Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Обшая психология (личность, индивидуальность): Методические указания (90,00 руб.)

0   0
АвторыСост. Н.Н. Мехтиханова , И.Ю. Владимиров
ИздательствоЯрГУ
Страниц46
ID206665
АннотацияМетодические указания являются обобщением авторами своего опыта проведения занятий по курсу общей психологии (разделы «Личность» и «Индивидуальность»). Рассматриваются вопросы организации исследования личности, получения и обработки данных, интерпретации полученных результатов. Предназначены для студентов факультета психологии, обучающихся по специальности 020400 Психология (курс «Общая психология (личность, индивидуальность)», дисциплина «Общая психология», блок ОПД), очной формы обучения. Могут использоваться при преподавании психологии личности и индивидуальности на смежных специальностях как методические указания при работе, связанной с исследованием личностных особенностей человека исследователями и психологами-практиками. Рис. 1. Табл. 1. Библиогр.: 29 назв.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендовано для студентов специальности Психология
УДК159.9(078)
ББКЮ 937я73
Обшая психология (личность, индивидуальность): Методические указания : Методические указания / Сост. Н.Н. Мехтиханова , И.Ю. Владимиров .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 46 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206665 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра общей психологии Общая психология (личность, индивидуальность) Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Психология Ярославль 2005 УДК 159.9(078) ББК Ю 937я73 О 28 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Могут использоваться при преподавании психологии личности и индивидуальности на смежных специальностях как методические указания при работе, связанной с исследованием личностных особенностей человека исследователями и психологами-практиками. <...> Методы исследования личности Личность изучается многими общественными науками, но для психологии она является базовой категорией. <...> Комплексное, системное изучение личности проводится на всех четырех уровнях: человек как индивид, индивидуальность, личность и субъект деятельности [20]. <...> Изучение личности в психологии начинается с определения базовых методологических принципов. <...> Указанные методологические принципы выступают основой для построения психологического исследования, определяют процесс подбора методов и методик для изучения личности. <...> Предлагаются также классификации внутри одной группы методов, специфичной именно для исследования личности, например опросных или проективных методов. <...> . По нашему мнению, одной из наиболее полных и конструктивных классификаций методов исследования личности может служить классификация, предложенная Г.Д. Пирьовым и Б.Г. Ананьевым. <...> Основанием в ней является ход психологического исследования («порядок операций в научном исследовании, определенный целостный цикл современного психологического исследования» [1]). <...> Прежде всего, перечислим основные этапы психологического исследования: - организационный этап (выбор стратегии эмпирического исследования), - этап добывания эмпирических фактов, - этап обработки полученных данных, - этап интерпретации результатов исследования. <...> Далее <...>
Обшая_психология_(личность,_индивидуальность)__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра общей психологии Общая психология (личность, индивидуальность) Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Психология Ярославль 2005
Стр.1
УДК 159.9(078) ББК Ю 937я73 О 28 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2005 года Рецензент кафедра общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Составители: канд. психол. наук, доцент Н.Н. Мехтиханова, канд. психол. наук, ассист. И.Ю. Владимиров, Общая психология (личность, индивидуальность): Метод. О 28 указания / Сост. Н.Н. Мехтиханова , И.Ю. Владимиров; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2005. 44 с. Методические указания являются обобщением авторами своего опыта проведения занятий по курсу общей психологии (разделы «Личность» и «Индивидуальность»). Рассматриваются вопросы организации исследования личности, получения и обработки данных, интерпретации полученных результатов. Предназначены для студентов факультета психологии, обучающихся по специальности 020400 Психология (курс «Общая психология (личность, индивидуальность)», дисциплина «Общая психология», блок ОПД), очной формы обучения. Могут использоваться при преподавании психологии личности и индивидуальности на смежных специальностях как методические указания при работе, связанной с исследованием личностных особенностей человека исследователями и психологами-практиками. Рис. 1. Табл. 1. Библиогр.: 29 назв. УДК 159.9(078) ББК Ю 937я73 © Ярославский государственный университет, 2005 © Н.Н. Мехтиханова, И.Ю. Владимиров, 2005 2
Стр.2
