Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психология воздействия: Методические указания (90,00 руб.)

0   0
АвторыСост. Т.Б. Кабанова-Климина
ИздательствоЯрГУ
Страниц34
ID206561
АннотацияЦель настоящих методических указаний - ознакомить студентовпсихологов с основными закономерностями психологического воздействия с позиций различных теорий. Рассматриваются основные подходы н стратегии психологического воздействия, его виды, условия, наиболее общие структурные компоненты, вопросы конструирования ситуаций психологического воздействия с позиций различных теорий личности. В данной работе приведено краткое изложение содержания курса по темам с указанием литературных источников, по которым можно изучить тему. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина "Психология воздействия", блок ДС), очной формы обучения.
Кому рекомендованодля студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина "Психология воздействия", блок ДС), очной формы обучения
УДК 159.9
ББКЮ 953я 73
Психология воздействия: Методические указания : Методические указания / Сост. Т.Б. Кабанова-Климина .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 34 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206561 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Цель настоящих методических указаний – ознакомить студентовпсихологов с основными закономерностями психологического воздействия с позиций различных теорий. <...> Рассматриваются основные подходы и стратегии психологического воздействия, его виды, условия, наиболее общие структурные компоненты, вопросы конструирования ситуаций психологического воздействия с позиций различных теорий личности. <...> Психокоррекция – это система методов психологического воздействия, направленных на исправление недостатков психологии человека и способов его взаимодействия со средой. <...> Во-вторых, к психологу часто обращаются представители профессий типа «человек-человек» (например, педагоги, врачи, юристы) с просьбой помочь выбрать приемы воздействия на личность (например, ученика, больного, клиента). <...> Цель настоящего методического пособия – ознакомить студентовпсихологов с основными закономерностями психологического воздействия с позиций различных теорий. <...> Рассматриваются основные подходы и стратегии психологического воздействия, его виды, условия, наиболее общие структурные компоненты, вопросы конструирования ситуаций психологического воздействия с позиций различных теорий личности. <...> Поскольку данный спецкурс написан для студентов специализации «педагогическая психология», значительная часть конкретных примеров взята из педагогической практики и практики консультирования по проблемам ребенка. <...> Несмотря на это, в мировой и отечественной психологической литературе накоплен сравнительно небольшой опыт теоретического обобщения закономерностей психологического воздействия. <...> 1 3 Интересный обобщающий материал по анализу условий, приемов и методов психологического воздействия представлен в монографии Кабаченко Т.С. <...> Следствие этих и других неблагоприятных воздействий – увеличение количества детей и подростков, а также взрослых с проблемами, с нарушениями психологической и социальной адаптации <...>
Психология_воздействия__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра педагогики и педагогической психологии Психология воздействия Методические указания по изучению спецкурса для студентов-психологов Ярославль 2004 1
Стр.1
ББК Ю 953я 73 К 12 УДК 159.9 Составитель Т.Б. Кабанова-Климина Рецензент кафедра педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета Психология воздействия: Метод. указания / Сост. Т.Б. Кабанова-Климина; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 12 с. Цель настоящих методических указаний – ознакомить студентовпсихологов с основными закономерностями психологического воздействия с позиций различных теорий. Рассматриваются основные подходы и стратегии психологического воздействия, его виды, условия, наиболее общие структурные компоненты, вопросы конструирования ситуаций психологического воздействия с позиций различных теорий личности. В данной работе приведено краткое изложение содержания курса по темам с указанием литературных источников, по которым можно изучить тему. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина "Психология воздействия", блок ДС), очной формы обучения. © Ярославский государственный университет, 2004 © Т.Б. Кабанова-Климина, 2004 2
Стр.2
