Цель настоящих методических указаний – ознакомить студентовпсихологов с основными закономерностями психологического воздействия с позиций различных теорий. <...> Рассматриваются основные
подходы и стратегии психологического воздействия, его виды, условия, наиболее общие структурные компоненты, вопросы конструирования ситуаций психологического воздействия с позиций различных
теорий личности. <...> Психокоррекция – это система методов психологического воздействия, направленных на исправление недостатков психологии человека и способов его взаимодействия со средой. <...> Во-вторых, к психологу часто обращаются представители
профессий типа «человек-человек» (например, педагоги, врачи, юристы) с просьбой помочь выбрать приемы воздействия на личность (например, ученика, больного, клиента). <...> Цель настоящего методического пособия – ознакомить студентовпсихологов с основными закономерностями психологического воздействия с позиций различных теорий. <...> Рассматриваются основные подходы и стратегии психологического воздействия, его виды, условия,
наиболее общие структурные компоненты, вопросы конструирования
ситуаций психологического воздействия с позиций различных теорий
личности. <...> Поскольку данный спецкурс написан для студентов специализации «педагогическая психология», значительная часть конкретных
примеров взята из педагогической практики и практики консультирования по проблемам ребенка. <...> Несмотря на это, в мировой и отечественной психологической литературе накоплен сравнительно небольшой опыт теоретического обобщения закономерностей психологического воздействия. <...> 1
3
Интересный обобщающий материал по анализу условий, приемов
и методов психологического воздействия представлен в монографии
Кабаченко Т.С. <...> Следствие этих и других неблагоприятных воздействий – увеличение количества детей и подростков, а также взрослых с проблемами,
с нарушениями психологической и социальной адаптации <...>
Психология_воздействия__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра педагогики и педагогической психологии
Психология воздействия
Методические указания
по изучению спецкурса для студентов-психологов
Ярославль 2004
1
Стр.1
ББК Ю 953я 73
К 12
УДК 159.9
Составитель Т.Б. Кабанова-Климина
Рецензент
кафедра педагогики и педагогической психологии
Ярославского государственного университета
Психология воздействия: Метод. указания / Сост. Т.Б. Кабанова-Климина;
Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 12 с.
Цель настоящих методических указаний – ознакомить студентовпсихологов
с основными закономерностями психологического воздействия
с позиций различных теорий. Рассматриваются основные
подходы и стратегии психологического воздействия, его виды, условия,
наиболее общие структурные компоненты, вопросы конструирования
ситуаций психологического воздействия с позиций различных
теорий личности.
В данной работе приведено краткое изложение содержания курса
по темам с указанием литературных источников, по которым можно
изучить тему.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
020400 Психология (дисциплина "Психология воздействия",
блок ДС), очной формы обучения.
© Ярославский государственный университет, 2004
© Т.Б. Кабанова-Климина, 2004
2
Стр.2
Введение
Одна из задач практикующего психолога – оказание психологической
помощи клиенту, которая предполагает решение диагностических
и коррекционных задач.
Психокоррекция – это система методов психологического воздействия,
направленных на исправление недостатков психологии человека
и способов его взаимодействия со средой.
Владение приемами психологического воздействия необходимо
практикующему психологу не только в контексте психологического
консультирования и решения коррекционных задач, но и в любой отрасли
психологии. Во-первых, для того, чтобы грамотно и эффективно
решать различные задачи психологического воздействия на личность и
группу. Во-вторых, к психологу часто обращаются представители
профессий типа «человек-человек» (например, педагоги, врачи, юристы)
с просьбой помочь выбрать приемы воздействия на личность (например,
ученика, больного, клиента). Следовательно, актуальность
проблематики данного спецкурса несомненна.
