в средние века и новое вреИ
90
мя : метод. указания / сост. Т.М. Гавристова, Т.А. Федорова,
Д.А. Савин ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 44 с.
Методические указания состоят из двух частей (восьми блоков)
и включают 24 темы по социально-экономической, политической и
социально-культурной истории стран Азии и Африки. Главный акцент
сделан на изучение наиболее крупных государств региона
(Арабский Халифат, Китай, Индия, Япония, Османская империя,
Иран, Египет и др.), а также ключевых проблем периода средних
веков и нового времени (возникновение новых мировых религий,
колониализм, народные движения, революции, модернизация, реформы
и др.).
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся
по специальности 020700 История (дисциплина "История
стран Азии и Африки", блок ОПД), очной и очно-заочной форм
обучения.
УДК 94(5)+94(6)
ББК Т 3(0)я73
© Ярославский государственный университет, 2006
© Т.М. Гавристова, Т.А. Федорова, Д.А. Савин, 2006
2
Стр.2
История стран Азии и Африки как часть всемирной истории
является одной из основных дисциплин, изучаемых на исторических
факультетах университетов. История стран Азии и Африки в
средние века – логическое продолжение истории Древнего Востока
– преподается на втором курсе дневного и вечернего отделений,
новая история стран Азии и Африки – на третьем курсе соответственно.
Важной
частью учебного процесса являются семинарские
(практические) занятия. В ходе них студенты изучают источники
и научную литературу, знакомятся с ключевыми терминами, анализируют
деятельность выдающихся общественно-политических,
религиозных и государственных деятелей, деятелей науки и культуры.
Особое внимание уделяется изучению творческого наследия
отечественных и зарубежных африканистов и востоковедов.
Предлагаемые методические указания предназначены для
студентов дневного и вечернего отделений. Они включают
24 темы по социально-экономической, политической и социально-культурной
истории государств афро-азиатского региона, в
рамках которых студентам предлагается подготовить доклады и
сообщения по наиболее актуальным проблемам курса.
Планы составлены в соответствии с программой курса по истории
стран Азии и Африки в средние века и новое время, подготовленной
коллективом Института стран Азии и Африки при Московском
государственном университете им. М.В. Ломо-носова.
Цель методических указаний – научить студентов грамотно
пользоваться литературой и источниками в процессе подбора материала
для устного ответа, доклада и сообщения на заданную
тему.
Рекомендации призваны оказать помощь в организации самостоятельной
работы по предмету.
3
Стр.3
Часть 1. История стран Азии и Африки
в средние века
1.1. Арабо-мусульманская цивилизация
В период раннего средневековья Аравийский полуостров находился
на периферии мировой цивилизации. Характер общественного
строя арабов был патриархально-родовым. Его основой
служили языческие верования. Период, предшествующий принятию
ислама, получил название «джахилийа» (в буквальном переводе
с арабского языка: эпоха варварства, невежества, незнания
истинной веры).
Необходимость сплочения перед лицом внешней угрозы способствовала
объединению кочевых и оседлых племен под знаменем
новой религии – ислама. Со временем ислам превратился в
идеологическую основу арабской государственности, Арабского
Халифата, одного из крупнейших государственных образований
периода средневековья, возникшего на стыке Азии, Африки и
Европы, и многих других государств.
«Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха».
Такова краткая формула – символ веры ислама. Главная заслуга
Мухаммеда заключается в создании одной из самых универсальных
мировых религий, определившей образ жизни и стиль мышления
мусульман (в буквальном переводе с арабского языка:
большинство) – приверженцев ислама.
Феномен рождения религии благодаря деятельности одного
человека редок. Изучение личности ее создателя требует пристального
внимания. Достоверных сведений о Мухаммеде мало.
Единственным подлинным источником для знакомства с его биографией
является Коран (в буквальном переводе с арабского языка:
чтение, декламация), собрание проповедей, сведенных после
его смерти в единую книгу. Идеи ислама нашли отражение и в
Хадисах – изречениях пророка Мухаммеда, записанных его последователями.
Важнейшим
источником по истории арабо-мусульманской
цивилизации являются сказки «Тысяча и одна ночь». В них имеется
конкретный материал о реальной жизни города, быте и нра4
Стр.4
вах его жителей, их занятиях, организации ремесла и торговли,
упоминаются имена исторических персонажей.
После ликвидации Арабского Халифата в 1517 году функции
халифа, главы правоверных мусульман, перешли к султанам Османской
империи. В XVI – XVIII веках именно Османская империя
стала крупнейшим центром арабо-мусульманского мира –
преемницей Арабского Халифата. При общей схожести государственного
и социального устройства между ними существовало
много различий. В рамках семинарских занятий необходимо выявить
общее и особенное в их общественно-политическом и экономическом
развитии, дать оценку их роли в формировании арабо-мусульманской
цивилизации.
Тема 1. Арабы в VII – XII веках
Цель занятия: выявить общее и особенное в развитии арабского
общества до и после принятия ислама. Обратить внимание
на такие ключевые понятия, как джахилийа, хиджра, умма и
джамаа.
Термины и имена для запоминания: джахилийа, джамаа,
джизья, вакф, закят, мюльк умма, ушр, ушур, халиф, хиджра, харадж.
План
1.
Хозяйство и общественный строй арабов в эпоху джахилийа.
2.
Мухаммед и создание меккано-мединской уммы.
3. Внешняя экспансия арабского государства.
4. Политика арабов на завоеванных территориях.
5. Система налогообложения и землепользования в Арабском
Халифате.
Источники и литература
1. Коран / пер., коммент. И.Ю. Крачковского. – М., 1990.
2. Коран / пер., коммент. В. Пороховой. – М., 1993.
3. Надирадзе, Л.И. Хрестоматия по истории Халифата
/ Л.И. Надирадзе. – М., 1968.
4. Беляев, Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат / Е.А. Беляев.
– М., 1966.
5
Стр.5