Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История стран Азии и Африки в средние века и новое время : Методические указания (90,00 руб.)

0   0
Авторысост. Т.М. Гавристова. Т.А. Федорова. Д.А. Савин
ИздательствоЯрГУ
Страниц49
ID206757
АннотацияМетодические указания состоят из двух частей (восьми блоков) и включают 24 темы по социально-экономической, политической и социально-культурной истории стран Азии и Африки. Главный акцент сделан на изучение наиболее крупных государств региона (Арабский Халифат. Китай. Индия. Япония. Османская империя. Иран. Египет и др.). а также ключевых проблем периода средних веков и нового времени (возникновение новых мировых религий, колониализм, народные движения, революции, модернизация, реформы и др.). Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина "История стран Азии и Африки", блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендовано для студентов специальности История
УДК94(5)+94(6)
ББК Т 3(0)я73
История стран Азии и Африки в средние века и новое время : Методические указания : Методические указания / сост. Т.М. Гавристова. Т.А. Федорова. Д.А. Савин .— Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 49 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206757 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Составители: Гавристова Т.М. – доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, зав. <...> Главный акцент сделан на изучение наиболее крупных государств региона (Арабский Халифат, Китай, Индия, Япония, Османская империя, Иран, Египет и др.), а также ключевых проблем периода средних веков и нового времени (возникновение новых мировых религий, колониализм, народные движения, революции, модернизация, реформы и др.) <...> УДК 94(5)+94(6) ББК Т 3(0)я73 © Ярославский государственный университет, 2006 © Т.М. Гавристова, Т.А. Федорова, Д.А. Савин, 2006 2 История стран Азии и Африки как часть всемирной истории является одной из основных дисциплин, изучаемых на исторических факультетах университетов. <...> История стран Азии и Африки в средние века – логическое продолжение истории Древнего Востока – преподается на втором курсе дневного и вечернего отделений, новая история стран Азии и Африки – на третьем курсе соответственно. <...> Они включают 24 темы по социально-экономической, политической и социально-культурной истории государств афро-азиатского региона, в рамках которых студентам предлагается подготовить доклады и сообщения по наиболее актуальным проблемам курса. <...> Рекомендации призваны оказать помощь в организации самостоятельной работы по предмету. <...> Арабо-мусульманская цивилизация В период раннего средневековья Аравийский полуостров находился на периферии мировой цивилизации. <...> Период, предшествующий принятию ислама, получил название «джахилийа» (в буквальном переводе с арабского языка: эпоха варварства, невежества, незнания истинной веры). <...> Со временем ислам превратился в идеологическую основу арабской государственности, Арабского Халифата, одного из крупнейших государственных образований периода средневековья, возникшего на стыке Азии, Африки и Европы, и многих других государств. <...> Главная заслуга Мухаммеда заключается в создании одной из самых универсальных мировых религий, определившей образ <...>
История_стран_Азии_и_Африки_в_средние_века_и_новое_время___Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра всеобщей истории Лаборатория африканистики и востоковедения История стран Азии и Африки в средние века и новое время Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности История Ярославль 2006
Стр.1
УДК 94(5)+94(6) ББК Т 3(0)я73 И 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2006 года Рецензент кафедра всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Составители: Гавристова Т.М. – доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, зав. Лабораторией африканистики и востоковедения, Федорова Т.А. – канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории; Савин Д.А. – ассистент кафедры регионоведения и туризма История стран Азии и Африки в средние века и новое вреИ 90 мя : метод. указания / сост. Т.М. Гавристова, Т.А. Федорова, Д.А. Савин ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 44 с. Методические указания состоят из двух частей (восьми блоков) и включают 24 темы по социально-экономической, политической и социально-культурной истории стран Азии и Африки. Главный акцент сделан на изучение наиболее крупных государств региона (Арабский Халифат, Китай, Индия, Япония, Османская империя, Иран, Египет и др.), а также ключевых проблем периода средних веков и нового времени (возникновение новых мировых религий, колониализм, народные движения, революции, модернизация, реформы и др.). Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина "История стран Азии и Африки", блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения. УДК 94(5)+94(6) ББК Т 3(0)я73 © Ярославский государственный университет, 2006 © Т.М. Гавристова, Т.А. Федорова, Д.А. Савин, 2006 2
Стр.2
