Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Организация и методы прикладного социально-психологического исследования: Методические указания (90,00 руб.)

0   0
АвторыСост. С.И. Ерина
ИздательствоЯрГУ
Страниц59
ID206560
АннотацияДанная работа содержит программу и литературу к основным разделам учебного курса «Организация и методы прикладного социальнопсихологического исследования» и перечень заданий к практическим занятиям. Методические указания по дисциплине «Организация и методы прикладного социально-психологического исследования» (блок ДС) предназначены для студентов специальности 020400 Психология очной формы обучения.
Кому рекомендованодля студентов специальности 020400 Психология очной формы обучения
УДК 316.6
ББКЮ95я73
Организация и методы прикладного социально-психологического исследования: Методические указания : Методические указания / Сост. С.И. Ерина .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 59 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206560 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. <...> Ерина Организация и методы прикладного социально-психологического исследования: Метод. указания / Сост. <...> ©Ярославский государственный университет, 2004 © Ерина С.И., 2004 2 Программа прикладного социальнопсихологического исследования Основные особенности прикладного социально-психологического исследования. <...> Методики социально-психологического исследования личности и малых групп / Отв. ред. <...> Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. <...> Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. <...> Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. <...> Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. <...> А.С. Залужный об изучении детских коллективов посредством метода наблюдения. <...> Метод наблюдения в изучении межличностных отношений, поведения личности в группе (К. Левин <...> Характеристика основных видов наблюдения в социальной психологии. <...> Иллюстрация контролируемого наблюдения на примере анализа схемы наблюдения поведения в малой группе и влияние его на социально-психологический климат группы (Баргун, Мак-Кроски, Бейлз, Залужный). <...> Основные вопросы, связанные с использованием этого вида наблюдения. <...> Характеристика видов наблюдения в зависимости от условий организации наблюдения (в естественных условиях и в лабораторных). <...> Специфика этого вопроса в зависимости от вида наблюдения. <...> Выбор способов регистрации событий, контроль на обоснованность и устойчивость – основные моменты, от которых зависит надёжность данных, полученных методом наблюдения. <...> Метод изучения документов Метод изучения документов как один из традиционных способов получения первичной информации в социально-психологическом прикладном исследовании. <...> О роли работ Райта, Лассуэлла, Лоуэнталя и Берельсона в развитии <...>
Организация_и_методы_прикладного_социально-психологического_исследования__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Организация и методы прикладного социально-психологического исследования Методические указания Ярославль 2004 1
Стр.1
ББК Ю95я73 Е71 УДК 316.6 Составитель С.И. Ерина Организация и методы прикладного социально-психологического исследования: Метод. указания / Сост. С.И. Ерина; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 60 с. Данная работа содержит программу и литературу к основным разделам учебного курса «Организация и методы прикладного социальнопсихологического исследования» и перечень заданий к практическим занятиям. Методические указания по дисциплине «Организация и методы прикладного социально-психологического исследования» (блок ДС) предназначены для студентов специальности 020400 Психология очной формы обучения. Рецензент – кафедра социальной и политической психологии. ©Ярославский государственный университет, 2004 © Ерина С.И., 2004 2
Стр.2
Программа прикладного социальнопсихологического исследования Основные особенности прикладного социально-психологического исследования. Понятие и структура программы. Основные проблемы, связанные с разработкой программы. Методологический раздел программы. Формулировка проблемы и задач исследования. Проблемная ситуация – исходный пункт всякого исследования. Определение проблемной ситуации. Объект и предмет исследования. Определение целей и задач исследования. О соотношении теоретических и практических задач в исследовании. Проблема эмпирической интерпретации. Интерпретация основных понятий. Выделение ключевых понятий и поиск их эмпирических признаков. Систематизация имеющегося знания о предмете изучения и обоснование пути поиска нового знания. Этап выдвижения гипотезы. Понятие гипотезы. О необходимости гипотезы в исследовании. Основные виды гипотез. Характеристика описательной и объяснительной гипотезы. Общие требования, которым должна удовлетворять гипотеза прикладного социально-психологического исследования. Процедурный раздел программы. Принципиальный план исследования. О существовании различных стратегий исследования в зависимости от вида гипотезы. Характеристика формулятивного (разведывательного) плана исследования, случаи его применения, основная цель. О процедурных особенностях исследования по формулятивному (разведывательному) плану. Характеристика основных стадий исследования: изучение имеющейся литературы, беседа с компетентными лицами, полевое наблюдение. Описательный план, его общая характеристика, особенность этого вида плана и основная цель. Экспериментальный план исследования, случаи его применения, основная цель. О процедурных особенностях исследования по экспериментальному плану. Общие требования к программе. Применение результатов исследования в общественной практике. О процессе внедрения в практику результатов прикладного социальнопсихологического исследования, основные особенности этого процесса. О необходимости рассмотрения процесса внедрения как самостоятельного этапа на стадии разработки программы социального исследования. Основные функции этого этапа. Общие требования к изложению результатов исследования. Некоторые формы внедрения результатов в практику. Об ответственности исследователя и активной социальной позиции исследования. Примерная схема оформления результатов прикладного социальнопсихологического исследования представлена в приложении №1. 3
