Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Организация и методы прикладного
социально-психологического
исследования
Методические указания
Ярославль 2004
1
Стр.1
ББК Ю95я73
Е71
УДК 316.6
Составитель С.И. Ерина
Организация и методы прикладного социально-психологического исследования:
Метод. указания / Сост. С.И. Ерина; Яросл. гос. ун-т. Ярославль,
2004. 60 с.
Данная работа содержит программу и литературу к основным разделам
учебного курса «Организация и методы прикладного социальнопсихологического
исследования» и перечень заданий к практическим занятиям.
Методические указания по дисциплине «Организация и методы прикладного
социально-психологического исследования» (блок ДС) предназначены для
студентов специальности 020400 Психология очной формы обучения.
Рецензент – кафедра социальной и политической психологии.
©Ярославский государственный университет, 2004
© Ерина С.И., 2004
2
Стр.2
Программа прикладного социальнопсихологического
исследования
Основные особенности прикладного социально-психологического исследования.
Понятие и структура программы. Основные проблемы, связанные с
разработкой программы.
Методологический раздел программы. Формулировка проблемы и задач
исследования. Проблемная ситуация – исходный пункт всякого исследования.
Определение проблемной ситуации. Объект и предмет исследования. Определение
целей и задач исследования. О соотношении теоретических и практических
задач в исследовании.
Проблема эмпирической интерпретации. Интерпретация основных понятий.
Выделение ключевых понятий и поиск их эмпирических признаков. Систематизация
имеющегося знания о предмете изучения и обоснование пути поиска
нового знания. Этап выдвижения гипотезы. Понятие гипотезы. О необходимости
гипотезы в исследовании. Основные виды гипотез. Характеристика
описательной и объяснительной гипотезы. Общие требования, которым должна
удовлетворять гипотеза прикладного социально-психологического исследования.
Процедурный
раздел программы. Принципиальный план исследования. О
существовании различных стратегий исследования в зависимости от вида гипотезы.
Характеристика формулятивного (разведывательного) плана исследования,
случаи его применения, основная цель. О процедурных особенностях исследования
по формулятивному (разведывательному) плану. Характеристика
основных стадий исследования: изучение имеющейся литературы, беседа с
компетентными лицами, полевое наблюдение.
Описательный план, его общая характеристика, особенность этого вида
плана и основная цель. Экспериментальный план исследования, случаи его
применения, основная цель. О процедурных особенностях исследования по
экспериментальному плану. Общие требования к программе.
Применение результатов исследования в общественной практике. О процессе
внедрения в практику результатов прикладного социальнопсихологического
исследования, основные особенности этого процесса. О необходимости
рассмотрения процесса внедрения как самостоятельного этапа на
стадии разработки программы социального исследования. Основные функции
этого этапа. Общие требования к изложению результатов исследования. Некоторые
формы внедрения результатов в практику. Об ответственности исследователя
и активной социальной позиции исследования.
Примерная схема оформления результатов прикладного социальнопсихологического
исследования представлена в приложении №1.
3
Стр.3
Обязательная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1988. С. 384-399.
2. Введение в практическую социальную психологию: уч. пос. / Под ред.
Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В.Соловьёвой. М.: Наука, 1994. С. 5-32.
3. Введение в практическую социальную психологию./Под ред.
Ю.Н. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьёвой. 3-е, исп. изд. М.: Смысл,
1999. С. 7-47.
4. Методики социально-психологического исследования личности и малых
групп / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, Е.В. Журавлёва. М.: ИП РАН, 1995.
5. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 2003.
С. 314 –320.
6. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред.
А.А. Бодалёва и А.Н. Сухова. М., 1995. С. 382-415.
7. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.
8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблема методологии, истории
и теории. СПб.: ИГУП, 1999. С. 32-49.
9. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. пос. СПб.: СПбГУП, 2003.
С. 59-66.
10. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2003, С. 40-47.
11. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред.
Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1984. С. 11-32, с. 208-244.
12. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. В.Н.
Дружинин. М.: ИНФРА. М., 1999. С. 466-484.
13. Социальная психология: Учеб. пос. / Отв. ред. А.Л. Журавлёв. М., 2002.
С. 37-41.
14. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений
/ Отв. ред. А.Л. Журавлёв, Е.В. Шорохова. М., 1998. С. 122-245.
15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.Н. Социальнопсихологическая
диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
490 с.
16. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,
методы. М., 1987. С. 35-67; с. 220-232.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Лекции по методике конкретных социальных исследований.
М., 1971, гл. 1.
2. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социальных исследований.
М., 1969.
3. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. СПб., 1994. С.
83.
4. Обозов Н.Н. Психологическое исследование и консультирование. СПб.,
1998. С. 3-36.
4
Стр.4
5. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971, гл.
1, параграф 2
6. Процесс социального исследования. М., 1975. С. 23-93, с. 520-532.
7. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 1997. С. 124-156, с.
480-497.
8. Семенов Н.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем
личностной зрелости: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Ярославль, 2004.
9. Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии).
Том 1 / Под ред. В.В. Новикова (гл. ред.), И.Н. Карицкого, В.В. Козлова,
В.А. Мазилова. – Ярославль: МАПН, 2003. 384 с.
Методы прикладного
социально-психологического исследования
Роль метода в науке. Состояние проблемы метода в социальной психологии.
Существующие классификации методов в социальной психологии (Кузьмин
Е.С., Новиков В.В., Парыгин Б.Д., Ядов В.К., Журавлёв А.Л., Семёнов
В.Е.).
Обязательная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. С. 54-78.
2. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина,
В.Е. Семёнова. Л., 1971. С. 5-16.
3. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 2003.
С. 344.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории
и теории. СПб., 1999. С. 39-49.
5. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. пос. СПб., 2003. С. 57-59
6. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С.
26-38.
7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2003. С. 41-66
8. Современная психология. Справочное руководство / Отв. ред. В.Н. Дружинин.
М.: ИНФРА, 1999.
9. Социальная психология: Уч. пос. / Отв. ред. А.Л. Журавлёв. М., 2002. С.
37-60.
10. Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии).
Том 1 / Под ред. В.В. Новикова (гл. ред.), И.Н. Карицкого, В.В. Козлова,
В.А. Мазилова. – Ярославль: МАПН, 2003. 384 с.
11. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалёва
и А. Н. Сухова. М., 1995. С. 352-373.
5
Стр.5
12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.Н. Социальнопсихологическая
диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
490 с.
Дополнительная литература
1. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа.
Методы. М., 1987. С. 29-40.
Наблюдение
Наблюдение – один из важнейших методов социальной психологии. Значение
метода наблюдения в социальной психологии. Основные области применения
метода наблюдения в социальной психологии.
История развития метода наблюдения в социальной психологии.
А.Ф. Лазурский об использовании метода наблюдения при изучении поведения
отдельных лиц, групп в их обыденной жизни и деятельности. П.П. Блонский о
необходимости обучения психологов методу наблюдения на примере изучения
невербального поведения. Методика психологического наблюдения
М.Н. Басова. А.С. Залужный об изучении детских коллективов посредством метода
наблюдения. О применении метода наблюдения в зарубежной социальной
психологии. Метод наблюдения в изучении межличностных отношений, поведения
личности в группе (К. Левин, Р. Бейлз, Е. Чеппл и др.).
Определение метода наблюдения в социальной психологии. О различии
обыденного и научного наблюдения: чёткая формулировка исследовательской
цели и задачи, разработка соответствующих схем и способов фиксации данных,
полученных в ходе наблюдения, воспроизводимость результатов и т.д. Дополнительные
признаки научного наблюдения: направленность на социально важные
области, организованность и систематичность наблюдения, широта наблюдения,
объективность наблюдения.
О возможностях научного наблюдения. Характеристика основных преимуществ
метода наблюдения: непосредственность, событийность, независимость
от готовности наблюдаемых лиц, многомерность и широта охвата поля
наблюдения. Основные ограничения метода наблюдения. Необходимость учитывать
влияние на результаты наблюдения социального положения наблюдателя
по отношению к наблюдаемому, настроения наблюдателя во время наблюдения,
предшествующие личные встречи наблюдателя с наблюдаемым, психологическое
пресыщение наблюдателя. Ошибки, связанные с феноменом «галоэффект»,
эффекта «снисходительности». Ошибка усреднения, контрастности,
моделирования при использовании метода наблюдения. О необходимости использования
метода наблюдения в сочетании с другими исследовательскими
процедурами и методами.
Классификация метода наблюдения. Существующие основания для классификации
метода наблюдения. Характеристика основных видов наблюдения в
социальной психологии. Неконтролируемое наблюдение. Основные достоинст6
Стр.6