Цель настоящего методического пособия – ознакомить студентовпсихологов
с основными закономерностями психологического воздействия
с позиций различных теорий. Рассматриваются основные подходы
и стратегии психологического воздействия, его виды, условия,
наиболее общие структурные компоненты, вопросы конструирования
ситуаций психологического воздействия с позиций различных теорий
личности. Поскольку данный спецкурс написан для студентов специализации
«педагогическая психология», значительная часть конкретных
примеров взята из педагогической практики и практики консультирования
по проблемам ребенка.
Техники психологического воздействия – это основной инструментарий
практикующего психолога наряду с методиками психологической
диагностики. Несмотря на это, в мировой и отечественной психологической
литературе накоплен сравнительно небольшой опыт теоретического
обобщения закономерностей психологического воздействия.
В отечественной психологии попытка создания теории психоло.
гического
воздействия принадлежит Ковалеву Г.А. [5], [8]1
1 Здесь и далее в скобках указан номер источника по списку литературы, приведенному
в конце методических указаний.
3
Стр.3
Интересный обобщающий материал по анализу условий, приемов
и методов психологического воздействия представлен в монографии
Кабаченко Т.С. [4].
Среди зарубежных источников следует отметить работы Чалдини
Р. [10], Зимбардо Ф. и Ляйппе М. [9].
В отечественной психологии за последние годы появилось значительное
число работ, посвященных проблемам психологической коррекции
различных отклонений: Осипова А.А. [15], Шевченко Ю.С.
[17], Добридень В.П. [11] и др. Обозначились различные направления
коррекционной и психотерапевтической работы (Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д., Грабенко Т.М. [12], Исурина Г.Л. [13], Монина Г.Б., Лютова
Е.К. [14] и многие другие).
Интенсивность развития данного направления свидетельствует об
актуальности запросов практики: социально-экономическая и экологическая
ситуации в современном обществе предъявляют повышенные
требования к психологическим возможностям и ресурсам человека.
Как следствие всеобщей компьютеризации возникают проблемы неблагоприятного
воздействия компьютера на организм и психику человека,
проблемы чрезмерного увлечения компьютерными играми, проблемы
компьютерной зависимости.
Не всегда благоприятным оказывается воздействие на человека
средств массовой информации. Возникают проблемы психологической
безопасности.
Следствие этих и других неблагоприятных воздействий – увеличение
количества детей и подростков, а также взрослых с проблемами,
с нарушениями психологической и социальной адаптации, с отклонениями
в состоянии нервно-психического здоровья (тревожность, депрессивность,
астенические состояния и т.д.).
В связи с этим нам представляется важной задача теоретической
подготовки студентов – психологов к решению проблем психологического
воздействия на личность и группу.
В данном методическом пособии приведено краткое изложение
содержания курса по темам с указанием литературных источников,
по которым можно изучить тему.
4
Стр.4
Тема 1.
Феномен психологического воздействия
и его общие характеристики
Актуальность изучения психологии воздействия.
Понятие и формальные характеристики психологического воздействия.
Стратегии психологического воздействия. Психологическая
безопасность. Средства психологического воздействия.
Основное содержание и рекомендации
по изучению темы
Психологическое воздействие – это процесс и результат изменения
регуляторов конкретной активности человека как адресата воздействия
под влиянием отражения в его психике информации, передаваемой
определенными средствами и исходящей от инициатора
воздействия.
Основное содержание понятия психологического воздействия
раскрывается в [4, с. 16-23].
Формальные характеристики психологического воздействия:
произвольное и непроизвольное, прямое и косвенное, непосредственное
и опосредованное, явное и скрытое психологическое воздействие
[4, с. 65-70].
Технология, метод, прием воздействия [4, с. 92-99, с. 103].
Средства психологического воздействия: сенсорно-перцептивные
сигналы, вербальные и невербальные средства [4, с. 109-203].
Стратегии психологического воздействия: императивная, манипулятивная,
развивающая [5], [8].
Психологическая безопасность [4, с. 30-38].
Литература по теме
Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического
воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3.
Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия (К определению
понятия) // Психология воздействия (проблемы теории и
практики). М., 1989.
Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное
пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
5
Стр.5