Стр.3
Обязательная литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1988. С. 384-399. 2. Введение в практическую социальную психологию: уч. пос. / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В.Соловьёвой. М.: Наука, 1994. С. 5-32. 3. Введение в практическую социальную психологию./Под ред. Ю.Н. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьёвой. 3-е, исп. изд. М.: Смысл, 1999. С. 7-47. 4. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, Е.В. Журавлёва. М.: ИП РАН, 1995. 5. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 2003. С. 314 –320. 6. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалёва и А.Н. Сухова. М., 1995. С. 382-415. 7. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. 8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблема методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. С. 32-49. 9. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. пос. СПб.: СПбГУП, 2003. С. 59-66. 10. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2003, С. 40-47. 11. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 11-32, с. 208-244. 12. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. В.Н. Дружинин. М.: ИНФРА. М., 1999. С. 466-484. 13. Социальная психология: Учеб. пос. / Отв. ред. А.Л. Журавлёв. М., 2002. С. 37-41. 14. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, Е.В. Шорохова. М., 1998. С. 122-245. 15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.Н. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с. 16. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. С. 35-67; с. 220-232. Дополнительная литература 1. Андреева Г.М. Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1971, гл. 1. 2. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социальных исследований. М., 1969. 3. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. СПб., 1994. С. 83. 4. Обозов Н.Н. Психологическое исследование и консультирование. СПб., 1998. С. 3-36. 4
Стр.4
5. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971, гл. 1, параграф 2 6. Процесс социального исследования. М., 1975. С. 23-93, с. 520-532. 7. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 1997. С. 124-156, с. 480-497. 8. Семенов Н.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Ярославль, 2004. 9. Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Том 1 / Под ред. В.В. Новикова (гл. ред.), И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова. – Ярославль: МАПН, 2003. 384 с. Методы прикладного социально-психологического исследования Роль метода в науке. Состояние проблемы метода в социальной психологии. Существующие классификации методов в социальной психологии (Кузьмин Е.С., Новиков В.В., Парыгин Б.Д., Ядов В.К., Журавлёв А.Л., Семёнов В.Е.). Обязательная литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. С. 54-78. 2. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семёнова. Л., 1971. С. 5-16. 3. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 2003. С. 344. 4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999. С. 39-49. 5. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. пос. СПб., 2003. С. 57-59 6. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С. 26-38. 7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2003. С. 41-66 8. Современная психология. Справочное руководство / Отв. ред. В.Н. Дружинин. М.: ИНФРА, 1999. 9. Социальная психология: Уч. пос. / Отв. ред. А.Л. Журавлёв. М., 2002. С. 37-60. 10. Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Том 1 / Под ред. В.В. Новикова (гл. ред.), И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова. – Ярославль: МАПН, 2003. 384 с. 11. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалёва и А. Н. Сухова. М., 1995. С. 352-373. 5
Стр.5
12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.Н. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с. Дополнительная литература 1. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. М., 1987. С. 29-40. Наблюдение Наблюдение – один из важнейших методов социальной психологии. Значение метода наблюдения в социальной психологии. Основные области применения метода наблюдения в социальной психологии. История развития метода наблюдения в социальной психологии. А.Ф. Лазурский об использовании метода наблюдения при изучении поведения отдельных лиц, групп в их обыденной жизни и деятельности. П.П. Блонский о необходимости обучения психологов методу наблюдения на примере изучения невербального поведения. Методика психологического наблюдения М.Н. Басова. А.С. Залужный об изучении детских коллективов посредством метода наблюдения. О применении метода наблюдения в зарубежной социальной психологии. Метод наблюдения в изучении межличностных отношений, поведения личности в группе (К. Левин, Р. Бейлз, Е. Чеппл и др.). Определение метода наблюдения в социальной психологии. О различии обыденного и научного наблюдения: чёткая формулировка исследовательской цели и задачи, разработка соответствующих схем и способов фиксации данных, полученных в ходе наблюдения, воспроизводимость результатов и т.д. Дополнительные признаки научного наблюдения: направленность на социально важные области, организованность и систематичность наблюдения, широта наблюдения, объективность наблюдения. О возможностях научного наблюдения. Характеристика основных преимуществ метода наблюдения: непосредственность, событийность, независимость от готовности наблюдаемых лиц, многомерность и широта охвата поля наблюдения. Основные ограничения метода наблюдения. Необходимость учитывать влияние на результаты наблюдения социального положения наблюдателя по отношению к наблюдаемому, настроения наблюдателя во время наблюдения, предшествующие личные встречи наблюдателя с наблюдаемым, психологическое пресыщение наблюдателя. Ошибки, связанные с феноменом «галоэффект», эффекта «снисходительности». Ошибка усреднения, контрастности, моделирования при использовании метода наблюдения. О необходимости использования метода наблюдения в сочетании с другими исследовательскими процедурами и методами. Классификация метода наблюдения. Существующие основания для классификации метода наблюдения. Характеристика основных видов наблюдения в социальной психологии. Неконтролируемое наблюдение. Основные достоинст6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.