1. Методы исследования личности Личность изучается многими общественными науками, но для психологии она является базовой категорией. В отечественной психологии проводится разграничение содержания смежных категорий – «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект деятельности». Комплексное, системное изучение личности проводится на всех четырех уровнях: человек как индивид, индивидуальность, личность и субъект деятельности [20]. Изучение личности в психологии начинается с определения базовых методологических принципов. Прежде всего, должны учитываться принципы современного научного исследования, общие для всех наук: 1) отражение объективной истины, 2) строгая объективность изучения психики, 3) проверка изучаемых закономерностей на практике, 4) системный подход, 5) исследование психических явлений в процессе человеческой деятельности, 6) изучение всех психологических феноменов в развитии: филогенетическом и онтогенетическом, социально-историческом и индивидуальном. Указанные принципы получили четкое описание и обоснование в отечественной науке [22], а некоторые из них указываются в качестве исходных и в зарубежных учебниках по психологии личности [28]. Особое внимание российские ученые уделяют разработке методологических принципов исследования собственно личности [20]. К ним относятся: 1. Личностный принцип. Сущность его заключается в том, что необходимо изучать не изолированное восприятие, мышление, память, а то, как воспринимает, мыслит и т.д. человек, т.е. раскрывается зависимость всех психических процессов от личности как единого основания. 2. Принцип единства сознания и деятельности подразумевает, что личность является основанием связи сознания и деятельности. Сознание как высшее личностное образование осуществляет три взаимосвязанные функции – целостную регуляцию психических процессов, регуляцию отношений и регуляцию деятельности. 3
Стр.3
3. Принцип детерминизма. Согласно ему, внешние воздействия преломляются через внутреннее (личность), причем внутреннее, в свою очередь, выступает в качестве детерминант внешнего. Указанные методологические принципы выступают основой для построения психологического исследования, определяют процесс подбора методов и методик для изучения личности. В настоящее время насчитывается огромное количество методов исследования личности, но единой, общепризнанной классификации методов не существует. Выдвигаются самые разнообразные основания для деления методов на группы. Предлагаются также классификации внутри одной группы методов, специфичной именно для исследования личности, например опросных или проективных методов. В качестве основания классификации иногда выбирается какая-либо практическая задача, например диагностирования и т.д. [6]. По нашему мнению, одной из наиболее полных и конструктивных классификаций методов исследования личности может служить классификация, предложенная Г.Д. Пирьовым и Б.Г. Ананьевым. Основанием в ней является ход психологического исследования («порядок операций в научном исследовании, определенный целостный цикл современного психологического исследования» [1]). Прежде всего, перечислим основные этапы психологического исследования: - организационный этап (выбор стратегии эмпирического исследования), - этап добывания эмпирических фактов, - этап обработки полученных данных, - этап интерпретации результатов исследования. Далее рассмотрим, какие методы применяются на каждом этапе и какова специфика их использования именно при исследовании личности как целого. 1.1. Методы организации исследования личности Методы, входящие в первую группу, называются организационными. Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования (теоретическим – в виде концепций, практическим – в виде определенных рекомендаций по совершенствованию или созданию нового средства обучения, диагностики, управления и т.д.). 4
Стр.4
Изучение личности начинается с планирования и программирования исследования. На этом этапе определяются проблема и задачи, конкретизирующие её, выдвигается последовательность гипотез (возможных её решений). Также, что для нас является особенно важным, на этом этапе планируется и программируется система методов и порядок их применения, связанные с гипотезами и концепциями исследования, которые, в свою очередь, основаны на критическом анализе истории вопроса, обобщении итогов предшествующих исследований и излагаются в теоретическом разделе научной работы. К организационным методам относится, прежде всего, сравнительный метод. Он заключается в сопоставлении (одновременном или последовательном) разных ступеней развития или разных уровней по определенным параметрам. Сравнительный метод организации исследования является наиболее распространенным в психологии личности. Основным вариантом данного метода является метод возрастных, или «поперечных», срезов (именно он был одним из первых и главных методов возрастной психологии личности). Этот метод достаточно широко применяется в психологии личности, особенно при изучении возрастной динамики тех или иных личностных характеристик. Например, исследования И.И. Чесноковой по проблеме онтогенеза составляющих самосознания личности организованы именно по данной схеме [29]. Другой разновидностью сравнительного метода является психолого-клиническое исследование, суть которого заключается в сравнении данных, получаемых при изучении отклонений в психическом функционировании, с данными, полученными на нормальной выборке. Указанная схема работы позволила сформировать многие популярные концепции личности, например психоаналитические теории, морфологические типологии личности и др. К организационным методам относится также лонгитюдинальный метод, или метод «продольных срезов». Это способ организации многолетнего исследовательского цикла. Он заключается в длительном наблюдении и постоянном проведении различных психологических измерений. Этот метод позволяет научно обосновать психологический прогноз, определить генетические связи между фазами психического развития, получить индивидуализированные описания личности, и т.д. В то же время лонгитюдинальный метод имеет существенное ограничение: он чрезвычайно трудоемок в использовании. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.