История стран Азии и Африки как часть всемирной истории является одной из основных дисциплин, изучаемых на исторических факультетах университетов. История стран Азии и Африки в средние века – логическое продолжение истории Древнего Востока – преподается на втором курсе дневного и вечернего отделений, новая история стран Азии и Африки – на третьем курсе соответственно. Важной частью учебного процесса являются семинарские (практические) занятия. В ходе них студенты изучают источники и научную литературу, знакомятся с ключевыми терминами, анализируют деятельность выдающихся общественно-политических, религиозных и государственных деятелей, деятелей науки и культуры. Особое внимание уделяется изучению творческого наследия отечественных и зарубежных африканистов и востоковедов. Предлагаемые методические указания предназначены для студентов дневного и вечернего отделений. Они включают 24 темы по социально-экономической, политической и социально-культурной истории государств афро-азиатского региона, в рамках которых студентам предлагается подготовить доклады и сообщения по наиболее актуальным проблемам курса. Планы составлены в соответствии с программой курса по истории стран Азии и Африки в средние века и новое время, подготовленной коллективом Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете им. М.В. Ломо-носова. Цель методических указаний – научить студентов грамотно пользоваться литературой и источниками в процессе подбора материала для устного ответа, доклада и сообщения на заданную тему. Рекомендации призваны оказать помощь в организации самостоятельной работы по предмету. 3
Стр.3
Часть 1. История стран Азии и Африки в средние века 1.1. Арабо-мусульманская цивилизация В период раннего средневековья Аравийский полуостров находился на периферии мировой цивилизации. Характер общественного строя арабов был патриархально-родовым. Его основой служили языческие верования. Период, предшествующий принятию ислама, получил название «джахилийа» (в буквальном переводе с арабского языка: эпоха варварства, невежества, незнания истинной веры). Необходимость сплочения перед лицом внешней угрозы способствовала объединению кочевых и оседлых племен под знаменем новой религии – ислама. Со временем ислам превратился в идеологическую основу арабской государственности, Арабского Халифата, одного из крупнейших государственных образований периода средневековья, возникшего на стыке Азии, Африки и Европы, и многих других государств. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха». Такова краткая формула – символ веры ислама. Главная заслуга Мухаммеда заключается в создании одной из самых универсальных мировых религий, определившей образ жизни и стиль мышления мусульман (в буквальном переводе с арабского языка: большинство) – приверженцев ислама. Феномен рождения религии благодаря деятельности одного человека редок. Изучение личности ее создателя требует пристального внимания. Достоверных сведений о Мухаммеде мало. Единственным подлинным источником для знакомства с его биографией является Коран (в буквальном переводе с арабского языка: чтение, декламация), собрание проповедей, сведенных после его смерти в единую книгу. Идеи ислама нашли отражение и в Хадисах – изречениях пророка Мухаммеда, записанных его последователями. Важнейшим источником по истории арабо-мусульманской цивилизации являются сказки «Тысяча и одна ночь». В них имеется конкретный материал о реальной жизни города, быте и нра4
Стр.4
вах его жителей, их занятиях, организации ремесла и торговли, упоминаются имена исторических персонажей. После ликвидации Арабского Халифата в 1517 году функции халифа, главы правоверных мусульман, перешли к султанам Османской империи. В XVI – XVIII веках именно Османская империя стала крупнейшим центром арабо-мусульманского мира – преемницей Арабского Халифата. При общей схожести государственного и социального устройства между ними существовало много различий. В рамках семинарских занятий необходимо выявить общее и особенное в их общественно-политическом и экономическом развитии, дать оценку их роли в формировании арабо-мусульманской цивилизации. Тема 1. Арабы в VII – XII веках Цель занятия: выявить общее и особенное в развитии арабского общества до и после принятия ислама. Обратить внимание на такие ключевые понятия, как джахилийа, хиджра, умма и джамаа. Термины и имена для запоминания: джахилийа, джамаа, джизья, вакф, закят, мюльк умма, ушр, ушур, халиф, хиджра, харадж. План 1. Хозяйство и общественный строй арабов в эпоху джахилийа. 2. Мухаммед и создание меккано-мединской уммы. 3. Внешняя экспансия арабского государства. 4. Политика арабов на завоеванных территориях. 5. Система налогообложения и землепользования в Арабском Халифате. Источники и литература 1. Коран / пер., коммент. И.Ю. Крачковского. – М., 1990. 2. Коран / пер., коммент. В. Пороховой. – М., 1993. 3. Надирадзе, Л.И. Хрестоматия по истории Халифата / Л.И. Надирадзе. – М., 1968. 4. Беляев, Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат / Е.А. Беляев. – М., 1966. 5
Стр.5