Введение Одна из задач практикующего психолога – оказание психологической помощи клиенту, которая предполагает решение диагностических и коррекционных задач. Психокоррекция – это система методов психологического воздействия, направленных на исправление недостатков психологии человека и способов его взаимодействия со средой. Владение приемами психологического воздействия необходимо практикующему психологу не только в контексте психологического консультирования и решения коррекционных задач, но и в любой отрасли психологии. Во-первых, для того, чтобы грамотно и эффективно решать различные задачи психологического воздействия на личность и группу. Во-вторых, к психологу часто обращаются представители профессий типа «человек-человек» (например, педагоги, врачи, юристы) с просьбой помочь выбрать приемы воздействия на личность (например, ученика, больного, клиента). Следовательно, актуальность проблематики данного спецкурса несомненна. Цель настоящего методического пособия – ознакомить студентовпсихологов с основными закономерностями психологического воздействия с позиций различных теорий. Рассматриваются основные подходы и стратегии психологического воздействия, его виды, условия, наиболее общие структурные компоненты, вопросы конструирования ситуаций психологического воздействия с позиций различных теорий личности. Поскольку данный спецкурс написан для студентов специализации «педагогическая психология», значительная часть конкретных примеров взята из педагогической практики и практики консультирования по проблемам ребенка. Техники психологического воздействия – это основной инструментарий практикующего психолога наряду с методиками психологической диагностики. Несмотря на это, в мировой и отечественной психологической литературе накоплен сравнительно небольшой опыт теоретического обобщения закономерностей психологического воздействия. В отечественной психологии попытка создания теории психоло. гического воздействия принадлежит Ковалеву Г.А. [5], [8]1 1 Здесь и далее в скобках указан номер источника по списку литературы, приведенному в конце методических указаний. 3
Стр.3
Интересный обобщающий материал по анализу условий, приемов и методов психологического воздействия представлен в монографии Кабаченко Т.С. [4]. Среди зарубежных источников следует отметить работы Чалдини Р. [10], Зимбардо Ф. и Ляйппе М. [9]. В отечественной психологии за последние годы появилось значительное число работ, посвященных проблемам психологической коррекции различных отклонений: Осипова А.А. [15], Шевченко Ю.С. [17], Добридень В.П. [11] и др. Обозначились различные направления коррекционной и психотерапевтической работы (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. [12], Исурина Г.Л. [13], Монина Г.Б., Лютова Е.К. [14] и многие другие). Интенсивность развития данного направления свидетельствует об актуальности запросов практики: социально-экономическая и экологическая ситуации в современном обществе предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям и ресурсам человека. Как следствие всеобщей компьютеризации возникают проблемы неблагоприятного воздействия компьютера на организм и психику человека, проблемы чрезмерного увлечения компьютерными играми, проблемы компьютерной зависимости. Не всегда благоприятным оказывается воздействие на человека средств массовой информации. Возникают проблемы психологической безопасности. Следствие этих и других неблагоприятных воздействий – увеличение количества детей и подростков, а также взрослых с проблемами, с нарушениями психологической и социальной адаптации, с отклонениями в состоянии нервно-психического здоровья (тревожность, депрессивность, астенические состояния и т.д.). В связи с этим нам представляется важной задача теоретической подготовки студентов – психологов к решению проблем психологического воздействия на личность и группу. В данном методическом пособии приведено краткое изложение содержания курса по темам с указанием литературных источников, по которым можно изучить тему. 4
Стр.4
Тема 1. Феномен психологического воздействия и его общие характеристики Актуальность изучения психологии воздействия. Понятие и формальные характеристики психологического воздействия. Стратегии психологического воздействия. Психологическая безопасность. Средства психологического воздействия. Основное содержание и рекомендации по изучению темы Психологическое воздействие – это процесс и результат изменения регуляторов конкретной активности человека как адресата воздействия под влиянием отражения в его психике информации, передаваемой определенными средствами и исходящей от инициатора воздействия. Основное содержание понятия психологического воздействия раскрывается в [4, с. 16-23]. Формальные характеристики психологического воздействия: произвольное и непроизвольное, прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное, явное и скрытое психологическое воздействие [4, с. 65-70]. Технология, метод, прием воздействия [4, с. 92-99, с. 103]. Средства психологического воздействия: сенсорно-перцептивные сигналы, вербальные и невербальные средства [4, с. 109-203]. Стратегии психологического воздействия: императивная, манипулятивная, развивающая [5], [8]. Психологическая безопасность [4, с. 30-38]. Литература по теме Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия (К определению понятия) // Психология воздействия (проблемы теории и практики). М., 1989. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 5
Стр.5